.
Меню сайта
|
Опричнина Ивана ГрозногоОпричнина Ивана Грозного3 декабря 1564 г. царь Иван IV с семьей отправился в свое подмосковное село Коломенское праздновать Николин день. Такие выезды были обычным делом. Но этот показался москвичам странным: царь взял с собой казну, драгоценности, уезжали с царем и его приближенные с семьями. Сопровождавшие царский поезд воины были в полном вооружении. После праздника царь и его свита не вернулись в Москву, а поехали дальше, в Александровскую слободу (ныне г. Александров Владимирской области) — хорошо укрепленную царскую резиденцию. Почему и для чего уехал царь, гадали в Москве. Но вот 3 января 1565 г. на Лобном месте царский гонец читал его грамоты. Красная площадь была заполнена народом. Царь объявлял, что он разгневался на бояр, дворян и духовенство и решил оставить государство. Боярам и воеводам ставилось в вину то, что они в малолетство Грозного причинили «многие убытки и казны его государьские то'щили». Митрополита и епископов царь обвинял в том, что они вместе с боярами, приказными и служилыми людьми заступались за неугодных ему лиц. В особой грамоте Иван IV обращался к торговцам и ремесленникам и писал, что на них он не гневается. Выслушав царские грамоты, москвичи отправили в Александровскую слободу делегацию, состоящую из высшего духовенства и знати, с челобитием сменить гнев на милость и править страной «как ему, государю, годно». 5 января царь принял в слободе делегацию. Он объявил о своем возвращении к управлению государством. Одновременно было объявлено об учреждении в стране опричнины. Слово «опричнина» происходит от предлога «опричь», т. е. кроме. «Опричининой» называли самостоятельное владение какого-нибудь князя. Иногда так называли владения, которые князь в завещании выделял своей жене в ее полную собственность. В указе Ивана Грозного опричниной был назван государев удел — территория, которую царь забрал в собственное управление. Часть государства, оставшаяся в ведении Боярской думы и приказов, называлась земщиной. Историки употребляют слово «опричнина» в двух значениях: в узком — для обозначения государева двора в 1565—1572 гг. и в более широком — понимая под этим словом политику правительства этих же лет, целью которой было уничтожение остатков удельной старины. Людей, входивших в эти годы в состав государева двора, называют опричниками. Территория, взятая в опричнину, имела форму клина, захватившего центр страны. В государев удел был взят ряд волостей для обеспечения двора припасами. Из Балахны, Старой Руссы и Тотьмы поступала соль. Озера Селигер и Ладожское доставляли рыбу и т. д. В опричнину вошли и северные земли, населенные главным образом незакрепощенными крестьянами, с городами Устюг, Каргополь, Вологда, Галич и др. С этих земель государственная казна получала большие доходы. Кроме того, на севере было мало помещиков, и потому удобнее было раздавать крестьянские земли опричникам. Основная масса опричных земель была сосредоточена в центральных и юго-западных уездах— Можайском, Вяземском, Суздальском, Ярославском и др. В этих местах царь хотел поселить основную массу опричников, отняв земли у князей, бояр и помещиков, которые не попадали в состав государевых телохранителей. При этом владельцы земли должны были выселяться в земщину. Позже была взята в удел и часть Новгорода Великого, чтобы парю было легче расправиться с непокорным городом. В самой Москве в опричнину попали некоторые улицы и слободы. За пределами Кремля был построен опричный дворец, занимавший квартал, где сейчас стоит старое здание Московского университета. Чтобы попасть в число опричников, боярин или дворянин должен был пройти специальный смотр. Принимались лишь те, которые не вызывали у царя никаких подозрений. Поступавший в опричнину давал особую клятву верности царю. В толпе, на улице опричника легко было узнать. Он носил грубый нищенского или монашеского вида кафтан на овечьем меху, но под кафтаном сверкало платье из шитого золотом сукна на собольем или куньем меху. К шее своей лошади опричник привязывал собачью голову, на кнутовище — пучок шерсти. «Это