Что такое первобытнообщинный строй
Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Что такое первобытнообщинный строй

Мы познакомились с историей возникнове­ния науки о первобытном человечестве. Теперь мы вправе спросить: а как же выглядело пер­вобытное общество в целом и каковы его отли­чительные черты?

Весь первоначальный период человеческой истории, начиная с появления древнейших обезьянолюдей и кончая возникновением пер­вых классовых обществ, ученые называют эпо­хой первобытнообщинного строя или эпохой доклассового общества. Эта самая длительная в истории человечества эпоха делится на две части. Первая часть охватывает время от оче­ловечения обезьяны вплоть до появления че­ловека современного вида; иначе говоря, пер­вая часть — время становления человека и обще­ства (см. т. 7 ДЭ, ст. «Происхождение человека»). Вторая часть начинается с момента возникно­вения людей современного вида и кончается вместе с самим доклассовым обществом. Самой главной и самой важной особенностью первобыт­нообщинного строя было отсутствие эксплуата­торов и эксплуатируемых, богачей и бедняков. Оказывается, десятки и даже сотни тысяч лет люди прекрасно обходились без частной собст­венности. Люди доклассового общества жили сравнительно немногочисленными и относи­тельно самостоятельными группами — община­ми. Все члены общины были равны, все без исключения участвовали в общественном про­изводстве, сотрудничая друг с другом и помо­гая друг другу в беде. Это и понятно: люди мало знали об окружающем их внешнем мире, их средства труда были грубы и примитивны. Вы­стоять в борьбе с суровой природой могли только такие первобытные коллективы, в кото­рых взаимная солидарность, сплоченность и взаимопомощь преобладали над враждебностью, взаимным недоверием и эгоизмом.

Самые древние в истории общины — общины обезьянолюдей и древних людей — мало еще походили на настоящие человеческие коллек­тивы. Во внешнем виде древних людей, в их поведении и в отношениях друг с другом было много животных черт. Такая древнейшая общи­на — ученые назвали ее первобытным стадом —была очень непрочной, легко распадалась и меняла свой состав.

И все-таки жизнь в первобытном стаде да­вала людям огромные преимущества. Воору­женные дубинами и каменными рубилами, чле­ны первобытного стада были сильнее любого самого могучего зверя. Не случайно мамонты и свирепые пещерные медведи были обычной охотничьей добычей древних людей. Взаимная выручка и поддержка были основой поведения в первобытном стаде.

Речь древних людей была еще не развита. Поэтому основной формой обучения в стаде было, по-видимому, обучение примером. Соби­раясь у пылающего костра, подростки внима­тельно следили за тем, как взрослые оббивают куски камня, вырубают дубины, режут кость, разделывают туши и шкуры убитых животных, поддерживают огонь в очаге.

Так, в постоянном общении старших и младших протекал процесс передачи трудо­вых навыков и опыта от поколения к поколе­нию. Вместе с усложнением общественной и трудовой деятельности совершенствовалась и членораздельная речь — новое, гораздо более совершенное средство обучения, передачи при­обретенного опыта, знаний.

Благодаря труду первобытные стада древней­ших (питекантропы и синантропы) и древних (неандертальцы) людей получили возможность расселяться по земле во много раз быстрее любого животного вида. Век за веком, тысяче­летие за тысячелетием область, заселенная че­ловеком, непрерывно расширялась. Остатки охотничьих стоянок древнейших и древних людей обнаружены археологами повсюду — в Африке, Азии, Европе.

70—50 тыс. лет назад люди приобрели, наконец, свой современный вид.

Первые самые древние скелеты людей совре­менного вида были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции. Поэтому последних и принято называть кроманьонцами. Время, ког­да жили кроманьонцы, археологи называют верхним палеолитом (от греческого «палеос» — древний и «литое» — камень). Кремневые ору­дия кроманьонцев — всевозможные ножи, скребки, скобели, проколки, наконечники ко­пий поражают разнообразием и тщатель­ностью обработки.

Огромное количество костей, найденное археологами на стоянках кроманьонцев, дока­зывает, что они были охотниками на крупных зверей: оленей, мамонтов, зубров, медведей, горных козлов. Кроманьонцы и их ближайшие потомки создали изумительные наскальные изо­бражения животных, впервые открытые в Испа­нии в пещере Альтамира, а позже обнаружен­ные учеными в десятках других пещер и гротов Европы, в том числе и в Каповой пещере Юж­ного Урала.

Судя по находкам археологов, люди верх­него палеолита умели сооружать прочные, по­стоянные зимние жилища. Для каркаса таких жилищ они использовали не только жерди, но и кости и бивни мамонтов, рога северных оле­ней. Сверху каркас накрывали ветвями или шкурами. Нередко в жилищах людей верхнего палеолита обитало несколько десятков человек. В этих случаях каждая семья имела свой не­большой очаг.

