Детская энциклопедия




Разное




Реклама











Древняя Индия в период расцвета

Историю человечества древние индийцы де­лили на четыре века. Первый, как они думали, был веком всеобщего благополучия. Люди не знали болезней и нужды, не было необходимо­сти трудиться, так как природа сама давала человеку все, что ему было нужно. Не было угне­тения, и никто не жил за чужой счет. Все были равны, добродетельны и справедливы.

Таковы были неясные воспоминания древ­них индийцев о периоде первобытнообщинного строя. Непрерывная тяжелая борьба за жизнь с грозной природой, дикими зверями, враж­дебными племенами, голодом — все это забы­лось. Люди помнили только о том, что тогда все были равны, не было ни господ, ни рабов. Во втором веке добродетель в людях умень­шилась на одну четверть. Им уже пришлось тяжким трудом добывать себе пропитание. Еще на одну четверть уменьшилась добродетель в третьем веке — и на людей обрушились бо­лезни и стихийные бедствия. А в четвертом веке жить людям стало совсем тяжко. Индий­цы называли этот век «темным» и «грешным»: только одна четверть прежней добродетели осталась у людей. Одни угнетают других. По­рочные пользуются радостями жизни, а на долю добродетельных остаются одни горести. Возникает царская власть, и цари строгими наказаниями стараются защитить богатых и знатных от бедняков и угнетенных.

В таком мрачном свете рисовалась жизнь трудовому народу рабовладельческой Индии. Задолго до нашей эры по всему миру начала распространяться молва об Индии как о «стра­не чудес». И возникла она не случайно. Много удивительного и прекрасного было создано в древности трудом целых поколений индийцев.

В Индии уже в III тысячелетии до н. э. воз­никла высокая по тому времени культура. Но это было только на северо-западе страны. На остальной ее территории бродили редкие охотничьи племена и царил еще каменный век. Самые густонаселенные районы современной Индии — долина реки Ганга и морское побе­режье — тогда были покрыты джунглями и бо­лотами. Только в начале I тысячелетия до н. э., освоив технику добычи и обработки железа, индийцы стали вырубать джунгли и осушать болота. Ценой огромного труда на протяжении многих веков люди осваивали долину Ганга. К V в. до н. э. в этой плодородной долине почти не осталось необжитых земель. Здесь возникло множество мелких государств, часто враждовавших между собой.

В IV в. до н. э. Индия пережила вторжение войск Александра Македонского. В долине реки Инда захватчикам удалось пре­одолеть упорное сопротивление местных пле­мен, но государства долины Ганга к этому вре­мени уже были объединены царями страны Магадха в одно сильное государство, и македон­цы не решились продолжать свой поход дальше на восток.

Вскоре македонские гарнизоны были изгна­ны и с северо-запада страны. После этого воз­главивший освободительное движение Чандрагупта захватил власть в Магадхе. Ему и его преемникам удалось подчинить и другие ча­сти страны, и при его внуке — царе Ашоке (III в. до н. э.) под властью царей Магадхи ока­залась почти вся Индия, кроме крайнего юга по­луострова. Так как Чандрагупта и его потомки принадлежали к роду Маурьев, то их госу­дарство называют обычно империей Маурьев.

Завоевывая новые территории, цари из ро­да Маурьев и окружавшая их знать преследо­вали свои личные цели, но объединение страны в сильное государство было и в интересах ин­дийского народа. Теперь никто не мог безнака­занно вторгнуться в Индию: ведь у Чандрагупты, как утверждали греки, армия состояла из 600 тыс. пехотинцев, 30 тыс. всадников и 9 тыс. боевых слонов. Дороги и реки стали бе­зопасны для сообщения. Прекратились изну­рительные внутренние войны, во время кото­рых гибли люди, разрушались города и села, вытаптывались посевы. Правда, Маурьи оста­вили на своих местах большинство прежних царьков и племенных вождей, но своеволие местных правителей было сильно ограничено.

Государство Маурьев в начале II в. до н. э. распалось, потому что отдельные части импе­рии, не связанные экономическими отношения­ми, так и не образовали прочного единого це­лого. В Индию снова вторглись с северо-за­пада жадные до чужого добра завоеватели: греки, обосновавшиеся в Средней Азии еще при Александре Македонском, скифы, кушаны. Только в начале IV в. н. э., через пять веков после распада государства Маурьев, Магадхе опять удалось объединить почти всю Северную Индию. Это новое государство называлось импе­рией Гупт — по имени царстовавшей династии.

