Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Зависимость между навыками. Потеря навыка

Между навыками существует зависимость. Она различна и определяется действиями, вхо­дящими в навык. Зная английский и немецкий языки, гораздо легче овладеть французским. Научившись управлять мотоциклом, легче ос­воить управление самолетом. Имея навык в вы­полнении гимнастических упражнений на пере­кладине, легко овладеть кольцами.

Такая зависимость между навыками, когда владение одним навыком способствует овладе­нию другими, называется переносом. Перенос наблюдается тогда, когда навыки сходны по типу.

Но в некоторых случаях старые навыки отрицательно влияют на усвоение новых — происходит так называемое смешение навыков. В процесс выполнения или формирования од­ного навыка непроизвольно «вмешивается» дру­гой. Футболист, который ранее играл в волей­бол, в критический момент матча непроизвольно отбивает мяч кулаком. Изучая английский язык, учащийся иногда непроизвольно употребляет ранее известные ему французские слова.

Чтобы предупредить такое смешение, сле­дует как можно прочнее усваивать каждый на­вык в отдельности, делать это сознательно, от­четливо противопоставляя вначале существую­щие между ними различия.

ПОТЕРЯ НАВЫКА

Гимнаст много лет славился тем, что лучше других выполнял на перекладине «солнце». Но однажды, упражняясь, он сорвался. Хотя сильно испугавшийся гимнаст не получил ни ушибов, ни повреждений, он потерял навык, разу­чился делать «солнце». Несмотря на многократ­ные попытки, ему больше не удавалось выпол­нить это упражнение.

А один хороший акробат навсегда потерял навык исполнять «сальто мортале» после того, как увидел гибель своего друга при неудачном исполнении этого сложного прыжка с перевора­чиванием в воздухе через голову.

В обоих случаях навык разрушился из-за психической травмы — ведь физической трав­мы не было! Сильное потрясение, в частности пережитый ужас, сильный испуг, нередко бывает причиной потери навыка. Навык иногда раз­рушается настолько, что не может осущест­вляться не только автоматизирование, но и произвольно. Причиной разрушения навыка (особенно сложного) бывает и переутомление, чаще прекращение упражнений или длительный перерыв в них. Но в этом случае большей частью происходит не полная потеря навыка, а лишь уменьшение степени автоматизированности дей­ствия: те операции, которые совершались авто­матизирование, почти без участия сознания, начинают выполняться лишь с его участием, произвольно.

С потерей навыка можно бороться. Так, непосредственно вслед за потрясением — при­чиной разрушения навыка — нужно повторить данное действие. Например, тонувший человек должен заставить себя сейчас же после того, как его спасли, войти в воду и поплавать.

Преодоление страха сразу вслед за неудачей в выполнении навыка обычно прекращает даль­нейшее разрушающее действие на навык пере­житого потрясения. Главное общее условие для сохранения навыка — систематическое уп­ражнение.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017