Детская энциклопедия




Разное




Реклама











Игры и упражнения для маленьких и больших. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИГРЕ

 

Игра имеет в жизни ребенка огромное значение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» — говорил А. С. Макаренко. В игре происходит первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему работнику и гражда­нину. В игре ребенок развивается физически, у него раз­виваются также сообразительность, настойчивость, выдержка, наблюдательность, вникание, находчивость, коллективизм. Все это, конечно, способствует подготовке детей к плодотворной деятельности в будущем и к луч­шему выполнению своих обязанностей — учебных, тру­довых, общественных — в настоящем.

Нужно полнее использовать игры в воспитательных целях, стараться, чтобы игра не была бы только заба­вой. Можно значительно усилить воспитательное воз­действие игры, если регулярно проводить с детьми игры, которые развивают такие качества, как, например, любознательность, выдержку, способность к быстрой реакции и т. д. Если известное время проводить преиму­щественно игры, направленные, скажем, на овладение вниманием, дети улавливают смысл и цель игры и у них возникает стремление всегда быть более внима­тельными.

В предлагаемом сборнике дается описание игр и уп­ражнений. Игры сгруппированы соответственно тем качествам личности, воспитанию которых они преимуще­ственно способствуют. Выделены в отдельные разделы игры, развивающие наблюдательность и внимание, лов­кость и точность движений, чувство времени, глазомер и др. Однако необходимо иметь в виду, что одни и те же игры могут быть полезны для воспитания не только какого-либо одного, но и нескольких качеств.

В сборнике нет специального раздела игр, способст­вующих воспитанию воли, так как активное участие в любых играх побуждает к волевому усилию, тренирует волю. Дети добровольно, охотно подчиняются правилам игры, научаются сдерживать свои желания ради общих, коллективных задач, напрягают все свои силы для одержания победы в игре.

Хотя специальных игр для развития воли, как уже говорилось, мы не даем, почувствовать, что такое воле­вое усилие, тренироваться в нем можно, используя почти все игры данного сборника.

Например, при проведении игр на наблюдательность требуется также напряжение воли; необходимо значи­тельное волевое усилие для того, чтобы уложиться в определенный короткий срок в играх на время; умение «измерять» глазами, прикидывать, сколько раз извест­ная нам мера укладывается на искомом отрезке, тре­бует также немалых усилий; игры, в которых нужно выполнять определенные, достаточно сложные действия при выключении зрения или одной руки и т. п., также не проходят без волевого усилия. Игра создает более легкое условие для того, чтобы дети могли приложить волевое усилие, но она не исключает необходимости этого усилия.

Однако воспитание воли в основном происходит в условиях повседневной жизни, в процессе выполнения стоящих перед детьми серьезных дел, выполнения обя­занностей, при достижении понятных и важных для них целей.

Вот кратко сформулированные указания, которые можно дать детям, приступающим к работе над разви­тием своей воли:

  1. Ставьте    перед    собой    общественно    полезные и одновременно близкие вам цели.
  2. Не беритесь сразу за очень трудные задачи; сначала возьмитесь за такие, которые вы, приложив уси­лия, несомненно сможете выполнить. Очень важно принять твердое решение. «Хочу» — половина «могу».
  3. Систематично, ежедневно упражняйтесь в выпол­нении того, что вы обдуманно наметили.
  4. Сильная   воля   вырабатывается   постоянными  уп­ражнениями в самой жизни, в умении доводить всякое полезное дело до конца.

Другой чрезвычайно важный вопрос — о месте игры и труда в жизни ребенка. Ведь есть немало людей, которые считают, что игра лишь развлечение, забава, и про­тивопоставляют ее труду, работе. Так ли это?

Много трудностей у нас, родителей, в воспитании детей. А ведь легко с помощью игр сделать детей соуча­стниками, может быть, всех наших воспитательных задач.

