Детская энциклопедия




Разное




Реклама











Для чего нам нужна наука история

Все вы, юные читатели, изучаете в школе историю. В классе вам рассказывали о египетских рабах, строивших великие пирамиды, которые и до сих пор еще удив­ляют людей своими огромными размерами. Вы слышали о замечательной древне­греческой культуре, любовались на фотографиях величественными развалинами удивительных по красоте зданий, построенных греками. Некоторые из вас видели в музеях великолепные статуи, созданные греческими и римскими скульпторами. Вы восхищались героизмом Спартака, вождя крупнейшего восстания римских рабов, и подвигами Жанны д'Арк. Вас, конечно, интересовали события нового вре­мени, такие, как английская или французская революция. С особым вниманием и волнением вы слушали рассказы и читали книги о недавнем прошлом нашей Ро­дины: о таких событиях, как революция 1905 г., Февральская революция и сверже­ние царизма в 1917 г. и особенно Великая Октябрьская социалистическая революция. Вы знаете, что эта революция открыла новый период в истории всего человечества, период крушения капитализма и торжества социализма и коммунизма во всем мире.

Откуда же у нас эта уверенность, откуда мы знаем, что коммунистическое общество утвердится во всем мире? На этот вопрос и отвечает наука история, изу­чающая развитие человеческого общества с древнейших времен и до наших дней.

История — это не просто собрание рассказов о прошлых событиях и лицах. Как и всякая наука, история стремится открыть в своей области закономерности, законы развития человеческого общества. Как же узнать эти законы и можно ли вообще их открыть? Долго люди думали над тем, чтобы в кажущемся хаосе истори­ческих событий, фактов и деятельности отдельных лиц отыскать какой-то смысл и не только понять прошлое и настоящее, но и, возможно, заглянуть в будущее.

Почему рушатся одни государства, а другие процветают, почему исчезли неко­торые народы под ударами завоевателей, почему погибли целые культуры и там, где когда-то была кипучая жизнь, теперь расстилается пустыня? На эти вопросы раньше отвечали так: это воля бога или богов; они наказывают одних и покровительствуют другим. Или еще проще: такова судьба! Так объясняли исторические события и в древности, и в средние века. Разница была лишь в том, что в древности говорили о многих богах, а в средние века — об одном боге.

Позже ученые начали утверждать, что историю делают «великие люди», кото­рые ставят перед собой те или иные цели и стараются их осуществить. «Великие лю­ди» заставляют-де народы действовать в желательном направлении. Но почему тот или иной исторический деятель ставил себе именно эти, а не какие-нибудь другие задачи и цели, почему одному удавалось достигнуть своих целей, а другой терпел неудачу,— на это никто не мог ответить. Были ученые-мыслители, которые объяс­няли ход истории распространением разумных идей, просвещения. «На историю,— говорит Энгельс,— они смотрели как на постепенное осуществление идей, разумеет­ся, любимых идей каждого данного философа».

Впервые законы развития общества были открыты вождями пролетариата К. Марксом и Ф. Энгельсом и в дальнейшем развиты В. И. Лениным и Коммунисти­ческой партией. Изучая историю человеческого общества, классики марксизма-ленинизма пришли к выводу, что развитие общества зависит в первую очередь от того, как совершенствуется способ добывания средств к жизни — пищи, одежды, жилища и т. д. Человек работает при помощи орудий труда. Но он трудится не один, а сообща с другими людьми. И отношения между людьми в обществе в конеч­ном счете зависят от того, каковы орудия труда, и от умения человека пользоваться ими. Эти отношения зависят от того, кому принадлежат средства производства (всему обществу или отдельным лицам — рабовладельцам, феодалам, капиталистам).

Значение этого гениального открытия исключительно велико. В области исто­рии были найдены закономерности, такие же, как и в области естественных наук —

наук о природе. Благодаря этому открытию люди могут теперь правильно понимать прошлое, правильно разбираться в настоящем и предугадывать пути дальнейшего развития человеческого общества.

В первобытном обществе человек имел в своем распоряжении и палку, и ка­менное орудие. Люди сообща охотились, ловили рыбу, поддерживали огонь в очаге, строили свои жилища. Наши предки, следовательно, вынуждены были жить вместе, работать коллективно, чтобы не погибнуть. Они сообща владели террито­рией, на которой жили и охотились. Позже люди научились обрабатывать землю, но и в своем несложном сельском хозяйстве они работали совместно и делили между собой плоды своего труда. Эту первую, простейшую ступень общественной жизни мы теперь, следуя учению марксизма-ленинизма, называем первобытнооб­щинным строем. Но по мере того как совершенствовались орудия труда, положение стало меняться. Наступило время, когда настолько усовершенствовались орудия труда, что человек мог получать некоторый излишек продуктов сверх не­обходимого для его жизни. Тогда одни люди стали отбирать этот излишек у других. Пленных, должников, преступников стали обращать в рабов. И общество мало-по­малу изменилось: в нем наряду со свободными людьми появились рабы. Так воз­никло рабовладельческое общество. Появилось два враждебных класса: класс эксплуататоров — рабовладельцев и класс эксплуатируемых — ра­бов. Чтобы сохранить рабовладельческий порядок, господствующему классу понадо­билась армий, полиция, суд и другие средства принуждения. Так появилось государство эксплуататоров. В различные периоды истории государство эксплуататоров обслуживало интересы рабовладельцев, потом феодалов и, наконец, капиталистов.