означает,— пишет современник,— что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны». В Александровской слободе опричному двору был придан вид монашеского ордена, царь разыгрывал роль игумена, т. е. руководителя монастыря. Опричников называли братией. Показное смирение опричной братии сочеталось с грабежами, насилием, разнузданными пирами. Из каких же слоев набирал царь своих опричников? Долгое время историки не могли ответить на этот вопрос. Теперь мы знаем по именам большинство опричников Ивана IV. Основу опричного войска составляли средние феодалы — местные землевладельцы. Кроме того, в опричнину вошло немало русских людей, служивших раньше в Литве и вернувшихся на Русь после присоединения Смоленской земли или просто бежавших из Литвы. Не имея на Руси ни прочных родственных связей, ни вотчин, они были наиболее покорны царской воле. Из этой среды вышли такие крупные опричники, как князь Афанасий Вяземский, Василий Зюзин и др. В 1565 г. в состав опричного войска вошли и некоторые крупные феодалы, занимавшие видное служебное положение при царском дворе. Это были Басмановы, Юрьевы, Сицкие и др. Причем все они были в родстве и свойстве друг с другом, а некоторые из них и с самим царем. Не вошли в опричнину те потомки удельных князей, которые сохранили громадные земельные владения, где чувствовали себя независимыми от великого князя, держали много слуг, иногда и собственное войско. Одна из целей опричнины заключалась в том, чтобы подчинить церковь государству. Еще отец и дед Ивана Грозного запрещали монастырям расширять свои владения и ограничивали их привилегии. Но церковь была помощницей светской власти, боролась с «еретиками», проповедовала покорность властям, поэтому особенно ущемлять ее интересы было опасно. Прежде всего царь стремился отстранить руководителей церкви от управления страной, утвердить принцип неограниченности своей власти. В 1566 г. Иван Грозный сменяет подряд двух митрополитов, выступавших против опричной политики, и останавливает свой выбор на игумене Соловецкого монастыря Филиппе Колычеве, происходившем из богатого боярского рода, человеке очень образованном и обладавшем сильным характером. В июле 1566 г. Филипп, вступая на митрополичий престол, потребовал, чтобы царь отказался от политики опричнины. Опричнину царь сохранил, но и уступку сделал: митрополит получил право ходатайствовать за опальных. Но Филипп пошел дальше: он несколько раз публично осуждал опричные казни, что чрезвычайно раздражало царя. Окончательный разрыв между царем и митрополитом произошел в 1568 г. Во время богослужения в Успенском соборе Филипп обвинил грозного царя в жестокости, произволе, казнях неповинных людей и отказал ему в благословении. Началась подготовка процесса против митрополита, которого клеветнически обвинили в «порочном поведении». Суд над Филиппом состоялся на земском соборе, однако его самого пригласить туда побоялись. Выполняя царскую волю, собор лишил Филиппа митрополичьего сана. Не желая подчиниться этому решению, Филипп через несколько дней произносит в Успенском соборе очередную проповедь. Во время богослужения опричники силою вывели митрополита из собора и отвезли в Тверь, в один из монастырей. Через год, когда Филипп отказался благословить царский поход на Новгород, он, как передавала народная молва, был задушен Малютой Скуратовым. Тогда же на высшие церковные должности по всей России были поставлены сторонники политики Ивана Грозного. Ливонская война, начавшаяся в 1558 г., требовала от страны напряжения всех сил. В 1567 г. возобновились военные действия против Литвы, но поход был плохо подготовлен, и его пришлось отложить. Стали искать виновных и вспомнили, что несколько виднейших московских бояр еще весной получили письма от Сигизмунда II с предложением перейти к нему на службу. Об этих письмах тогда же доложили Ивану IV, и в Литву был отправлен резкий ответ. Но после неудачного похода бояре, получившие письма, были обвинены в переписке с польским королем и казнены. В это же время стало известно, что турки собирают в Крыму силы для похода на Москву. Население было измучено грабежами