Хорошей игре ребенок отдается весь целиком, откры­вая ей все «поры» своей души. В игре он охотно преодо­левает значительные трудности, тренируя свои силы, развивая свои способности и умения.

Конечно, воспитывая детей, мы внушаем им, что труд не игра, а серьезное дело, что работу надо выпол­нять независимо от того, достаточно ли она интересна или нет, требуем от них волевых усилий, осознания своего долга.

Но следует ли резко противопоставлять труд игре? Ведь мы хотим, чтобы труд стал первейшей жизненной потребностью подрастающего человека, чтобы он отда­вался работе с таким же удовольствием, как и игре. Для этого переход от игры к труду должен совершаться естественно, когда в самом труде, особенно на первых порах, сохраняются отдельные игровые моменты.

Это, между прочим, хорошо понимал Антон Семено­вич Макаренко. Работавший с ним В. Н. Терский в своей книге вспоминает, что вся жизнь и труд детей в колонии имени Горького были насыщены элементами игры, и подчеркивает: «И это очень хорошо, если игра перера­стает в труд, и в то же время труд не теряет прелести игры».

На фактах из жизни своей семьи я хочу показать, как можно осуществить эту взаимосвязь на практике.

Родители знают, как трудно порой привить детям аккуратность, научить их поддерживать установленный домашний порядок, класть каждую вещь на свое место. Между тем эту задачу можно заметно облегчить, умело используя игру наряду с другими воспитательными сред­ствами. Подходящим материалом для этого являются игры на развитие наблюдательности. Вот простейшая из них. Несколько различных предметов накрывают га­зетным листом. На небольшой промежуток времени лист снимают. Играющие должны запомнить, какие предме­ты лежат на столе. Выигрывает тот, кто запомнил боль­ше предметов. Возможны варианты игры: предметы по­казывают несколько раз, переставляя их, убирая или добавляя новые. Выигрывает тот, кто больше заметит происшедших изменений.

Как же игру такого типа использовать в наших це­лях? В этом случае «полем» для игры становится вся комната. Предложите детям запомнить, где и как лежат, стоят, висят различные домашние предметы. Затем при­гласите детей принять участие в игре: «Каждой вещи — свое место»

Пусть дети выйдут из комнаты. Соберите на  столе 10—15 небольших предметов, позовите детей и предло­жите им «вернуть» каждый предмет на его постоянное место. Выигрывает тот, кто правильнее и быстрее расставит большее число предметов  (если играет один ребенок, он должен выполнить задание в какой-то опреде­ленный срок).

Может быть и другой вариант игры: ведущий не собирает предметы, а меняет их местами. Задача играю­щих— снова вернуть вещи на их прежние постоянные места. В таком варианте игра в семье может проводиться в течение целого дня и даже нескольких дней. Взрослый незаметно перемещает отдельные предметы, а дети, занимаясь другими делами, играми, время от времени проверяют, все ли вещи в комнате на своих местах.

Игра настолько привлекает внимание детей к этой стороне домашнего быта, что потом привычка поддержи­вать порядок для них формируется уже сравнительно легко.

Не обязательно, чтобы каждому трудовому поруче­нию ради привлечения интереса к нему непременно предшествовала игра. Элемент игры можно и непосред­ственно внести в дело, которое выполняет ребенок. Это особенно хорошо помогает при однообразной, скучной работе.

Надо вырабатывать у детей вкус к энергичному тем­пу в работе. Это особенно успешно достигается тогда, когда в нее вносится элемент игры, соревнования.

Раскладываем карто­фелины на одинаковые кучки и принимаемся за дело, строго следя за качеством работы. Понятно, что так го­раздо веселее работать, чем в одиночку и, не ставя перед собой задачи — рационализировать труд, добиться высокого темпа.