Предания, подтверждаемые данными науки, рассказывают, что во время империй Маурьев и Гупт Индия была могущественной и незави­симой страной, а народ добился больших успе­хов в развитии хозяйства и культуры.

Греки, побывавшие в Индии еще в IV— III вв. до н. э., с удивлением рассказывали, что в этой стране добывается сладкий на вкус бе­лый камень, который тает, когда его кладут в рот. Это был сахар: индийцы называли его «шаркара». Они первыми научились выращи­вать сахарный тростник и получать из него сахар. Греки рассказывали также, что индий­цы выращивают шерсть на деревьях (хлопок). Индийцы первыми освоили культуру хлопка. Индия была известна в Европе как поставщик различных пряностей, высоко ценившихся в то время благовоний, прочных и ярких раститель­ных красок.

Велико было искусство древних мастеров.

В окрестностях Дели (теперь столица Ин­дийской Республики) есть железная колонна высотой 71/2 м и весом в 61/2 т. Она была изго­товлена в начале V в. н. э. Ученые до сих пор не могут объяснить, как индийцы более полу­тора тысяч лет назад сумели исполнить работу, за которую еще 100 лет назад взялся бы не вся­кий завод Европы или Америки. При этом же­лезо, из которого была сделана колонна, ока­залось столь высокого качества, что оно почти совсем не ржавеет, хотя в жарком и влажном климате Индии железные предметы обычно раз­рушаются очень быстро.

О высоком искусстве древнеиндийских ме­таллистов говорят большие статуи, отлитые из меди, оружие, которое было известно далеко за пределами страны, инструменты, серебряная посуда. Уже тогда Индия славилась своими высококачественными хлопчатобумажными и шелковыми тканями. Плотники умели строить многоэтажные деревянные дома. Корабельные мастера создавали речные и морские суда, при­чем некоторые могли перевозить сотни пассажи­ров. Строители сооружали плотины и каналы для искусственного орошения полей.

В разных частях страны сохранились древ­ние пещерные храмы и монастыри; особенно много их в Центральной Индии, в горах Аджанты. В скалах вырубались обширные залы, их украшали резными колоннами и орнамента­ми. На некоторых стенах сохранилась цветная роспись, восхищающая современных художни­ков и искусствоведов.

Древние индийцы вели обширную торговлю по суше и морю не только с соседями, но и с от­даленными странами. Длительным и опасным было путешествие морем в Китай. Жители Ев­ропы в то время еще не предпринимали таких плаваний. Индия вывозила в другие страны изделия из железа, ткани, слоновую кость, драгоценные камни, жемчуг, благовония, пря­ности. Спрос на индийские товары в странах Средиземноморья был очень велик, в уплату за них индийские купцы получали много золо­та. В Индию ввозили цветные металлы и изде­лия из них, рабов, коней.

Центрами ремесла и торговли были города. Иностранцы удивлялись их количеству, вели­чине, многолюдности и богатству. Так, круп­нейший город древней Индии, столица Магадхи Паталипутра (ныне Патна), по утверждению греков, была около 15 км в длину и около 3 км в ширину.

В связи с растущими нуждами повседневной жизни и производства развивалась и наука.

Мы пользуемся так называемыми арабскими цифрами (европейские народы заимствовали их у арабов), но сами арабы заимствовали эти цифры у индийцев. И не только цифры, но и си­стему их использования, в которой каждая циф­ра меняет свое значение в зависимости от места в числе (позиционная система). Индийцы также ввели в цифровую систему нуль. Это были по­истине великие изобретения безвестных древ­неиндийских математиков.

Европейские народы заимствовали алгебру у арабов (само слово «алгебра», как известно, арабского происхождения). Однако и в этой науке учителями арабов были индийцы.

Индия — многонациональная и многоязыч­ная страна. И в древности разные племена и народы, населявшие Индию, говорили на раз­ных языках. Однако существовал санскрит —язык, который не был разговорным, но его зна­ли все образованные индийцы. Санскрит играл в Индии такую же роль, как и латинский язык в средневековой Европе, т. е. был средством культурного общения для различных племен и народов. На нем записывались произведения художественной литературы, эпос, научные со­чинения, сборники законов. Некоторые из со­временных индийских языков на 70—80% со­стоят из слов, корни которых общи с санскрит­скими. До нас дошла грамматика этого языка, составленная индийским ученым Панини еще в V—IV вв. до н. э. Это древнейшая грамматика в мире. В древней Индии, как ни в какой другой стране того времени, была развита наука о язы­ке — языкознание.

