Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











"Господин Великий Новгород"

Когда-то у берегов озера Ильмень жили ильменские славяне. Они и построили Великий Новгород. Наша летопись впервые упоминает о Новгороде под 859 г. Место для города бы­ло выбрано на редкость удачно — на бере­гах реки Волхова, поблизости от того места, где она вытекает из озера Ильмень. Величест­венно несет свои воды Волхов в Ладожское озеро. Из озера по Волхову и Неве можно до­браться до Балтийского моря. Большими и малыми реками Ильмень связан с Днепром и Волгой. По Днепру шел старин­ный путь «из варяг в греки» — из Скандинавии в Грецию. По Волге достигали Каспийского моря и оттуда древнего Хоре­зма в Средней Азии.

Удобные водные пути способствовали развитию широких торговых свя­зей Новгорода. Плавание по рекам было тогда трудным и опасным, к тому же приходилось преодолевать и сухопутные участки — «волоки», соединявшие различные речные системы. Но новгородские купцы и воины не страшились далеких путешествий.

Новгород быстро рос и уже к концу X в. сделался большим богатым торговым городом, столицей обширного государства — «Господина Великого Новгорода». Ему подчинялся почти весь русский Север от Финского залива до бе­регов Северного Ледовитого океана и горных хребтов Урала.

Оживленная торговля с другими странами приносила Новгороду большие богатства. Меха и кожи, воск и мед, лен, сало, моржовые клы­ки — «рыбий зуб», хорошо известный нам по русским былинам, — вывозились в Западную Европу. Оттуда везли в Новгород серебро и медь, оружие, металлические изделия, ткани. Северные немецкие города, объединившиеся в Ганзейский союз, особенно оживленно торго­вали с новгородцами. Им принадлежал в Нов­городе Немецкий двор с домами для купцов, с амбарами и даже с католической церковью.

Богатое и деятельное население Новгорода не хотело беспрекословно подчиняться князьям, как это было в других городах тогдашней Руси. И новгородцы постепенно ограничивали кня­жескую власть, самовольно изгоняя и пригла­шая к себе князей. Позже, в XIV—XV столе­тиях, в связи с усилением Москвы новгородским князем обычно считался московский ве­ликий князь, который присылал в Новгород своего наместника.

Распорядителем судеб «Господина Великого Новгорода», как называли свое государство новгородцы, было вече — собрание свободных жителей Новгорода: бояр, купцов и «черных людей», т.е. ремесленников и мелких торговцев. Обычно вече собиралось на Ярославовом двори­ще — обширном дворе, где находилась государ­ственная канцелярия Новгорода и где висел «вечный» (вечевой) колокол, звоном которого созывали народ.

Вече выбирало из числа богатых бояр пра­вителей города: посадника, который ведал все­ми делами Новгородской земли, и тысяцкого — начальника новгородского войска. Вече выно­сило решения о войне и мире, о приглашении князя, затратах на укрепление города и т. д. Но вече собиралось сравнительно редко и толь­ко в исключительных случаях. Обычно делами ведали посадник и тысяцкий вместе с другими боярами и новгородским архиепископом.

Боярам принадлежали обширные земли в новгородских владениях. Боярское имение с усадьбой было окружено рвами и валами, на которых стояли деревянные стены — срубы, засыпанные землей (укрепление очень прочное для того времени, когда огнестрельное оружие было еще неизвестно). Боярин держал при себе вооруженные отряды холопов и был пол­новластным господином в своих владениях.

Богатые и сильные бояре были фактическими хозяевами в Новгороде и правили им по своему усмотрению.

Боярский произвол порой вызывал волнения в городе, населенном в большинстве ремеслен­никами: каменщиками, гончарами, сапожника­ми, оружейниками и др. Ремесленники состав­ляли ту военную силу, которая защищала Новгород от врагов. С ними надо было считать­ся. Нередко Новгород становился ареной борь­бы «черных людей» с боярами.

Большое восстание городского населения против бояр произошло в 1418 г. Вот как рас­сказывает о нем летопись. Во время вечевого собрания простой человек Степанко схватил боярина Данилу Ивановича Божина и закри­чал, обращаясь к народу: «Помогите мне на этого злодея». Люди набросились на боярина, избили его до полусмерти и сбросили с волхов­ского моста в реку. На счастье Божина его подобрал в свой челн рыбник (рыбак). Это вы­звало новый приступ ярости народа, уже против рыбника, дом которого был разграблен. Боярин спасся и тотчас же начал мстить: поймал Степанко и начал его мучить. Весть об этом дошла до народа. Созвонив вече на Ярославовом дворище, собравшиеся со знаменем, в воинских доспехах пошли освобождать Степанко. Люди разо­рили двор боярина Божина, досталось и другим боярским домам и житницам. Новгородцы всту­пили в междоусобную битву, и только вме­шательство архиепископа прекратило побоище. Вражда «больших» и «меньших» — бояр и про­стого люда — усиливалась по мере того, как росло богатство бояр, стремившихся под­чинить своей власти «черных людей». Внутрен­няя борьба ослабляла Новгород. Простые нов­городцы не хотели защищать свободу своего города, где властвовали бояре. А между тем московские великие князья, стремившиеся объ­единить все русские земли под своей властью, стали в XV в. особенно настойчиво добиваться подчинения себе Великого Новгорода.