В семье есть разнообразные возможности организо­вать веселую «борьбу за скорость»— кто раньше оденет­ся, застелить постель, выполнит то или иное поручение по хозяйству. Не надо, однако, слишком часто пользовать­ся этим приемом, чтобы не притупить интерес детей к соревнованию в труде. В то же время вкус к борьбе за скорость можно поддерживать разными играми-со­ревнованиями. Некоторые из них могут быть построены  на выполнении какой-ни­будь трудовой операции, другие могут носить чи­сто спортивный характер. Подобные и другие иг­ры можно найти в раз­личных сборниках игр.

Переход от игры к труду по-разному осуще­ствляется в разные воз­растные периоды. Уже с трех лет ребенок, подра­жая деятельности взрос­лых, начинает придумы­вать для себя игры тру­дового характера. Мать стирает, гладит,  убирает в комнате, готовит обед; отец чинит, мастерит что-либо, покупает продукты. Ребенок, наблюдая все это, начинает проделы­вать то же самое со свои­ми игрушками. Надо вся­чески поддерживать и развивать интерес малы­шей к таким трудовым играм, покупать им соот­ветствующие игрушки, иг­рушечные инструменты, подсказывать те или иные трудовые сюжеты, кото­рые дети могут обыгрывать.

Чем старше ребенок-тем более «всамделишный» характер могут носить трудовые операции, которые он изображает в ходе игры. Так, разыгры­вая «уборку» в своем иг­рушечном уголке, ребенок может и должен доби­ваться, чтобы в уголке  действительно стало чище. Он может для своих кукол и мишек испечь пирожок не только из песка, но и из на­стоящей муки, подражая действиям матери и под ее ру­ководством. Шитье одежды для кукол постепенно все бо­лее приобретает характер работы, требующей трудовых навыков.

Помогая ребенку приближать игру к жизни, вместе с тем уже с раннего возраста можно привлекать его к участию в настоящем труде. Малыш обычно с боль­шой готовностью откликается на это. С радостью он по­могает матери накрыть на стол, подметает пол малень­ким веником, вытирает пыль, приносит отцу молоток, гвозди. Он счастлив, если отец разрешает в чем-либо ему помочь. Так, естественно дети от игры переходят к труду. И если труд посилен для детей, то он не только не тяготит их, а, наоборот, становится для них таким же увлекательным, как и игра.

Чем старше становятся дети, тем больше их интерес к труду становится содержательным и серьезным. Это происходит благодаря тому, что труд связывается с рас­тущим 'Чувством морального удовлетворения, с возмож­ностью проявить свою самостоятельность и инициативу. Скажем, подростку, который приобрел уже известные навыки в приготовлении пищи, можно оставить все нуж­ные продукты и предложить самостоятельно приготовить обед. Пусть даже он сам решит, чем будет сегодня всех кормить. Это тоже своеобразная «игра», но уже боль­шая, серьезная, требующая от подростка чувства ответ­ственности, мобилизации всех его умений, деловитости. И он с радостью на это идет.

Вообще домашний труд для детей становится осо­бенно привлекательным, когда он связан с той или иной ,, определенной ролью, которую ребята могут играть в семье: скажем, «почтальона», ведающего всеми жур­налами, газетами, письмами, получаемыми семьей, или «садовода», наблюдающего за всеми растениями в квартире, заботящегося об их поливке, обрезке, удобрении, или «завхоза», отвечающего за доставку определенных продуктов (хлеб, масло, молоко), и т. д.

В семье, где с учетом детской психологии умело ис­пользуют такие игровые моменты, сам труд входит в со­знание детей как живое, радостное дело, возбуждающее все творческие силы ребенка.

Расскажу еще об одном интересном опы­те— организации игры в семье, которая может продолжаться длитель­ное время. Она побуж­дает детей охотно, с радостью выполнять разные домашние дела, совершать положитель­ные поступки, соревно­ваться в этом с товари­щами, братьями, сест­рами, родителями.