Древнеиндийская литература отличается бо­гатством и разнообразием. Особенно прославился поэт и драматург Калидаса (V в. н. э.), который в индийской литературе занимает такое же ме­сто, как Шекспир в английской и Пушкин в рус­ской (см. т. 11 ДЭ, ст. «Древнеиндийская лите­ратура»). Сборники старинных индийских на­родных сказок, рассказов и басен еще в сред­ние века распространились далеко за пределами страны и переводились на другие языки. Под их влиянием сложился в средневековой Визан­тии сборник басен, приписываемый древнегре­ческому баснописцу Эзопу, а в арабских стра­нах — сказки «Тысяча и одна ночь».

Многими путями проникали достижения древнеиндийской культуры в другие страны. Трудовой опыт, технические навыки и искус­ство индийских ремесленников и художников распространялись с торговлей. О научных до­стижениях индийцев рассказывали у себя на родине побывавшие в Индии иноземные купцы, послы и путешественники. Некоторые чужеземцы для обогащения своих знаний специально приезжали в Индию, которая слыла страной мудре­цов. Когда индийская религия, буддизм, на­чала распространяться в странах Юго-Восточ­ной Азии и Дальнего Востока, с нею проникли в эти страны индийские языки, индийская ли­тература, предметы искусства.

В страны Юго-Восточной Азии — Цейлон, Бирму, Индонезию и др.— в первых веках на­шей эры началось массовое переселение индий­цев. Поэтому влияние индийской культуры на язык, религию, архитектуру, литературу и ис­кусство народов этих стран оказалось наиболее сильным.

Великая и прекрасная культура была созда­на руками миллионов индийских тружеников, но только небольшая часть населения древней Индии жила в счастье и довольстве. Жалкое, беспросветное существование влачили много­численные рабы, которые были полной собст­венностью своих господ. Да и среди свободных не было равенства. Они делились на четыре группы (вармы): брахманов — жрецов, кшатри­ев — воинов, вайшьев — крестьян, ремесленни­ков и купцов и шудр — слуг и наемных работ­ников. От рождения индиец принадлежал к оп­ределенной группе: дети брахмана были брахма­нами, кшатрия — кшатриями и т. д. Такие замк­нутые общественные группы называют кастами.

Кастовый строй был призван закреплять господство правящего класса. Низшими каста­ми были вайшьи и шудры; только они платили налоги. Особенно тяжелым и унизительным бы­ло положение шудр. Им предписывалось быть только слугами у членов высших каст. Закон предписывал отрезать шудре язык, если он говорил брахману дерзости, и отрубать руку, если он ею ударил брахмана или только пытался уда­рить, и т. д.

Кастовые различия освящались религией — индуизмом. Индийцы верили, что человек, кроме тела, имеет и душу. Смертно только те­ло, а душа умершего переходит в тело другого живого существа. Использовав эти древние верования, брахманы создали свое религиоз­ное учение. Тот, говорили они, вынужден тя­жело работать на своего господина, голодать и вечно нуждаться, чья душа прежде находи­лась в теле человека, жившего грешно. Значит, рабы и бедняки не могут жаловаться на то, что им живется плохо. Порядок этот, как учили жрецы, был установлен самими богами; богами же были созданы царская власть и касты. И каждый, кто стремится изменить к лучшему свое положение или не подчиняется властям, нарушает волю богов.

При царе Ашоке в Индии распространился возникший еще раньше буддизм. Буддизм при­нимал все основное, что было в брахманизме, но, кроме того, учил, что жизнь — зло, а жить — значит страдать. Не надо ничего желать, к чему-либо стремиться, и тогда не будет ни­каких поступков, за которые в будущей жиз­ни пришлось бы отвечать. Тогда и душа пере­станет возрождаться для страдания на земле, спасется от зла жизни и достигнет блаженного состояния — «нирваны». Достижение нирваны, учит буддизм,— главная цель верующего, успешнее всего можно добиться этого, став монахом.

Господствующим классам было выгодно, чтобы угнетенные больше думали о «спасении души», а не об улучшении своей жизни, и по­тому они всегда охотно помогали монахам в рас­пространении буддизма. Так религия наряду с армией, судом, чиновниками помогала господ­ствующей верхушке удерживать трудовой народ в повиновении.

Древние индийцы представляли себе историю как развитие от хорошего к плохому. Такое представление отразилось в мифе о четырех веках, с которого мы начали свой рассказ о древней Индии. И это не удивительно, так как истинные создатели прекрасной древне­индийской культуры — труженики, как сво­бодные, так и рабы, испытывали только угнетение, тяжелый труд и невзгоды, а благами культуры пользовались в основном цари, знать, богачи и жрецы.





 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017