Изучение жилищ и стоянок показало, что жизнь первобытных общин людей верхнего палеолита была очень похожа на жизнь родо­вых общин аборигенов Австралии, бушменов Южной Африки или охотничьих племен индей­цев Северной Америки. Поэтому ученые и при­шли к выводу, что именно тогда, в верхнем палеолите, на месте первобытного стада возник род — тот самый род, который Морган открыл вначале у ирокезов, а затем и у других куль­турно отсталых народов.

А раз так, то, следовательно, кроманьонцы и их потомки жили уже не первобытными ста­дами, как их предшественники — древние люди, а родовыми общинами.

Родовая община — это уже ячейка челове­ческого общества. Члены общины связаны друг с другом узами родства. Узы родства — это чисто человеческое понятие. Ни у одного животного нет сознательного представления о родственных связях. Это и понятно: ведь у животных нет сознания. Не было настоя­щего сознания, как не было языка, речи, и у древнейших и у древних людей. Только у человека современного вида полностью развились сознание и речь, только человек современного вида осоз­нал до конца свое отношение к другим людям, прежде всего к членам того коллектива, в кото­ром он жил. Конечно, он осознал и понял не только то, что они его сородичи, но и свои права и обязанности по отношению к ним. Человек современного вида, в от­личие от древних людей, не толь­ко чувствовал, но и знал, что в одиночку он бессилен и обречен на гибель. Вот почему в родовой общине так возросло чувство кол­лективизма, солидарности, взаи­мопомощи.

Единство, сплоченность родо­вой общины еще более укрепля­лись сознанием общности проис­хождения всех ее членов от одного предка.

Члены родовой общины, как уже говорилось, не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община, в отличие от первобытного стада, всегда под­держивала дружеские отношения с другими ро­довыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возни­кали и между общинами, еще более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки. Возникновение родового общества значи­тельно увеличило силы и возможности перво­бытного человечества. Люди того времени были прежде всего охотниками на крупных животных — сильные, смелые и выносливые, презиравшие опасность и склонные к долгим странствиям. Не случайно скелеты людей верх­него палеолита поражают нас своими разме­рами и мощью.

С ростом численности людей ускорилось их расселение по земному шару. Крепко сплочен­ные коллективы родовых общин проникли на все ранее не заселенные территории. Именно тогда, 30—20 тыс. лет назад, люди заселили Сибирь и Северную Европу, проникли в Аме­рику и Австралию.

Со временем многие группы охотников и собирателей осели по берегам рек и океанскому побережью, где научились ловить рыбу, рако­образных, моллюсков. Огромные, протянувшиеся порой на многие сотни метров кучи ра­ковин и пищевых отбросов и сейчас напоминают нам об этих далеких временах.

15—10 тыс. лет назад люди изобрели лук и стрелы. Это резко увеличило продуктивность охоты. На той же площади могло теперь кор­миться гораздо больше людей. Кроме того, жизнь охотников стала более оседлой. А осед­лость, в свою очередь, позволила людям лучше узнать окружавший их растительный мир.

Вначале люди старались селиться вблизи за­рослей дикорастущих съедобных растений. Затем они принялись оберегать эти заросли от живот­ных, птиц и сорняков и, наконец, наблюдая, как развиваются растения, начали закапывать в землю их семена. Отсюда уже был один шаг и до взрыхления почвы палкой. С такой при­митивной обработки земли и началось земле­делие. Оседлая жизнь создала условия и для приручения животных. Вскормленные в неволе дикие поросята, щенята, телята и козлята привязывались к своим хозяевам и навсегда оставались около человека, а затем и размно­жались в неволе. Люди намеренно оставляли на развод только самых сильных, крупных и ручных животных. К тому же, в отличие от охотника, земледелец мог выделить часть уро­жая для подкормки домашних животных. Так возникло скотоводство.

Земледелие и скотоводство развивались мед­ленно и незаметно для самих участников этого события. Тем не менее возникновение земледе­лия и скотоводства означало подлинную рево­люцию. Недаром многие историки первобытно­го общества, описывая эту эпоху, так и говорят — «земледельческая революция». Впервые чело­век перешел от простого добывания средств существования к их производству.

