Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Стоит ли жаловаться на свою память?

Известный французский писатель Ларош­фуко шутливо заметил однажды, что никто из людей не жалуется на свой ум, но все недо­вольны своей памятью. Иному человеку кажет­ся, что вся беда заклю­чается в том, что многое забывается, а вот если бы все виденное, слы­шанное, прочитанное могло само собой запи­сываться в памяти, как музыка на магнитофон­ную ленту, то и учиться было бы гораздо легче и работалось бы лучше. Поэтому основное стрем­ление тех, кто не умеет пользоваться своей па­мятью,— научиться ничего не забывать.

Однако давайте посмотрим, так ли уж хорошо помнить буквально все.

Крупнейшие советские психологи на протя­жении нескольких десятилетий наблюдали че­ловека по фамилии Шерешевский, обладавшего феноменальной памятью. Однажды ему прочи­тали 100 слов, а через 20 лет он смог безоши­бочно воспроизвести весь этот длинный список. С таким же успехом и столь же легко Шерешевский запоминал и цифры, и формулы, и слова любого иностранного языка.

Казалось бы, такой памяти можно только позавидовать, но не будем спешить с этим.

В многолюдной аудитории Шерешевскому прочитали длинный ряд слов и попросили вос­произвести их. С этим он справился, как и все­гда, безукоризненно. Но потом ему предложили назвать из всего списка одно только короткое слово, обозначающее инфекционное заболева­ние. Все присутствующие, люди с самой обык­новенной памятью, мгновенно вспомнили слово «тиф», а Шерешевскому для этого потребова­лось целых две минуты. Что же с ним происхо­дило все это время? Оказывается, чтобы вспомнить одно-единственное слово, Шерешевскому необходимо было в уме начать переби­рать по порядку все заученные слова, которые хранились в его памяти сами по себе, ни с чем не связанные.

Память Шерешевского была чисто механи­ческой, и в этом состоял ее главный недостаток. Но кроме того, Шерешевский не умел забывать, он не мог, подобно тем, кто несколько минут назад восхищался его памятью, затормозить следы всех остальных слов, чтобы выбрать сло­во «тиф».

Поэтому умение запоминать все без разбора мы никак не можем назвать хорошей памятью. При оценке памяти мы обращаем внимание прежде всего не на количество разных сведений, хранящихся в ней, а на то, с какой быстротой человек может извлечь их оттуда в нужную ми­нуту, а это зависит от организации их хранения. Представьте себе, что вам предложили на выбор две библиотеки. В одной двадцать тысяч томов, но все они свалены в полном беспорядке, обра­зуя бесформенную груду, в которой найти нуж­ную книгу практически невозможно. В дру­гой — только тысяча томов, но все они стоят на полках и распределены по разделам: худо­жественная литература, учебники, справоч­ники и т. д. Нет сомнения, что вы предпочли бы вторую библиотеку.

Вот так же обстоит дело и с памятью: все должно иметь свое определенное место, и тогда любые сведения можно легко и быстро извле­кать из хранилища, да и все новое будет запо­минаться быстрее.

Замечательная способность мозга запечатле­вать и воспроизводить следы впечатлений, к со­жалению, не во все периоды жизни одинакова. К старости или под влиянием некоторых болез­ней память ухудшается, особенно трудно стано­вится запоминать новое, усваивать знания. Учиться в старости, да и просто в зрелом возрасте гораздо труднее, чем в детстве. Именно поэтому надо стараться в школьные годы мак­симально использовать возможности своей па­мяти. У взрослых по сравнению с детьми обяза­тельно появляется важное преимущество — профессиональная память.

Каждая профессия предъявляет человеку свои особые требования, помогает развитию спе­циальной памяти. Недаром говорят, что зубной врач прежде всего вспоминает, какие у человека зубы, а портной — покрой его пиджака. Это, конечно, шутка, но в ней есть немалая доля истины.

Известный шахматист гроссмейстер А. А. Ко­тов рассказывал, что однажды ему пришлось по памяти восстановить ход за ходом одну из партий, проведенную в сеансе одновременной игры на тридцати досках. Вряд ли кто-нибудь из нас справился бы с подобной задачей, а для отличного шахматиста это просто и является не результатом исключительной памяти вообще, а проявлением профессиональной памяти. Инте­рес к своей работе, постоянная напряженная деятельность в этой области ежедневно обога­щают память, совершенствуют ее.

Хорошей памяти нет у лентяев и людей, равнодушных к жизни, потому что она не пода­рок природы своим избранникам, а награда за ежедневный, настойчивый труд.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017