Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Из истории Донбасса

Осенью 1696 г. русские войска шли Донецкой степью, возвращаясь из второго азовского похода. Во время одного привала солдаты стали бросать в костер оказавшийся под рукой чер­ный поблескивающий камень. Ко всеобщему удивлению костер к утру не только не потух, а жарко разгорелся. Об этом доложили царю, и он приказал собрать побольше этого горючего камня. По преданию, Петр сказал тогда: «Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам поле­зен будет».

Прошло около ста лет, прежде чем взялись за разработку богатств Донбасса. Геологические исследования, проведенные в конце XVIII в., показали, что места эти бо­гаты не только углем, а попадается и же­лезная руда. Тогда на реке Лугани по­строили казенный завод, на котором стали вы­плавлять чугун для отливки артиллерийских орудий и снарядов, требовавшихся Черномор­скому флоту и южным крепостям. Луганский завод и был первым чугуноплавильным пред­приятием в Донбассе. Но тем дело тогда и огра­ничилось. Основной кузницей страны до девя­ностых годов прошлого века оставался Урал, где чугун все еще выплавляли на древесном угле.

Крепостная Россия первой половины XIX в. сильно отставала от западных стран. По вып­лавке чугуна, например, она занимала в 1860 г. 8-е место в мире, уступая не только Англии и Франции, но даже Австрии и Пруссии.

Только в конце 60-х, — начале 70-х годов, после отмены крепостного права, вместе с бур­ным развитием капиталистической промышлен­ности началась интенсивная эксплуатация природных богатств Донецкого кряжа.

В то время в России развернулось огромное железнодорожное строительство. В 1869 г. открыли железную дорогу от Курска через Харьков на Ростов; она пересекла западную часть Донецкого района. Вслед за ней в экс­плуатацию вступила дорога от Козлова (ныне Мичуринск) на Воронеж — Ростов-на-Дону. Эта дорога соединила антрацитовые копи восточ­ной части Донбасса с центральными губерния­ми. Еще через несколько лет заработали Мари­упольская и Фастовская железные дороги, от­крывшие выход донецкому углю к Черному морю. Предстояло строительство других желез­ных дорог. Для этого требовались рельсы (сна­чала их привозили из-за границы).

Первые два металлургических завода в Дон­бассе возникли на рубеже 60-х и 70-х годов. Один — в нынешнем центре Донбасса, там, где нашли уголь и небольшие месторождения желез­ной руды. Его построил англичанин Джон Юз. По его имени заводской поселок был назван Юзовкой (ныне г. Донецк). На востоке Донбасса, в Сулине, русский предприниматель Д. А. Пастухов построил завод для выплавки чугуна на антраците.

Царское правительство покровительствовало новым предприятиям: выплачивало им премии, заводы получали крупные казенные заказы на несколько лет вперед по весьма выгодным ценам. Кроме того, Юзу в течение десяти лет выдава­лась премия в 50 коп. за каждый пуд изготовлен­ных рельсов, что составило крупную сумму.

Вскоре были открыты и богатые залежи железной руды в Кривом Роге. В конце 70-х годов Донецкая железная дорога соединила восточную и западную магистрали и дала выход углю на широкий рынок, а затем была построена и Екатерининская железная дорога, соединив­шая донецкий уголь и криворожскую железную руду. Один за другим возникали новые заводы. Только за последнее десятилетие XIX в. вы­строены были Дружковский, Донецко-Юръевский, Никополь-Мариупольский, Макеевский, Таганрогский заводы, а еще раньше — Алек­сандровский и Днепровский заводы на Днепре.

Почти все они строились иностранцами. Одни за другими возникали акционерные об­щества и банки для эксплуатации богатых недр России с помощью дешевой рабочей силы — русских крестьян. Целыми деревнями шли на шахты Донбасса в поисках заработка крестьяне-бедняки из Орловской. Тамбовской, Воронеж­ской, Смоленской и других губерний. Рабочие каменноугольных копей и металлургических заводов подвергались нещадной эксплуатации и за счет этого хозяева — капиталисты получа­ли баснословные прибыли... Так, за 1884— 1888 гг. заводы Юза на каждый фунт стерлин­гов вложенного капитала дали почти полтора фунта прибыли.