и насилиями опричников. В стране свирепствовала эпидемия. Стали раздаваться голоса о замене Ивана Грозного Владимиром Андреевичем Старицким. Владимир Андреевич — двоюродный брат Ивана IV — самостоятельно правил в удельном княжестве с центром в городе Старица. Еще в 1553 г., когда царь был болен, некоторые бояре не хотели присягать его сыну, годовалому царевичу Дмитрию, а предлагали избрать царем Владимира Старицкого. С тех пор царь несколько раз заменял удельные владения князя Владимира другими, сажал его в тюрьму. Бояре же не оставляли мысли о замене Грозного царя удельным князем, о возврате к тем временам, когда они имели больше свободы, могли переходить на службу от одного князя к другому. В 1569 г. по приказу царя Владимир Старицкий был привезен в Александровскую слободу. Здесь его обвинили в покушении на жизнь царя и заставили выпить яд. Одновременно царь уничтожил почти всю его семью. Так было покончено с последним удельным князем. После смерти Владимира Старицкого началась подготовка к походу на Новгород. Город сохранял в своем устройстве остатки самостоятельности, это настораживало подозрительного царя. Официально новгородцы были обвинены в том, что хотели сдать город литовскому королю, «извести» царя Ивана, а на его место посадить Владимира Андреевича. Поход готовился в строгой тайне. По пути в Новгород царь расправлялся с жителями северных городов. В январе 1570 г., подойдя к Новгороду, царь устроил заставы на всех дорогах, чтобы ни один человек не убежал из города. Он считал, что заговор в Новгороде организовало духовенство, поэтому все новгородские монастыри были разграблены. Жителей Новгорода убивали сотнями, в деревнях сжигали хлеб, отбирали у крестьян скот. Полтора месяца продолжались грабежи и убийства. Расправа с Новгородом — одна из самых страшных и кровавых страниц истории опричнины. После этого похода Новгород превратился в рядовой город Русского государства. Начинался закат опричнины. Было ясно, что опричнина — одна из главных причин наступившего в стране разорения и обнищания. Уже во время новгородского похода стало очевидно, что опричные отряды все более и более превращались в войско, жившее разнузданными грабежами и убийствами. Опричники не столько боролись с действительными врагами царя, сколько преследовали в своекорыстных целях многих людей, не причастных ни к каким мятежам и заговорам. В то же время опричное войско было неспособно защитить страну от внешнего врага. Весной 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей двинулся походом на Москву. Царь вышел ему навстречу на берег Оки со своим опричным войском, но многие опричники не явились на службу. Это привело к тому, что Девлет-Гирей подошел к Москве и сжег ее дотла. Много жителей погибло в пожаре, много было уведено в плен. После пожара Москвы были казнены видные начальники опричного войска. В 1572 г. кончилось разделение страны на опричнину и земщину. . Опричнина была официально отменена. Она выполнила свои основные задачи. В России были ликвидированы остатки феодальной раздробленности. Борьба царя с Владимиром Старицким, репрессии против Новгорода, удары, нанесенные царем крупным феодалам и церкви, имели целью добиться полной централизации власти. Эта политика в какой-то мере отвечала интересам горожан и крестьян, страдавшим от междоусобных распрей феодальной аристократии. Но борьба за полную централизацию велась старыми способами, характерными для удельного периода. Ведь и сама опричнина была вновь созданным царским уделом. В то же время в земщине Иван Грозный отдавал всю полноту исполнительной власти Боярской думе и приказам, тем самым фактически усиливал роль боярства. Опричники, совершая набеги на боярские имения, разоряли также крестьянские хозяйства и истребляли массу крестьян. В годы опричнины были разорены крупнейшие города, резко ухудшилось положение крестьян, возросли феодальные поборы. В государстве, особенно на севере, в Новгородской земле, царило запустение, крестьяне бежали в южные районы. А усиление феодального гнета подготовило окончательное закрепощение крестьян. |
ПОИСК
Block title
|