Моим двум дочерям тогда было — одной пять с половиной и другой девять лет. На­до было выработать у девочек полезные при­вычки. Дело это нелег­кое. Бесконечные напо­минания— то, к чему родители чаще всего прибегают,— мало по­могали. Раздумывая над причинами неудач, я понял, что только требовательность и наставле­ния без использования активности самих детей не дадут желаемого результата.

Надо, чтобы дети сами заинтересовались задачей, которая перед ними стоит, и стремились проявить ини­циативу и самостоятельность в ее решении. Наилучшей формой для этого, как мне казалось, явилась бы игра. И я придумал ее.

Однажды, подозвав дочерей к себе, я сказал:

  • Вот, девочки, вы постоянно забываете убирать за
    собой, а мы с мамой вас за это ругаем. Не хотите ли вы
    приучиться к тому, чтобы сразу убирать?
  • Очень хотим,— ответила старшая дочь.
  • В этом вам поможет игра, которую я для вас при­
    готовил.

Девочки заинтересовались: что еще за игра такая?

На небольшой лист картона я наклеил красочную картинку с интересным для детей содержанием. Под ней на картоне в виде дорожки были сделаны небольшие отверстия, в которые поочередно вставлялись флажки. Древком для флажка служила булавка длиной в 8 см. Флажки вырезали и раскрасили по своему вкусу сами дети.

Каждый правильный поступок ребенка (в данном случае уборка вещей за собой) сопровождался переста­новкой флажка в следующее отверстие. Если дети со­ревнуются между собой, для каждого делается своя «до­рожка» с одинаковым количеством «шагов». В конце «дорожек»— изображение самолета (или орла, мотоцик­ла, на которых можно «покататься», или красочная цифра «5»). К картону был прикреплен листок бумаги с крупно написанным на нем призывом: «Убирай за со­бой!», а для младшей дочери, еще не умеющей читать,— соответствующая картинка. Дети легко поняли технику игры и сразу включились в нее.

Уборка вещей за собой, к которой раньше дети были равнодушны, стала самым актуальным делом. Девочки, особенно младшая, теперь искали случая, чтобы убрать какую-нибудь вещь на место, и сразу бежали перестав­лять флажок.

Младшая, Лена, своенравная и часто проявлявшая упрямство, после того как включилась в игру, заметно .изменилась к лучшему.

Лена очень любила переставлять свой флажок, одна­ко она не хотела, чтобы это делалось зря.

— Сейчас   переставлять   флажок   нельзя,— однажды сказала   она,— потому   что    я   не   сразу   сделала,   что нужно.

В другой раз она заявила, что не надо переставлять флажок, так как выполненное дело показалось ей пу­стяковым, но все же прибавила:

—  Может быть, переставить?

Через некоторое время, когда навык уборки за собой вошел в привычку, я предложил для игры другую зада­чу: «Требования родителей выполнять сразу». Игра с такой задачей также прошла успешно. Затем была выдвинута новая задача: «Быть внимательными друг к другу».

Смена задач была полезна тем, что сосредоточивала внимание детей на выработке привычек, которые у них были еще недостаточно развиты. В то же время это под­держивало общий интерес к игре.

Важно отметить, что для ребят главной целью игры являлось не передвижение флажков, а совершение пра­вильных поступков. К примеру: Вера иногда отказыва­лась передвигать свой флажок за дело, которое она считала незначительным. Другой факт: я и Вера как-то усомнились, не слишком ли далеко переставила Лена свой флажок. Лена перечислила все дела, которые она выполнила.

  • Значит, ты по-честному переставляешь флажок?—
    спросил я.
  • А так толка никакого не будет!— ответила Лена,
  • Почему?
  • Ведь нужно научиться быстро все делать,— ска­зала она  (в эти дни у нас стояла задача: «За работой не спать»).

При этом у детей даже не возникало мысли, что пра­вильные поступки должны сопровождаться какими-либо подарками родителей: сам процесс игры давал им удов­летворение.

