Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Самая простая память

Все, конечно, знают, что в полной темноте, когда в комнате нет ни одной щелки, пропуска­ющей хотя бы самый слабый свет, увидеть ни­чего нельзя. Но не всегда это верно. Кое-что все-таки можно разглядеть.

Давайте посадим кого-нибудь в совершенно темную комнату и дадим время привыкнуть к темноте. Затем попросим нашего испытуемого, как только вспыхнет свет, смотреть на собствен­ную руку. Потом на полсекунды включаем яр­кий свет, а когда в комнате опять наступает полная темнота, происходит удивительная вещь: испытуемый продолжает видеть свою руку, правда, не очень отчетливо, но достаточно ясно. Постепенно очертания руки будут расплываться, и вскоре она совершенно исчезнет в темноте.

В этом явлении удивительного гораздо мень­ше, чем кажется на первый взгляд. Следы тех процессов, которые возникли под действием разд­ражителя (в данном случае ярко освещенная рука), сохранялись еще некоторое время в зри­тельном анализаторе. Но после того как такой образ (их называют последовательными обра­зами) исчез, можно смело сказать, что исчез он навсегда. И если обобщенный образ дома мы можем вызвать в памяти, стоит нам только захотеть этого, то последовательный образ ни­когда не возвращается. Психологи считают по­следовательные образы простейшей формой про­явления следов.

Но есть и еще одна простая форма памяти, хотя встречается она далеко не у каждого чело­века. Один немецкий психолог заметил, что не­которые художники не нуждаются в том, чтобы предмет, который они рисуют, что называется, «с натуры», постоянно находился у них перед глазами. Они просто некоторое время рассмат­ривают его, а потом рисуют по памяти. При этом изображение получается точным до мельчай­ших подробностей. Психолог заинтересовался этим явлением и обнаружил следующее. Ока­зывается, некоторые люди продолжают видеть предмет, причем именно тот же, конкретный предмет, когда его уже нет перед глазами. Они могут увидеть его в любое время, когда им это нужно, и эта возможность сохраняется годами.

В таких случаях говорят, что человек обла­дает наглядными, или, как выражаются уче­ные, эйдетическими образами.

Дальнейшее изучение показало, что облада­телями эйдетических образов чаще всего оказы­ваются дети, а с годами эта способность умень­шается. В 1921 г. на психологическом конгрессе ученым продемонстрировали целую группу уча­щихся, которым в течение 9 секунд показывали помещенную здесь картину. После того как кар­тину убрали, дети продолжали ее видеть. Вот какая беседа произошла между эксперимента­тором и одним из мальчиков. Но перед тем как читать ее запись, вы тоже посмотрите на кар­тину в течение 9 секунд, а затем, прежде чем читать ответ на вопрос, попытайтесь сами на него ответить.

Вопрос. Сколько людей нарисовано?

Ответ. Шесть — четверо мужчин и две женщины. Один поливает улицу, трое осталь­ных идут на работу.

Вопрос. В каком направлении идут эти трое мужчин?

Ответ. Туда, вглубь (показывает рукой направление).

Вопрос. Что видишь ты у второго че­ловека?

Ответ. Он курит длинную трубку.

Вопрос. Что несет этот человек на плече?

Ответ. Большую кирку.

Вопрос. Что несет на плече человек, иду­щий впереди?

Ответ. Лопату.

Вопрос. А тот, что идет сзади?

Ответ. Продолговатую лопату.

Вопрос. Люди эти идут по тротуару или посередине улицы?

Ответ. По тротуару.

Вопрос. Сколько окон в доме, мимо кото­рого проходят эти люди?

Ответ. Шесть — пять сбоку и одно спе­реди.

Вопрос. Чем отличается это окно спереди дома от окон сбоку?

Ответ. Переднее окно прикрыто ставнями.

Вопрос. Сколько кувшинов с молоком стоит на тележке?

Ответ. Пять.

Вопрос. Видишь вывеску над дверью, возле которой стоит женщина?

Ответ. Да.

Вопрос. Что на ней обозначено?

Ответ. Трудно прочесть... все же... Но­мер, затем цифра 3 и потом 8 или 9.

Вопрос. Как написан номер?

Ответ. Большое N и маленькое О с двумя черточками под ним.

Вопрос. А теперь прочти вторую вывес­ку.

Ответ. Молочный магазин.

Вопрос. В каком направлении смотрит корова?

Ответ. Влево.

Вопрос. Откуда достает воду тот, кто поливает улицу?

Ответ. Из четырехугольного отверстия.

Вы, наверное, убедились, что запомнить за 9 секунд так много мелких деталей картины просто невозможно. Чтобы суметь ответить на все вопросы, необходимо продолжать видеть картину и после того, как она убрана.

Конечно, наглядные образы сильно отли­чаются от последовательных образов, и прежде всего тем, что человек может вызвать их про­извольно. Однако это тоже результат послед­ствия зрительного возбуждения.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017