Классики марксизма-ленинизма установили, что существуют основные формы общественного развития — первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодаль­ный, капиталистический, для которого характерно бурное развитие техники и по­явление огромного класса наемных рабочих —пролетариев. С развитием капитализма растет и крепнет рабочий класс — могильщик этого строя. Маркс, Энгельс и Ленин установили, что человечество идет через пролетарскую революцию и дик­татуру пролетариата к построению социалистического общества, а в дальнейшем — к коммунизму.

Переход от одной ступени общественного развития к другой в обществе, разде­ленном на враждебные классы, совершается путем классовой борьбы и революций. В результате буржуазных революций утвердился капиталистический строй. Великая Октябрьская социалистическая революция была первой революцией пролетариата, установившей диктатуру пролетариата, положившей начало новому общественному строю — социалистическому. В этом ее всемирно-историческое зна­чение. Рабочий класс России в союзе с трудовым крестьянством под руководством партии большевиков во главе с В. И. Лениным захватил власть в свои руки и по­строил социалистическое общество, в котором нет эксплуатации и, сле­довательно, нет враждебных классов.

Социализм, неизбежность которого была научно предсказана Марксом и Эн­гельсом, социализм, план построения которого был начертан Лениным, стал в Совет­ском Союзе действительностью. Социалистическое общество постепенно переходит в коммунистическое с его принципом: от каждого по способностям, каждому по потребностям.

Некоторое время СССР был единственной социалистической страной. Социали­стические революции в странах Европы и Азии привели к образованию мировой со­циалистической системы (см. т. 10 ДЭ, ст. «Мировая система социализма»). В наши дни национально-освободительное движение в колониях, ликвидируя колониализм, нанесло страшный удар по империализму.

Победа национально-освободительных революций — самое важное явление после образования мировой системы социализма. Благодаря существованию мировой социалистической системы освободившиеся от колониального гнета народы могут

миновать мучительный и длительный период капитализма. Перед молодыми нацио­нальными государствами открыты пути некапиталистического развития. На миро­вой арене все более проявляется перевес сил социализма над силами империализма.

Основное содержание нашей эпохи составляет переход от капитализма к со­циализму. Неизбежная победа социализма и коммунизма во всем мире будет вели­чайшей победой человечества за всю его историю. Полная победа коммунизма во всем мире неизбежна. Все это свидетельствует о великой научной силе и действен­ной роли творческого марксизма-ленинизма.

Коммунистическая партия Советского Союза стремится воспитать все насе­ление в духе научного коммунизма, добивается, чтобы трудящиеся овладевали идея­ми марксистско-ленинского учения, строили жизнь по-коммунистически.

Буржуазная историческая наука в наши дни в страхе перед неизбежным кру­шением капитализма старается доказать, что капиталистический строй вечен и всегда существовал, что история не знает никаких законов и является не наукой, а лишь своеобразным видом литературы.

В этом томе кратко рассказывается об истории человечества от первобытно­общинного строя до Великой Октябрьской социалистической революции в России.

В книге говорится о событиях, происшедших сотни тысяч лет назад и совсем недавних, современниками которых были наши дедушки и бабушки.

Том 8 ДЭ — книга большая, но она не может заменить учебники по истории, которые должен изучить каждый школьник. Составители тома старались отобрать наиболее важные и интересные события из истории человеческого общества, которые полезно знать каждому.

Без знания прошлого нельзя понять настоящего и совершенно невозможно правильно представить себе будущее.

Читая этот том, вы узнаете, что труд создал человека. Без труда не может существовать никакое человеческое общество. В обществе с враждебными классами люди, создававшие все материальные и культурные ценности, жили в тяжелых, недостойных человека условиях, а всеми благами жизни пользовалось господ­ствующее меньшинство населения. Но люди труда никогда не мирились с рабским положением и вели упорную борьбу за улучшение своей жизни. Поэтому вся прош­лая история человеческого общества, от рабовладельческого до социалистического строя, была историей борьбы классов. Подлинным творцом истории является народ. Этим вопросам и посвящены многие страницы нашего тома.

Обязательно ли читать эту книгу подряд, страницу за страницей? Нет. Тот, кто любит историю, вероятно, будет читать весь том. Можно знакомиться с отдель­ными статьями по интересующим вас вопросам или находить в книге необходимые справки, готовясь к урокам, экзаменам, занятиям в историческом кружке.

Мы советуем читателям внимательно отнестись к справочному отделу. Это своеобразный ключ ко всей книге. Из раздела «Как работает историк» вы узнаете, как ведет свою работу историк-исследователь. Здесь есть словарь-указатель исторических событий, имен исторических деятелей и терминов (понятий), упомянутых в нашей книге, указаны страницы, на которых вы можете о них прочитать.

Если вам понадобится узнать дату какого-либо важного события всемирной истории, посмотрите хронологическую таблицу. В статье «Что читать по истории» вы можете получить сведения о книгах по интересующим вас вопросам.

Составители тома и авторы статей надеются, что наши читатели полюбят исто­рию и заинтересуются этой увлекательной наукой, без знания которой не может обойтись ни один культурный человек.





 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017