С переходом к земледелию и скотоводству человечество вступило в новый период, кото­рый археологи называют эпохой неолита (от греческого «неос» — новый и «литое» — ка­мень). Основные, важнейшие орудия труда по-прежнему изготовлялись из камня. Шлифо­ванные каменные топоры (их-то и считали когда-то «громовыми стрелами» и «небесными топорами») типичны для этой эпохи. Однако жизнь людей меняется коренным образом. Зем­ледельческий и скотоводческий труд хорош» обеспечивал людей средствами существования. У людей появилось больше времени для обще­ственных дел, больше возможностей для заня­тий живописью, резьбой, музыкой и другими видами искусства. Жизнь стала богаче, разно­образнее, но и сложнее.

В эпоху неолита люди, как и прежде, продол­жали жить родовыми общинами. Однако земле­дельческие и скотоводческие родовые общины во многом были непохожи на родовые общины охот­ников и собирателей. Во-первых, общины могли теперь производить гораздо больше средств суще­ствования, поэтому они стали гораздо много­люднее. Во-вторых, труд земледельца и ското­вода требовал четкой, продуманной организации работ, чтобы не были пропущены сроки посадки, прополки и т. д. Трудовая деятельность общины значительно усложнилась: общинное хозяйство нуждалось теперь в хранилищах для собранного урожая, в хлевах для скота, в земледельческих орудиях, в средствах доставки урожая с поля домой, во всевозможной посуде и прочей утва­ри, в дровах для очагов и печей. Поэтому в общинах выделяются целые группы людей, главной обязанностью которых становится ор­ганизация и распределение всех работ и руко­водство жизнью общины, в том числе и военная ее организация.

Так в общинах появляются вожди и старей­шины, которые, как и прежде, связаны с осталь­ными общинниками тесными узами родства, но в то же время наделены уже общественной властью.

Со временем вожди и старейшины незамет­но превращались в лиц, как бы поднявших­ся над рядовыми общинниками. Позже они присвоили себе право распоряжаться имущест­вом общинников по своему усмотрению.

Древнее, основанное на полном равенстве, единство родовой общины начало тем самым как бы расшатываться. Этому способствовало и развитие техники: более совершенные сред­ства труда все чаще позволяли отдельной семье обходиться в своем хозяйстве без помощи дру­гих общинников. Появились также семьи, ко­торые из поколения в поколение всецело были заняты тем, что изготовляли для общины посу­ду или орудия труда, одежду или украшения, дома или лодки и т. п. Взамен община обеспе­чивала умельцев всем необходимым. Так воз­никло ремесло. Рост производства, развитие ремесла вели к тому, что сначала между общи­нами, а позже и внутри общин устанавливался регулярный обмен всевозможными продуктами труда. С другой стороны, более совершенная техни­ка давала возможность отдельным семьям сущест­вовать независимо от общины. Со временем появи­лись богатые и бедные семьи. Естественно, что в первую очередь богатели семьи вождей и старейшин, у которых для этого было больше возможностей.

Богатые общинники стремились сами рас­поряжаться своим имуществом. Так стала фор­мироваться частная собственность, неизвестная доклассовому обществу и несовместимая с ним.

Узы родства постепенно переставали быть главными связями между общинниками. Бога­тые и знатные стремились объединить свои силы для защиты своих богатств и своей вла­сти от рядовых общинников, хотя бы послед­ние и оставались их родственниками. Положе­ние и место человека в обществе все больше определялось не тем, к какому роду, а значит, и общине он принадлежал, а тем, богат он или беден, знатен или нет. Прежнему равенству и коллективизму доклассового общества при­шел конец. Внутри него уже созрели социаль­ные силы, которым суждено было окончатель­но его разрушить.

Известным толчком к этому послужило открытие плавки и обработки металлов, сна­чала меди и олова, а затем и железа. Впервые это произошло, вероятнее всего, в Передней Азии около 5 тыс. лет назад. Металлические орудия оказались намного эффективнее орудий из камня, дерева и кости. Земледельцы и ско­товоды стали производить еще больше средств существования. Многие люди могли теперь все­цело посвятить себя различным видам ремеслен­ного труда и искусства. Рост производитель­ности труда привел также к тому, что еще боль­ше людей стало селиться вместе. Поднялись стены первых городов.

Общественная жизнь все больше и больше усложнялась. Выделился привилегированный слой лиц, взявших в свои руки все управ­ление общественной жизнью. Для содержа­ния этой общественной верхушки вводят на­логи, которые в случаях необходимости взи­маются силой. Но сила использовалась не только внутри общества и не только для его защиты от врагов. Война превратилась теперь в выгодный промысел. Военнопленных, кото­рых раньше убивали, теперь стали обращать в рабов — при возросшей производительности труд раба был выгоден.

Так общество постепенно разделилось на два класса — свободных и рабов, эксплуатато­ров и эксплуатируемых. Началась эпоха нового, классового общества. Но это уже следующая глава истории человечества.





 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017