Чтобы игра была действенной и отвечала интересам детей — а в этом ее главная ценность,— важно, как я убедился, быть исключительно тактичным с детьми, ни в коем случае ничего не навязывать им, решать все «проблемы», касающиеся игры, совместно с ними.

Однажды я проявил бестактность: по собственному произволу ввел в игру новое правило и не сумел убеди­тельно обосновать это, заинтересовать детей. Лена, не поняв хорошо, почему введено новое правило, рас­сердилась, вынула флажок из отверстия и бросила его.

— Если  нужно флажок ставить  назад,  я  не буду
играть!

Я спокойно заметил:

  • Если ты не хочешь играть, значит, тебе игра не
    нужна.
  • А я и на столике убирать не буду, и чашку после
    себя мыть не буду!—заявила Лена.

Впрочем, часа через три, вернувшись из кино, она спросила меня:

  • А можно, папа, я с завтрашнего дня буду играть?
  • Почему ты снова хочешь начать игру?

— Мне как-то плохо стало, что я не играю...
Многолетний опыт проведения этой игры позволяет сделать и некоторые выводы.

Оформление игры должно быть красочным, линии, по которым переставляются флажки, могут быть разнооб­разны: подниматься вверх, идти по кругу, по контуру разных геометрических фигур, звезды и т. п.

Разумное, не слишком частое изменение как формы игры, так и поставленной задачи обычно приводит к обострению интереса у играющих детей.

Бывает у детей и нежелание продолжать игру. В этом случае не следует оказывать на них давление, а лучше временно прекратить игру.

Когда дети увлечены игрой, почти не требуется ру­ководства взрослых. Интересный факт: я уехал из дому дней на 10 и предложил дочерям самим играть в мое отсутствие. Они продолжали игру и сами отмечали дви­жением флажков количество ежедневных хороших дел, которые они выполняли.

Возможна опасность: после прекращения игры, у де­тей пропадает желание делать то, на что их стимулиро­вала игра. Хотя дети и сознают, что суть игры в совер­шении правильных поступков, но, чтобы не создавалось привычки связывать их лишь с игрой, нужно не только умело вводить детей в нее, но и помочь выйти из нее, сохраняя сам навык. Поэтому надо иногда совсем пре­кращать игру, в то же время заявив детям, что они дол­жны так же активно выполнять в быту то, чего требо­вали от них условия игры.

Не рекомендуется ставить в игре перед ребятами одновременно несколько задач, так как это мешает вы­рабатывать определенную привычку.

Соревнование моих дочерей иногда принимало не­желательный характер, и в этих случаях я заменял флажки обеих девочек одним общим флажком, пере-

движение которого суммировало их «дела». При таком условии успех каждой девочки радовал обеих. Споры прекращались, и затем игра снова продолжалась в прежней форме.

Воодушевленный собственным опытом проведения иг­ры, я поделился им с другими родителями. После этого некоторые начали играть целыми семьями. В семье 3. играли пятеро: отец, мать и дети шести, семи и трех с половиной лет. Игра помогла: ребята стали слушаться, выполнять свои обязанности. Малыш трех с половиной лет, как сделает что-либо, бежит к матери и просит ее переставить его флажок. Никаких подарков за успех в игре дети не получают и не требуют.

Шестилетний мальчик из этой семьи, находясь в боль­нице, сказал матери: «Я хорошо вел себя в больнице, не плакал, переставь мне дома флажок».

А вот разговор с матерью Лиды Б., в семье которой также проводилась игра: «Ну, как? Помогает вам иг­ра?»—«Очень. Прихожу домой, все убрано, мои поруче­ния выполнены, дочка перестала шалить, ест с хлебом, слушается меня».—«Ну, а раньше она не слушалась?»— «Слушалась, но к ней нужен был особый подход, а те­перь она сама старается поступать правильно, чтобы ей переставить флажок».

