Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Русские крестьяне в XVI веке

Со второй половины XV в. в жизни русского крестьянства происходили важные перемены. Феодалы увеличивали барщину и оброк, чтобы получить больше доходов, и старались укре­пить свою власть над крестьянами.

Прежде крестьяне могли уходить от своих господ в течение всего года. Изданные в 1497 и 1550 гг. новые Судебники (сборники зако­нов) ограничивали это право крестьян на всей территории государства.

Теперь крестьянин мог уйти от своего госпо­дина, только окончив полевые работы — в те­чение недели до Юрьева дня, 26 ноября (по ста­рому стилю), и недели после него.

При этом он должен был еще получить от господина «отказ» — разрешение на выход, предварительно рассчитавшись с ним и выпла­тив «пожилое» — особую плату за пользова­ние жильем и другими постройками. После введения Юрьева дня крестьянам стало на­много труднее переходить от одного господина к другому, они оказались в большей зависи­мости от феодалов.

Особенно усилился процесс закрепощения во второй половине XVI в. В это время быстро росла барская запашка, и для обработки ее землевладельцам нужно было все больше рабо­чих рук. Теперь феодалы намеревались лишить крестьян права перехода даже в Юрьев день, т. е. окончательно закрепостить, чтобы произ­вольно распоряжаться их трудом, имущест­вом, подвергать суровым наказаниям и даже продавать.

В XVI в. русские крестьяне подразделялись на частновладельческих, живших на земле феодалов — бояр и дворян; черно­сошных, живших на государственных зем­лях, имонастырских. Монастыри вла­дели обширными землями, на которых труди­лись тысячи крепостных крестьян. О хозяйст­ве одного из этих монастырей — Иосифо-Волоколамского — сохранилось довольно много до­кументов.

Он был основан в 1479 г. близ Волоколамска (к северо-западу от Москвы). Едва возникнув, этот монастырь начал расширять свои владе­ния и вскоре превратился в большое феодаль­ное хозяйство. Окруженный каменными стенами с грозными башнями, монастырь представлял собой укрепленный замок, господствовавший над окружающими селами.

В вотчинах Иосифо-Волоколамского мона­стыря, расположенных в пяти центральных уездах Русского государства, монастырская пашня обрабатывалась руками крепостных. Крестьяне молотили хлеб, возили его в мона­стырские кладовые и на рынок, ловили рыбу для монахов, косили сено для монастырского скота. Кроме того, они платили денежный об­рок, т. е. вносили ежегодно определенную сум­му денег и доставляли для монастырского сто­ла яйца, сыр, мясо, масло и т. п.

Руководили монастырским хозяйством мо­нахи. Во главе их стоял келарь — заведую­щий хозяйством. В каждом селе были его по­мощники (приказчики), которые учитывали, сколько хлеба высевалось и убиралось, как он расходовался, в каком количестве поступали доходы от крестьян. Они собирали подати и чи­нили суд и расправу над крестьянами по свое­му усмотрению: сажали непокорных в тюрь­му, заковывали в цепи, накладывали на них тяжелые штрафы («пени»).

Каждую осень приказчики получали из мо­настырской казны деньги для «отказа» крестьян в Юрьев день.

В монастырской приходской книге 22 нояб­ря 1579 г. записано, что в этот день из мона­стырской казны было «дано старцу Данилу на крестьянские выходы 2 рубля 15 алтын 2 день­ги»1. Подобных записей много.

Во время крестьянских «отказов» происхо­дили острые столкновения между крестьянами и феодалами, последние под разными предло­гами не хотели отпускать от себя крестьян. Феодалы старались переманить крестьян друг у друга.

Богатый Иосифо-Волоколамский монастырь был опасным соперником для светских феода­лов — дворян-помещиков.

Монастырские старцы давали крестьянам деньги взаймы для оплаты «пожилого» старым хозяевам и, пообещав различные льготы, сво­зили их с прежних мест и переселяли в мо­настырскую вотчину. Впоследствии крестьянам было очень трудно, а для многих и совсем невозможно возвратить долг и покинуть мо­настырь.

Поэтому большинство из них, попадая в дол­говую кабалу, навсегда оставались монастыр­скими, несмотря на тяжелые работы и оброки.

Долгое время историки стараются выяснить, каким образом было отнято у крестьян право выхода в Юрьев день. Ведь большинство доку­ментов и законов конца XVI в. до нас не до­шло: одни были уничтожены иноземными интер­вентами в начале XVII в., другие погибли при большом московском пожаре 1626 г. Неуто­мимые исследователи ищут в архивах докумен­ты, содержащие хотя бы ссылки на законы о крестьянах.

В 1909 г. удалось обнаружить семь грамот — документов о новгородских поместьях 80-х годов XVI в. В грамотах указывалось, что из поместий некоторые крестьяне ушли в «запо­ведные годы», они должны быть разысканы и возвращены их прежним помещикам. Отсюда историки сделали заключение, что в 80-х го­дах правительством Ивана IV были введены «заповедные годы» (от слова «заповедь» — запрещение), когда крестьянам в Юрьев день запрещалось переходить от одного господина к другому. Много сделал для изучения русского крестьянства выдающийся советский историк акад. Б. Д. Греков, написавший большую книгу «Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины XVII в.».

В 1957 г. в Центральном государственном архиве древних актов были найдены ссылки на указ царя Федора Ивановича, изданный по инициативе Бориса Годунова около 1592— 1593 гг. Этим указом право крестьянского вы­хода в Юрьев день было отменено по всему Русскому государству.

Свое горькое сожаление по поводу утрачен­ных прав русский народ выразил в известной поговорке: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» В жизни русского крестьянства наступил мрач­ный период. На всей территории Руси уста­навливалось крепостное право.

Усиление феодального гнета и закрепощение вызвали протест крестьян. Многие из них бе­жали на «дикое поле» (так тогда называли юж­ные степи), в далекую Сибирь. В ряде мест крестьяне и холопы с оружием в руках подни­мались против бояр и помещиков. В стране назревала крестьянская война.

Правительство пыталось бороться с кресть­янскими побегами и организовало государст­венный сыск беглых. По указу 1597 г. крестья­не могли быть разысканы и возвращены вла­дельцам в течение пяти так называемых «уроч­ных лет». Если же в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем.

Рост барщины и усиление крепостничества испытали на себе и крестьяне Иосифо-Волоколамского монастыря, хозяина рачительного, не упускавшего случая приумножить свои бо­гатства. В начале 90-х годов XVI в. монастыр­ские власти перевели своих крестьян с оброка на барщину. Кроме того, они принуждали кре­стьян брать у монастыря деньги взаймы и пла­тить высокие проценты в монастырскую казну.

Крестьяне заволновались. В конце 1594 г. они перестали повиноваться монастырским при­казчикам и ключникам, отказались работать на барщине и платить оброки. Монастырских приказчиков, которые пытались организовать барщинные работы, крестьяне избивали. Об­становка в монастыре приняла такой угрожаю­щий характер, что сюда приехала из Москвы специальная комиссия. Но и вмешательство царской администрации не помогло. Монастыр­ским властям в январе 1595 г. пришлось вре­менно пойти на некоторые уступки, чтобы успо­коить крестьян. Волнения в Иосифо-Волоколамском монастыре были одним из предвест­ников большой крестьянской войны под пред­водительством И. И. Болотникова, которая разразилась в начале XVII в.

1 Алтын — старинная монета, равная 3 копейкам. Деньга — старинная монета, равная 1/2 копейки.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017