Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Международная работорговля в XVI-XIX веках

В начале XV в. порту­гальцы услышали от ара­бов о богатствах тропиче­ских лесов Африки и стали снаряжать одну экспеди­цию за другой на западное побережье материка. Про­двигаясь вдоль берегов Африки, португальцы об­менивали свои товары на золото и слоновую кость. Но самым прибыльным де­лом оказалась охота на ра­бов. В 1452 г. в Португа­лию были доставлены пер­вые африканские рабы. Их продали в Лиссабоне по высокой цене.

Вслед за португальцами этим гнусным про­мыслом занялись англичане, голландцы, фран­цузы, датчане, шведы. Берега Африки покры­лись факториями (торговыми поселками) — опорными пунктами европейских работоргов­цев. Африка превратилась, по словам Маркса, «в заповедное поле охоты на чернокожих».

С начала XVI в. в Америке, незадолго до этого открытой европейцами, стала остро ощущаться потребность в рабочей силе для об­работки плантаций. Захваченных в Африке ра­бов стали тысячами вывозить в Америку. Рабо­торговля приобрела огромный размах.

Ежегодно сотни судов отправлялись в Аф­рику за невольниками. Считают, что из каждых четырех судов три были английскими. Основ­ным районом работорговли стала территория, прилегающая к Гвинейскому заливу. Часть побережья так и стали обозначать на картах как Невольничий берег. Работорговцы вскоре поняли, что им выгоднее покупать рабов, чем захватывать их, рискуя жизнью, в стычках и сражениях с африканцами.

Европейские купцы привозили в Африку ром, дешевые яркие ткани, стеклянные бусы, медную проволоку (из нее делали украшения). Они начинали обычно с того, что спаивали и подкупали местного вождя, затем натравли­вали одни племена на другие и поощряли войны между ними для захвата рабов. Развращенная работорговцами племенная знать продавала военнопленных в рабство европейцам.

Партии рабов, закованных в цепи или с де­ревянными колодками на шее, гнали пешком к берегу. Затем для невольников начинались жесточайшие мучения, связанные с переездом в Америку. Алчные работорговцы стремились взять на борт как можно больше «живого гру­за». Людей укладывали вплотную друг к другу, заставляя сгибать ноги в коленях. Как выра­зился один капитан невольничьего судна, «не­гру на корабле отводилось меньше места, чем покойнику в гробу». Путь в Америку длился в зависимости от погоды от 6 до 20 недель. Запертые в трюмах, невольники мучительно стра­дали от тесноты и неподвижности, от спертого воздуха и недостатка пищи. Треть, а иногда и половина их обычно погибала в пути. Трупы выбрасывали в море. Стаи акул неотступно следовали за невольничьими кораблями в ожи­дании легкой добычи.

Если путешествие затягивалось и на судне не хватало продовольствия и пресной воды, работорговцы не останавливались перед тем, чтобы выбросить в море живых людей. В 1783г. капитан английского судна «Зонг» выбросил за борт из-за недостатка воды 132 раба.

В начале XIX в. на Гвинейском берегу раба можно было приобрести в обмен на товары стоимостью от 25 до 100 долларов, а в США его продавали за 500 долларов (позднее цена воз­росла до 1500—2000 долларов). Работорговцу достаточно было совершить один рейс, чтобы стать богатым человеком. Немало крупных состояний в Англии и США имели своим проис­хождением позорную торговлю людьми.

Корабли работорговцев отправлялись из Нью-Йорка и других портов США, груженные ромом, дешевыми тканями, металлическими без­делушками. На побережье Гвинейского зали­ва заключались торговые сделки, и битком на­битые «живым товаром» невольничьи суда плы­ли к островам Вест-Индии (Кубе, Гаити, Ямай­ке и др.). Здесь часть рабов выгружали, запол­няя трюмы сахаром и патокой, и отправлялись в обратный путь к берегам США. Туда же до­ставляли и часть невольников. Суда работор­говцев описывали огромный треугольник, вер­шинами которого служили США, Африка и ос­трова Вест-Индии; поэтому эта торговля и по­лучила название «тройной» или «треугольной».

На средства, вырученные от торговли ра­бами, в Англии и США основывались мануфак­туры и фабрики, строились здания и города. Например, город Ливерпуль в Англии вырос за счет работорговли. В 1709 г. отсюда отпра­вилось за невольниками первое суденышко водоизмещением в 30 т, а за один 1798 г. из Ливерпуля было совершено 150 рейсов неволь­ничьих кораблей, доставивших из Африки в Америку 52 тыс. рабов. Англия стала бога­той страной и первой промышленной держа­вой в мире. Этому способствовала работор­говля.