Люся Д. восьми лет соревнуется со своим шестнад­цатилетним братом. Я спросил юношу: «За какие же де­ла ты переставляешь свой флажок?»—«За то, что делаю зарядку. С тех пор как начал соревноваться с Люсей, я ее делаю ежедневно, а раньше все откладывал»,— от­ветил он серьезно.

В некоторых семьях придумывают интересное офор­мление этой игры, а также способы ее проведения.

Многих родителей затрудняет вопрос, какие ставить воспитательные цели перед играющими. Для того чтобы их находить, нужно больше наблюдать за детьми, знать их лучшие побуждения и стремления, видеть их слабо­сти и недостатки и нацеливать игру на исправление этих недостатков.

Вот ряд задач, которые могут ставиться перед детьми:

  1. Соблюдай режим дня.
  2. Участвуй в домашнем труде.
  3. Помогай младшим.
  4. Бережно обращайся с вещами.
  5. Убирай за собой.
  6. Делай все отлично.
  7. За работой не спи.
  8. Многие игры настоящего сборника могут в известной степени способствовать повышению интереса детей к той деятельности, которой они повседневно заняты,— к учеб­ным занятиям, к домашнему труду, к работе в сельском хозяйстве, в мастерской.
  9. В какое же время целесообразнее проводить игры, повышающие интерес к труду и учению? Лучше всего не­посредственно до или после учебных занятий и труда: скажем, когда ребенок устал от занятий или же еще к ним не приступал, или у него перерыв в работе; мож­но иногда даже во время занятий провести подходящую игру, для того чтобы поднять интерес к определенному виду учебной работы.Очень интересно и полезно для детей, если взрослый научит их придумывать новые варианты к играм этого сборника. Большую часть этих игр можно проводить и на воз­духе, и в помещении, как в школе, так и в семье; многие игры рассчитаны и на двух-трех детей, и на большую группу детей (например, на звено) или целый класс. Немало есть и таких игр, которыми ребенок может за­няться один, сосредоточенно и самостоятельно выполняя поставленные в них задачи.В каждой игре указывается возраст ребенка, для которого она считается доступной. Однако эти ука­зания следует рассматривать только как приблизитель­ные: нередко младшие дети справляются с задачей, по­ставленной игрой, легче, чем более старшие. Существен­ное значение имеет степень развития ребенка и его предшествующий опыт участия в разнообразных играх и занятиях.В дальнейшем изложении мы называем «ведущим» руководителя игры, будь то вожатый, воспитатель, учи­тель, кто-либо из родителей или из детей.Игры из этого сборника неоднократно проводились с дошкольниками и с учащимися I—VII классов (в дет­ском саду, в школе и в семье). Как показывает опыт, они захватывают детей, вызывают желание много  раз их повторять и развивают у играющих ценные ка­чества.Не ограничивайтесь играми, данными в этой книге. Много самых разнообразных игр, которые можно прово­дить дома и во дворе, дается в сборнике «Всегда всем весело» и в «Пионерской игротеке» Е. М. Минскина. Назову только некоторые: складывание разрезанных географических карт, открыток, шахматной доски, от­дельных букв и цифр; «загонялки»— игры, развивающие терпение и настойчивость, настольный футбол, крокет; «ханойская башня», самодельное или покупное познава­тельное лото; игры со скороговорками и много, много других.Только не рекомендуйте детям и сами избегайте игр, не требующих для одержания победы ни физических, ни умственных усилий. Успех в таких играх совершенно случаен и зависит от того, сколько очков выпадет на брошенном кубике.В отношении игр придерживайтесь мудрого правила: «Ничего слишком». Чрезмерное обилие игр и полное их отсутствие одинаково вредно.Статья «Сила воображения», которая приводится в книге, адресована подросткам и юношам для само­стоятельного чтения и упражнений. В ней говорится о путях развития воображения, очень нужного в разных видах человеческой деятельности.

 

 





 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017