Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











"Современник" Н.Г.Чернышевский  и Н.А.Добролюбов

Молодые прогрессивные писатели, группи­ровавшиеся в середине 40-х годов прошлого века вокруг Белинского и Некрасова, давно мечтали о собственном журнале, который стал бы рупором их идей. Но царь Николай I не разрешал издавать новые журналы. «И без того довольно»,— написал он на прошении одного литератора.

Выход из создавшегося положения был все же найден: Некрасов и его товарищи купили право на издание журнала «Современник». Новая жизнь журнала, основанного еще Пуш­киным в 1836 г., началась с 1 января 1847 г. Бессменным руководителем журнала стал Не­красов. Первые полтора года вдохновителем и идейным вождем «Современника» был заме­чательный революционер, критик и публицист Виссарион Григорьевич Белинский (1811— 1848).

В 1848 г., вскоре после смерти Белинского, правительство, напуганное революционными событиями в Европе, а также идеями и замы­слами раскрытого тогда революционного круж­ка Петрашевского, стало особенно нетерпимым к каждому смелому слову и особенно к передо­вым журналам. Многие статьи и рецензии «Сов­ременника» вызывали угрозы цензуры закрыть новый журнал за «неблагонамеренность». И все же Некрасову и его сотрудникам удалось сохранить «Современник» и его передовое направ­ление.

В 50-е годы начался новый общественный подъем. Во время Крымской войны и после нее Россия была охвачена широким крестьянским движением. Передовые люди обсуждали планы революционной борьбы, народного восстания против самодержавия и крепостного права.

В эти годы в «Современник» пришли Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, которые превратили журнал в трибуну пере­довой мысли, в орган революционных демо­кратов.

* * *

Николай Гаврилович Чернышевский родил­ся в Саратове 12 июля 1828 г. В детстве он назы­вал себя «библиофагом», т. е. «пожирателем» книг. Начитанность его поражала окружаю­щих. В 1850 г. Чернышевский окончил Петер­бургский университет, затем три года препо­давал в гимназии у себя на родине.

Еще до поступления в университет, читая сочинения Лермонтова, Гоголя, Белинского, юноша глубоко задумывался над тяжелым, бесправным положением народа и над тем, как изменить его судьбу. Наступил 1848 год, по Европе прокатилась волна революций. Читая дневник двадцатилетнего студента Чернышев­ского, мы видим, что он мечтает в это время о справедливом общественном строе без эксплу­атации: «Не должно быть такого общественного строя, при котором один класс сосет кровь дру­гого». Он горячо сочувствует борьбе француз­ских республиканцев. 10 декабря 1848 г. Чернышевский записал в дневнике: «В сущности, я нисколько не подорожу жизнью для торже­ства своих убеждений, для торжества свободы, равенства, братства и довольства, уничтожения нищеты и порока». Своей невесте Николай Гаври­лович говорил: «У нас будет скоро бунт, а если он будет, я непременно буду участвовать в нем».

В 1854 г., вступая в редакцию «Современ­ника», Чернышевский был уже убежденным революционером.

Первые годы он вел в журнале литературно-критический отдел, продолжая традиции боевой критики Белинского. Анализируя то или иное литературное произведение, Чернышевский в своих статьях стремился раскрыть сущность общественных явлений, донести до читателя свои революционные взгляды.

В 1856 г. в журнал пришел Добролюбов. С этого времени Чернышевский постепенно отошел от литературной критики и стал писать статьи, посвященные самому важному в то время вопросу — освобождению крестьян от крепостной зависимости.

Революционер-демократ Чернышевский до­казывал, что крестьяне должны быть освобож­дены без выкупа, что им нужно передать бес­платно всю землю, которую они из поколения в поколение обрабатывают в течение веков. Чернышевский думал, что народ будет владеть землей общиной, т. е. коллективно, и таким образом крестьянство постепенно придет к со­циалистическому землепользованию. Черны­шевский надеялся, что, если старой общине дать передовую сельскохозяйственную технику, все крестьяне будут достаточно и равномерно обеспечены. В общине они смогут избежать нищеты и страданий, расслоения на богатых и бедных, что всегда приносит с собой капита­лизм. Но Чернышевский ошибался. В освобож­денной от гнета помещика крестьянской общине расслоение на богатых и бедных произошло бы еще скорее. Но самым ценным в предложе­ниях Чернышевского было его стремление обе­спечить крестьян землей и личной свободой. Реформа, проведенная в 1861 г. царем и по­мещиками, обманула ожидания народа — крес­тьяне на деле не получили ни земли, ни насто­ящей свободы.

