. Игры и упражнения для развития внимания
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Игры и упражнения для развития внимания

Игры и упражнения для развития внимания

Известно, какое значение имеет внимание в повсе­дневной жизни, в учебе, в работе.

Произвольное (осознанное) внимание воспитывается постепенно, и совершенствование его зависит от многих причин: и от состояния здоровья, и от соблюдения режима дня, от требовательности к ребенку со стороны родителей и учителей, от расширения интересов детей к окружающему и повышения общей культуры, от посильного участия в труде.

Все эти факторы имеют решающее значение в воспи­тании внимания, но чаще всего они действуют поми­мо воли самого ребенка; его живые силы, желания недостаточно привлекаются к борьбе за совершенство­вание своего внимания. Нужно направить инициати­ву детей на овладение своим вниманием. Это легче достигнуть через занимательную и целенаправленную игру.

Дать детям почувствовать, что такое внимание, увлечь их играми, развивающими внимание,— вот за­дача, которая натолкнула автора на то, чтобы заняться составлением и подбором соответствующих игр и уп­ражнений.

Для начала автор взял самую незамысловатую игру. Разместив в произвольном порядке 7 различных пред­метов, он показывал их дочерям в течение 10 секунд, а затем закрывал. Девочки должны были сказать, в какой последовательности лежат предметы. Они вы­полнили задание первый раз с небольшими ошибками. Игра их заинтересовала, и они повторили ее несколько раз. Потом им захотелось испытать внимание отца, который охотно включился в игру. Затем отец показал дочерям новые игры. В течение долгого времени девочки затевали эти игры со своими подругами и проявляли изобретательность в придумывании новых более слож­ных вариантов игр.

Вот несколько игр, которые дети придумали сами:

  1. Положить 4—5 предметов в разные места, затем, завязав глаза, отыскать их.
  2. Назвать цветы, определяя их на ощупь.
  3. Просмотреть в течение 10—15 секунд 6—8 откры­ток и запомнить, в каком порядке они лежат.

По этим играм можно судить, что дети правильно уловили смысл и цель игр на внимание.

Наталкивать детей на такое творчество полезно, они глубже поймут, какое значение имеет внимание в жизни, как оно связано с запоминанием, и будут сознательно стремиться к овладению своим вниманием.

Все учащиеся, с которыми автор проводил такие игры, были очень заинтересованы ими. Но у него не было уверенности в том, что дети, захваченные играми, будут с таким же увлечением упражняться во вни­мательном заучивании и запоминании учебного мате­риала.

Однако автор убедился, что даже не очень старатель­ные ученики правильно оценили упражнения на быст­рое запоминание арифметического правила, работу по карте с игровым элементом и т. п.

Учителя, проводившие игры, отмечают, что даже школьники младших классов понимают, какой цели слу­жат эти игры, а систематическое проведение таких игр делает детей более внимательными и во время учебных занятий.

Опыт показал, что игры захватывают ребят, вызы­вают желание снова и снова повторять их; дети без всякого принуждения упражняют свои способ­ности.

Игры и упражнения, которые приводятся ниже, тре­нируют различные виды произвольного внимания: 1) со­действуют тому, чтобы внимание было устойчивым и концентрированным, т. е. вырабатывают способность в течение продолжительного времени оставаться сосре­доточенным на одном деле или предмете; 2) увеличивают объем внимания, т. е. расширяют количество предметов, охватываемых вниманием одновременно; 3) усиливают способность к распределению внимания — умение одновременно быть занятым двумя разными видами деятельности; 4) учат переключать внимание —разви­вают умение осмысленно перемещать его с одного объекта на другой.

Вместе с тем эти игры содействуют уточнению зри­тельных и слуховых восприятий.

Наряду с тренировкой внимания игры и упражнения, приводимые ниже, укрепляют память. Так как разви­вать произвольное внимание без волевых усилий невоз­можно, значит, параллельно вниманию развивается и воля.

В содержание некоторых игр включен учебный мате­риал по разным дисциплинам. Нужно умелым проведе­нием игр возбудить у детей «спортивный» интерес к развитию внимания. Заинтересовав их играми, не­трудно будет как родителям, так и учителям подвести (не забывая игрового элемента) к более внимательному восприятию и запоминанию учебного материала; запо­минанию слов с трудным написанием, тренировке в уст­ном счете, ориентировке по карте, заучиванию правил, исторических дат и т. п.

Так у детей воспитывается желание работать над учебным материалом более, вдумчиво — и на уроках, и дома — более рационально и вместе с тем с большим интересом.

Как использовать предлагаемые игры?

Хорошо начать с таких игр, которые бы детей захватили. Затем провести живую, непродолжительную беседу о значении внимания в повседневной жизни. Например, рассказать о том, как внимательно должен следить шофер за тем, что делается на дороге (перед машиной сбоку и сзади нее), подавать сигналы, дейст­вовать рулем, переключать скорость, тормозить, сле­дить за исправностью механизмов, запасом горю­чего.

Полезно указать на то, как экономится время уче­ника, если при выполнении уроков внимание будет со­средоточенно, и провести игру на быстрое запоминание правила, стихотворения и т. п.

Вначале даны такие игры, выполнение которых не вызывает особых затруднений, дальше же идут игры, значительно усложненные. Некоторые из приведенных игр доступны лишь для детей старших возрастов.

Не рекомендуется показывать сразу много игр или предлагать разные варианты одной игры, надо дать детям возможность поиграть и лишь потом переходить к другим играм.

Иногда можно вводить в игру элемент соревнования и подсчитывать результаты с помощью очков — это обо­стрит интерес играющих и заставит их быть более со­средоточенными. Однако нужно всегда иметь в виду, что основная цель — развитие внимания — должна оста­ваться на первом плане.

Дети особенно увлекаются играми, если в них уча­ствуют взрослые, для которых значительная часть из приведенных игр также может быть занимательна.

Интерес к развитию внимания следует сделать устой­чивым, а для этого через 1—3 дня нужно показать новые игры.

Необходимо натолкнуть детей на то, чтобы они зна­комили с играми, развивающими внимание, своих това­рищей; хорошо создать группу ребят, знающих, любя­щих и умеющих проводить эти игры, чтобы они распро­странили их среди остальных школьников.

Хорошо провести некоторые из этих игр на пионер­ском сборе.

Может быть и другой путь распространения игр — классный руководитель, заинтересованный в том, чтобы ребята упражняли свое внимание и в домашних усло­виях, может ознакомить родителей с этими играми на классном родительском собрании, показав с учащимися, как эти игры проводятся в классе.

Не следует думать, что одна тренировка внимания посредством этих игр может обеспечить развитие вни­мания детей. Для этого необходимо применение разно­образных приемов воспитания и обучения.

Когда с ребенком будет проведен целый ряд игр на внимание и когда укрепится его интерес к ним, можно проверить, в какой мере повысилось его внимание в быту и во время занятий.

Проверку эту лучше провести вместе с ребенком, всячески помогая, ободряя, побуждая его к тому, чтобы он настойчиво добивался осуществления постав­ленных задач.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