Работа на шахтах была тяжелой и опасной. Рубили уголь вручную, обушком или кайлом. В зависимости от толщины угольного пласта забойщик работал либо сидя, либо лежа. Уголь­ная пыль висела в воздухе, насыщенном копотью ламп, испарениями тел, сыростью. К этой сме­си часто присоединялся еще гремучий газ. Через тонкие, как волос, трещины часто просачивался гремучий газ из стоячих озер — пустот выра­ботанных пластов — в рабочие штольни. Но на это не обращали никакого внимания. Малей­шая остановка работ сурово каралась админи­страцией. Много раз случались взрывы и обва­лы в шахтах. И сколько при этом гибло людей!

Типичная фигура старого Донбасса — коно­гон. Сцепив семь-восемь вагонеток, коногон впрягал в них лошадь, а сам ложился грудью на переднюю вагонетку. Лошадь двигалась по узким длинным извилистым галереям к стволу. Случалось, на полном ходу вагон сходил с рельсов, коногон по инерции летел вперед, ударялся головой о подпорку, и шахта становилась его могилой.

Дети обычно работали саночниками. На своеобразных «санках», которые прикрепля­лись к поясу цепью, уголь отвозили из забоя к главным откаточным штрекам. Работали де­ти по 12 часов.

Очень тяжелым был труд подростков, рабо­тавших в ужасной жаре у насосов. Едкая вода, насыщенная серой и солями, разъедала кожу, тело покрывалось нарывами и трудно зажи­вающими ранами.

И нигде на шахтах не было механизации. Уголь из шахт поднимали при помощи конских приводов, а когда не хватало лошадей, впряга­лись люди.

Очень тяжелым был труд и на металлурги­ческих предприятиях. Сырье к доменным печам доставлялось на тачках — «козах». Загружали домны вручную.

Горн — нижняя часть доменной печи — был самым опасным для рабочего местом. Там часто случались прорывы, и тогда во все стороны хлестал чугун, шлак, горячий кокс, раскален­ная пыль. Нередко рабочие сгорали заживо. На верху домны, на колошнике, рабочие нередко падали замертво, отравленные доменными газа­ми. Такие же условия были в сталеплавиль­ных и прокатных цехах.

Поселки возле заводов делились на колонии. В одних, где жило начальство,— хорошие мо­стовые, электрический свет, канализация, водо­провод. А на окраинах стояли серые бараки рабочих, без воды и канализации. Здесь свиреп­ствовали эпидемические болезни, нередкой гостьей была холера.

Рабочие не мирились с невыносимыми усло­виями труда. На шахтах и заводах то и дело возникали волнения, стихийные выступления рабочих, забастовки.

С конца 90-х годов рабочее движение в Дон­бассе и на металлургических заводах Екатеринослава (ныне Днепропетровск) возглавили революционеры-марксисты. В 1897 г. выслан­ный царскими властями в Екатеринослав ученик В. И. Ленина И. В. Бабушкин органи­зовал здесь «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

В 1905 г. в Донбассе произошли крупные рабочие стачки, которые в декабре переросли в восстания.

В начале XX в. подъем угольно-металлур­гического Донбасса приостановился. Наступил кризис. Прекратилось строительство новых заво­дов, закрылись некоторые из действовавших. Тогда капиталисты прибегли к новой тактике в борьбе за прибыли — не увеличивать добычу угля и выплавку металла, а взвинчивать цены. Для этой цели были созданы картели1 Продамет и Продуголь. Известный промышленник Гужон, владелец московского железоделатель­ного завода (ныне металлургический завод «Серп и молот»), вспоминал свой разговор с Юзом во время кризиса. Юз ему заявил, что в России слишком много заводов, надо очистить рынок от лишних производителей и тогда поднимутся цены. И это говорилось в то время, когда еще далеко не во всех крестьянских хозяйствах можно было встретить железный плуг, когда Россия по потреблению металла на душу насе­ления стояла на одном из последних мест в Ев­ропе. Зато прибыли заводчиков, крупнейшими из которых были иностранные капиталисты, росли год от году.

С началом первой мировой войны производ­ство угля и металла не только не расширилось, а стало сокращаться. На фронте же тысячи солдат не могли получить винтовок — не хва­тало металла.

...Природные богатства Донбасса ждали новых хозяев, которые смогли бы поставить их на службу народу. И эти хозяева пришли с победой Великого Октября.

1 Картель — объединение капиталистов. Картели создаются с целью господства на рынке и получения наибольшей прибыли.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017