Либералы приняли реформу с восторгом. «Современник», не имея возможности прямо раскрыть грабительский характер реформы, поступил иначе. В то время как все журналы поместили царский манифест на первой стра­нице, «Современник» напечатал выдержки из царского указа только в конце книжки, в виде приложения. Зато в номере были помещены переведенные с английского стихи американ­ского поэта Лонгфелло «Песни о неграх» и статья о рабстве негров в США, и читатели по­нимали, что хочет сказать этим редакция.

Чернышевский не мог ограничиться только работой журналиста. Он был признанным вож­дем русских революционеров. Вместе с Герце­ном и Огаревым, издававшими в Лондоне «Ко­локол», Чернышевский работал над созданием тайного революционного об­щества «Земля и воля», которое организовалось приблизительно в конце 1861 г.

«Современник» был центром, вокруг которого объединялись революционеры тех лет. Кресть­янские движения, развернувшиеся по всей России в ответ на реформу 1861 г., вселяли в революционеров надежду на общерусское восстание. Чернышевский написал проклама­цию «Барским крестьянам от их доброжела­телей поклон», в которой призывал крестьян готовиться к восстанию и ждать сигнала от «доб­рожелателей», т. е. революционеров. Одна­ко напечатать и распространить эту прокла­мацию не удалось.

Правительство догадывалось о революцион­ной деятельности Чернышевского, но не имело никаких доказательств: он был прекрасным конспиратором. Тем не менее царские судьи состряпали обвинение при помощи лжесвидете­лей и подложного письма. В июле 1862 г. Чернышевский был арестован.

Два мучительных года провел великий рево­люционер в мрачной Петропавловской крепос­ти. Но и заключение не сломило его деятель­ной натуры. Здесь он написал знаменитый роман «Что делать?», ставший «учебником жизни» для передовой молодежи России и дру­гих стран. Образы несгибаемого революционера Рахметова, «новых людей», благородных и дея­тельных, — Веры Павловны, Кирсанова и Лопухова — воспитывали не одно поколение ре­волюционеров. В. И. Ленин говорил о романе «Что делать?»: «Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь». Величайшей заслугой Чернышевско­го Ленин считал то, что он показал в романе, каким должен быть революционер.

Чернышевского приговорили к семи годам каторги и поселению в Сибири.

Около 20 лет провел Чернышевский в ка­торжных тюрьмах и ссылке. После окончания срока каторги его перевезли в отдаленный уго­лок Якутской губернии, городок Вилюйск, и продолжали держать в остроге под неослаб­ным надзором жандармов. Здесь Чернышевский был обречен на мучительную медленную смерть. Царские чиновники надеялись, что страдания сломили великого революционера. В 1874 г. ему было официально обещано освобождение, если он подаст просьбу о помиловании. Это было равносильно отречению от своих убеждений. Чернышевский с негодованием отказался и прожил в Вилюйске еще 9 долгих лет. Многие из лучших людей того времени мечтали об освобождении Чернышевского. Известные рево­люционеры Герман Лопатин и Ипполит Мышкин делали героические попытки организо­вать побег его из Сибири, но потерпели неудачу.

Только в 1883 г. Чернышевскому было раз­решено возвратиться сначала в Астрахань, а в 1889 г. — на родину, в Саратов, где через несколько месяцев, 17 октября, он скончался. Произведения Чернышевского и сама его жизнь стали образцом для последующих поколений революционеров.

* * *

Единомышленник, ученик и ближайший со­ратник Чернышевского Николай Александро­вич Добролюбов родился в Нижнем Новгороде 24 января 1836 г. С детства он отличался боль­шими способностями и трудолюбием. По воспо­минаниям самого Добролюбова, он увлекал­ся чтением книг. В 1853 г. Добролюбов приехал в Петербург и поступил в Главный педаго­гический институт. В 1855 г. девятнадца­тилетний студент организует в институте тай­ный политический кружок, издает рукописную газету «Слухи», пишет политические памфлеты. Так начинается его литературная деятельность.