Великий князь Иван III дважды ходил на Новгород с войском — в 1471 и 1478 гг. В пер­вый раз он заставил Новгород признать свою власть, во второй — полностью лишил его прежней независимости. Символ свободы Нов­города — вечевой колокол — отвезли в Мо­скву и повесили на колокольню в Кремле. Конечно, не внутренняя борьба была главной причиной падения самостоятельности Новгоро­да. Он не мог оставаться обособленным, в то время как весь русский народ объединялся в одно государство.

Но и после этого Новгород еще долго был одним из богатейших русских городов и со­хранял свое свободолюбие. В 1611 г. он героиче­ски сопротивлялся шведским интервентам (см. стр. 264). В 1650 г. новгородцы вместе с пскови­чами восстали против царского правительства. Позже Новгород сделался тихим провинциальным городом со множеством памят­ников старины.

Познакомившись вкратце с историей древ­него города, совершим мысленно экскурсию по Новгороду наших дней. Город расположен на обоих берегах широкого полноводного Волхо­ва. Западная часть города издавна носит на­звание Софийской стороны, восточная — Тор­говой. В давние времена обе стороны соединял Великий мост, поставленный на деревянных устоях — городнях. Бывало, что Волхов, раз­ливаясь, уносил городни и разрушал мост.

На Софийской стороне стоит кремль с древ­ним собором св. Софии, воздвигнутым в середи­не XI в. Кремль окружен величественной сте­ной с башнями, построенной в XV в., при Иване III, уже после того, как Новгород потерял независимость. Во время Великой Отечествен­ной войны фашистские полчища разрушили прекрасные памятники новгородской старины, повредили они и собор. Сейчас его реставриро­вали. Сурово выглядят гладкие стены собора, увенчанного пятью куполами, напоминающими тяжелые шлемы воинов. Сбоку возвышается еще купол старой башни-пристройки. К Софий­скому собору примыкают старинные постройки бывшего «владычного» дома — дворца новгород­ского архиепископа. Среди них выделяется Грановитая палата, построенная в XV в. Теперь в Грановитой палате хранятся замеча­тельные предметы новгородской древности. Тут серебряные сосуды XI—XV вв. с именами из­готовивших их мастеров, кресты, иконы и даже две древнейшие русские грамоты на пергаменте. Кремль окружен старинным рвом, теперь вновь наполненным водой, и большим городским садом. Остальная часть Софийской сторо­ны была выжжена и уничтожена гитлеровцами. После войны на этом месте вырос новый город с красивыми домами, среди которых возвыша­ются старинные церкви, тщательно охраняе­мые государством как памятники архитектуры. Новый широкий мост ведет нас на Торговую сторону. Центр ее — Ярославово дворище, где когда-то стоял двор князя Ярослава Мудрого. Небольшую площадь тесно окружают древние церкви. Одну из них, церковь Параскевы-Пятницы, в XII столетии построили новгород­ские «заморские» купцы, торговавшие за морем, в Германии и Швеции. Тут же возвышается «вечевая гридница» — каменное двухэтажное здание с вышкой в виде шатра. На этой вышке когда-то висел вечевой колокол. На Торговой стороне много и других памятников старины, например церковь Ивана Предтечи на Опоках XII в. Церковь построили купцы, торговавшие воском и называвшие свое объединение по ее имени Иванским стом (сотней).

Росписи в новгородских церквах — это со­кровища русского искусства. Здесь работал знаменитый художник XIV в. Феофан Грек.

Роспись, сделанная им в церкви Спаса на Ильине, существует и сейчас. До нас дошли росписи и некоторых других художников. В Новгороде сохранились выдающиеся па­мятники древней письменности: новгородские летописи, «Русская правда», различные сказа­ния древней Руси. В Новгородской земле, из­бежавшей татарского завоевания, лучше, чем в других местах, сохранились письменные памят­ники. Берестяные грамоты, найденные в Новго­роде, свидетельствуют о широком распростра­нении грамотности среди новгородцев. Велико значение Новгорода в истории мировой куль­туры, а в истории русской культуры он занимает исключительное место. Замечательное прошлое дает ему право на прозвище Великий, которое он носил уже на заре своего существования.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017