.
Меню сайта
|
Игры и упражнения для развития вниманияИгры и упражнения для развития вниманияИзвестно, какое значение имеет внимание в повседневной жизни, в учебе, в работе. Произвольное (осознанное) внимание воспитывается постепенно, и совершенствование его зависит от многих причин: и от состояния здоровья, и от соблюдения режима дня, от требовательности к ребенку со стороны родителей и учителей, от расширения интересов детей к окружающему и повышения общей культуры, от посильного участия в труде. Все эти факторы имеют решающее значение в воспитании внимания, но чаще всего они действуют помимо воли самого ребенка; его живые силы, желания недостаточно привлекаются к борьбе за совершенствование своего внимания. Нужно направить инициативу детей на овладение своим вниманием. Это легче достигнуть через занимательную и целенаправленную игру. Дать детям почувствовать, что такое внимание, увлечь их играми, развивающими внимание,— вот задача, которая натолкнула автора на то, чтобы заняться составлением и подбором соответствующих игр и упражнений. Для начала автор взял самую незамысловатую игру. Разместив в произвольном порядке 7 различных предметов, он показывал их дочерям в течение 10 секунд, а затем закрывал. Девочки должны были сказать, в какой последовательности лежат предметы. Они выполнили задание первый раз с небольшими ошибками. Игра их заинтересовала, и они повторили ее несколько раз. Потом им захотелось испытать внимание отца, который охотно включился в игру. Затем отец показал дочерям новые игры. В течение долгого времени девочки затевали эти игры со своими подругами и проявляли изобретательность в придумывании новых более сложных вариантов игр. Вот несколько игр, которые дети придумали сами:
По этим играм можно судить, что дети правильно уловили смысл и цель игр на внимание. Наталкивать детей на такое творчество полезно, они глубже поймут, какое значение имеет внимание в жизни, как оно связано с запоминанием, и будут сознательно стремиться к овладению своим вниманием. Все учащиеся, с которыми автор проводил такие игры, были очень заинтересованы ими. Но у него не было уверенности в том, что дети, захваченные играми, будут с таким же увлечением упражняться во внимательном заучивании и запоминании учебного материала. Однако автор убедился, что даже не очень старательные ученики правильно оценили упражнения на быстрое запоминание арифметического правила, работу по карте с игровым элементом и т. п. Учителя, проводившие игры, отмечают, что даже школьники младших классов понимают, какой цели служат эти игры, а систематическое проведение таких игр делает детей более внимательными и во время учебных занятий. Опыт показал, что игры захватывают ребят, вызывают желание снова и снова повторять их; дети без всякого принуждения упражняют свои способности. Игры и упражнения, которые приводятся ниже, тренируют различные виды произвольного внимания: 1) содействуют тому, чтобы внимание было устойчивым и концентрированным, т. е. вырабатывают способность в течение продолжительного времени оставаться сосредоточенным на одном деле или предмете; 2) увеличивают объем внимания, т. е. расширяют количество предметов, охватываемых вниманием одновременно; 3) усиливают способность к распределению внимания — умение одновременно быть занятым двумя разными видами деятельности; 4) учат переключать внимание —развивают умение осмысленно перемещать его с одного объекта на другой. Вместе с тем эти игры содействуют уточнению зрительных и слуховых восприятий. Наряду с тренировкой внимания игры и упражнения, приводимые ниже, укрепляют память. Так как развивать произвольное внимание без волевых усилий невозможно, значит, параллельно вниманию развивается и воля. В содержание некоторых игр включен учебный материал по разным дисциплинам. Нужно умелым проведением игр возбудить у детей «спортивный» интерес к развитию внимания. Заинтересовав их играми, нетрудно будет как родителям, так и учителям подвести (не забывая игрового элемента) к более внимательному восприятию и запоминанию учебного материала; запоминанию слов с трудным написанием, тренировке в устном счете, ориентировке по карте, заучиванию правил, исторических дат и т. п. Так у детей воспитывается желание работать над учебным материалом более, вдумчиво — и на уроках, и дома — более рационально и вместе с тем с большим интересом. Как использовать предлагаемые игры? Хорошо начать с таких игр, которые бы детей захватили. Затем провести живую, непродолжительную беседу о значении внимания в повседневной жизни. Например, рассказать о том, как внимательно должен следить шофер за тем, что делается на дороге (перед машиной сбоку и сзади нее), подавать сигналы, действовать рулем, переключать скорость, тормозить, следить за исправностью механизмов, запасом горючего. Полезно указать на то, как экономится время ученика, если при выполнении уроков внимание будет сосредоточенно, и провести игру на быстрое запоминание правила, стихотворения и т. п. Вначале даны такие игры, выполнение которых не вызывает особых затруднений, дальше же идут игры, значительно усложненные. Некоторые из приведенных игр доступны лишь для детей старших возрастов. Не рекомендуется показывать сразу много игр или предлагать разные варианты одной игры, надо дать детям возможность поиграть и лишь потом переходить к другим играм. Иногда можно вводить в игру элемент соревнования и подсчитывать результаты с помощью очков — это обострит интерес играющих и заставит их быть более сосредоточенными. Однако нужно всегда иметь в виду, что основная цель — развитие внимания — должна оставаться на первом плане. Дети особенно увлекаются играми, если в них участвуют взрослые, для которых значительная часть из приведенных игр также может быть занимательна. Интерес к развитию внимания следует сделать устойчивым, а для этого через 1—3 дня нужно показать новые игры. Необходимо натолкнуть детей на то, чтобы они знакомили с играми, развивающими внимание, своих товарищей; хорошо создать группу ребят, знающих, любящих и умеющих проводить эти игры, чтобы они распространили их среди остальных школьников. Хорошо провести некоторые из этих игр на пионерском сборе. Может быть и другой путь распространения игр — классный руководитель, заинтересованный в том, чтобы ребята упражняли свое внимание и в домашних условиях, может ознакомить родителей с этими играми на классном родительском собрании, показав с учащимися, как эти игры проводятся в классе. Не следует думать, что одна тренировка внимания посредством этих игр может обеспечить развитие внимания детей. Для этого необходимо применение разнообразных приемов воспитания и обучения. Когда с ребенком будет проведен целый ряд игр на внимание и когда укрепится его интерес к ним, можно проверить, в какой мере повысилось его внимание в быту и во время занятий. Проверку эту лучше провести вместе с ребенком, всячески помогая, ободряя, побуждая его к тому, чтобы он настойчиво добивался осуществления поставленных задач. |
ПОИСК
Block title
|