Эпоха международной работорговли дли­лась 400 лет, с середины XV до середины XIX в. Она имела тяжкие последствия для Африки. Считают, что всего из Африки в Америку было доставлено 15 млн. рабов. Но на каждого про­данного в Америке раба приходилось три или четыре погибших во время крова­вых войн в Африке и при перевозе рабов в Америку. Результатом ра­боторговли была гибель 50—60 млн. африканцев. (Некоторые ис­следователи считают, что африка­нцев погибло гораздо больше — 100 или 150 млн. человек.) Массо­вое истребление людей, вызван­ное работорговлей, сильно задержа­ло развитие народов Африки.

В начале XIX в. в Англии и США были изданы законы, запре­щающие вывоз рабов из Африки. К ним присоединились другие страны (кроме Португалии). Меж­дународная работорговля была объявлена вне закона, как пират­ство (морской разбой) и контра­банда1. За это преступление грозила смертная казнь.

Международная работорговля была запре­щена, но рабство негров еще сохранялось в некоторых странах Южной Америки, в англий­ских колониях — на островах Вест-Индии (до 1833 г.) — и в США (до 1863 г.), где продолжали торговать людьми, как скотом.

США неохотно согласились на запрет меж­дународной работорговли и вовсе не собира­лись серьезно проводить этот закон в жизнь. Американские власти смотрели сквозь паль­цы на действия пиратов-работорговцев. В бухтах Флориды работорговцы имели свои га­вани и стоянки. Нью-йоркские купцы снабжа­ли их деньгами. Подсчитано, что между 1808 и 1860 гг. в США было доставлено контрабанд­ным путем полмиллиона рабов.

Английские военные корабли крейсировали по водам Атлантического океана, задерживая суда контрабандистов. Но по английским зако­нам наказанию подлежал только тот работор­говец, который был застигнут в море с неволь­никами на борту. Если негров на судне не на­ходили, то капитана оставляли на свободе. Это породило новые чудовищные преступления тор­говцев людьми. Капитаны невольничьих ко­раблей, встретив военный патруль, выбрасы­вали рабов за борт.

Мрачную известность приобрел некий капи­тан Хоманс. Однажды его бриг с 600 неволь­никами на борту настигли в Атлантическом океане четыре английских патрульных крейсера. Ускользнуть было невозможно. Дело было поздним вечером, и, прежде чем ближай­ший крейсер подошел к бригу на расстояние пушечного выстрела, легкий бриз затих и спустилась ночь. Хоманс приказал пригото­вить самый большой якорь, а якорную цепь протянуть вокруг судна с внешней стороны борта. Рабов выгнали на палубу и, расста­вив их по борту, привязали каждого за ручные кандалы к якорной цепи. Уже был слышен скрип уключин и плеск весел в тихой воде: к бригу приближались боты, посланные с пат­рульных судов. Но Хоманс успел отдать при­каз, и многопудовый якорь потянул за собой на дно океана цепь с грузом человеческих тел. Тишину ночи разорвал отчаянный вопль сотен людей. Английские моряки обнаружили на корабле работорговца многочисленные следы недавнего пребывания невольников: цепи, пле­ти, котлы для варки пищи. Приближаясь к судну, моряки патрульного крейсера слышали крики рабов. Но на корабле не оказалось ни одного раба. Капитан нагло посмеивался. Он хорошо знал законы. Его отпустили.

Работорговля прекратилась только тогда, когда было уничтожено рабство негров в США. Важную роль в уничтожении рабства и работорговли сыграли сами афри­канцы, их героическая борьба за свободу.

Буржуазные писатели и историки часто изо­бражают негров пассивными, покорными, не­способными к упорной борьбе за свободу. Это ложь. В борьбе против рабства африканцы проявляли упорство и самоотверженность, не­укротимое свободолюбие и солидарность.

Во второй половине XIX в. капиталисты приступили к захвату и покорению всего Аф­риканского континента. К концу XIX в. Аф­рика была разделена между европейскими стра­нами и ее народы оказались под властью и ко­лониальным гнетом империалистических дер­жав.

1 Контрабанда — тайный провоз товаров через границу.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017