Приблизительно в апреле 1856 г. Добролю­бов познакомился с Чернышевским и вскоре начал сотрудничать в «Современнике», а по­том стал во главе критического отдела журнала. За пять лет литературной деятельности Добро­любов написал не менее 300 статей, рецензий, рассказов, лирических и сатирических стихотво­рений. Авторская скромность Николая Алек­сандровича, думавшего только о благе своей родины, удивительна и беспримерна: ни разу при его жизни ни под одной статьей не было его подписи. Читатель знал не менее десяти раз­личных псевдонимов, еще чаще статьи и рецен­зии Добролюбова вовсе не имели подписи. Только посмертно Чернышевский опубликовал первый, очень неполный список работ своего ученика и друга.

В литературно-критических статьях Добро­любов доказывал, что литература должна слу­жить передовым стремлениям общества. Раз­бирая произведения лучших писателей того времени, он раскрывал социальную сущность явлений, показанных в художественных обра­зах. Так, в образе Обломова, выведенном в романе Гончарова, Добролюбов увидел типичное явление русской жизни — «обломов­щину», которую порождала вся отсталая и кос­ная крепостническая система. Добролюбов привел читателя к выводу, что самоубийство Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза» — это протест угнетенного человека против деспо­тизма и жестокости «темного царства».

Статьи Добролюбова будили сознание чи­тателей, звали к борьбе. Человеку нужно счастье, он должен добиться его во что бы то ни стало. Но достичь этого счастья можно толь­ко революционной борьбой — вот основной вы­вод, который делали современники из всего, что писал Добролюбов.

Добролюбов был организатором и основным автором «Свистка» — сатирического приложе­ния к «Современнику», выходившего в 1859— 1863 гг. Всего вышло девять номеров «Свистка», два последних — уже после смерти Николая Александровича.

Туберкулез заставил Добролюбова в мае 1860 г. выехать для лечения за границу. Но. и там он напряженно работал, все время посы­лая в «Современник» материалы. Вскоре по возвращении — 17 ноября 1861 г. — великий критик скончался. Ему было только 25 лет. «Лучшего своего защитника потерял в нем рус­ский народ»,— говорил Чернышевский о своем горячо любимом друге.

* * *

Около 20 лет «Современник» с Некрасовым во главе нес читателям самые передовые идеи своего времени, звал на борьбу. Царская цензу­ра преследовала журнал. Надо было заготовлять материала почти вдвое больше, чем требовалось для очередной книжки, чтобы на ходу восполнять выброшенное цензурой. Сложился особый иносказательный язык — так называемый «эзо­пов» (по имени полулегендарного древнегрече­ского баснописца VI—V вв. до н. э. Эзопа), Когда, например, в журнале печаталась статья об Ирландии, читатель догадывался, что обездоленное ирландское крестьянство сравнивается с русским, а цензура не имела формального повода придраться. В произ­ведениях Некрасова и Салтыкова-Щедрина этот прием встречается особенно часто.

Другим приемом — им охотно пользовались Добролюбов и Чернышевский — было ирони­ческое согласие со взглядами идейного против­ника: «Всего выгоднее нам с вами... читатель, примкнуть к партии реакционеров и обскуран­тов1,—писал Чернышевский, — они люди са­мые надежные и обстоятельные. Да и какое мне дело до пользы других? Было бы мне тепло, а чужой голод не ощущается моим желудком...»

Читатели хорошо чувствовали уничтожаю­щую иронию этих строк.

И все-таки многие замечательные произве­дения русской литературы печатались в журнале в искаженном виде.

В апреле 1866 г. после неудачного покушения революционера Каракозова на царя Александ­ра II правительство резко усилило преследо­вание прогрессивных кругов русского общества. В июне 1866 г. журнал был закрыт, «Современник» был самым передовым рус­ским журналом своего времени, он защищал интересы крестьянских масс и передовой интел­лигенции, призывал к борьбе во имя свободы и счастья трудового народа.

1 Обскурант — враг науки и просвещения.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама
  • Герой нашего времени дуэль печорина и грушницкого описание.

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017