. Игры для развития наблюдательности
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Игры для развития наблюдательности

Игры для развития наблюдательности

Игры, описанные в этом разделе, в основном направ­лены на развитие наблюдательности. Но наблюдатель­ность невозможна без достаточно воспитанного сосредо­точенного и целенаправленного внимания; поэтому игры на наблюдательность в той или иной степени способст­вуют также и воспитанию внимания.

Чрезвычайно важно научиться быстро выбирать из обилия впечатлений, получаемых от окружающего, именно такие, которые нам действительно нужны. На­блюдательность и есть умение подмечать в предметах и явлениях то, что существенно, то, что важно для до­стижения стоящей перед нами цели, хотя бы это суще­ственное и было мало заметно.

Наблюдательность зависит не столько от зрения, слуха и т. д., сколько от умения человека каждый раз, слушая или рассматривая что-либо, ставить перед собой определенную, ясную цель и достигать ее.

Наблюдательность — ценнейшее качество, которое помогает успешно выполнять любую работу. Можем ли мы, например, представить себе ученого, который бы этим качеством не обладал; ведь научные выводы де­лаются на основе фактов, почерпнутых из наблюдений. Величайшего наблюдателя природы Чарлза Дарвина называли «миллионером фактов». Или как может обой­тись без наблюдательности рабочий, управляющий сложной машиной, любая неполадка в которой должна быть вовремя замечена. В каждой профессии наблюда­тельность имеет первостепенное значение. От умения наблюдать зависят богатства и глубина получаемых впечатлений.

Наблюдательность развивается в процессе различных видов деятельности, которые для успешного их выпол­нения требуют умения целенаправленно воспринимать— смотреть, слушать, осязать и т. д. Развитию наблюда­тельности способствуют и специально подобранные игры. Наблюдательность расширяет интересы, углубляет любознательность.

Если, воспринимая окружающее, мы не ставим перед собой каких-нибудь определенных задач, нас одоле­вает непрерывный поток разрозненных и неясных впе­чатлений. Вот вы идете по улице, не занятые какими-нибудь определенными мыслями. В это время в поле вашего зрения попадает масса предметов разной окраски, формы, величины, движущихся и неподвиж­ных; вы слышите разнородный шум, человеческую речь, вдыхаете разнообразные запахи, получаете различные осязательные ощущения. Все эти впечатления мимо­летны и ничего вам не дают.

А попробуйте отвлечься от этого многообразия впе­чатлений и сосредоточить внимание на чем-либо одном, скажем, на красках в природе, на окраске окружающих предметов — все эти впечатления станут отчетливыми, вы заметите такое богатство красок, о каком раньше даже не подозревали.

Теперь понаблюдайте только за тем, как разнооб­разны формы предметов,— опять перед вами откроется новый мир, который вы раньше не замечали.

А затем отдайтесь только звукам —и вы снова обна­ружите не замечавшееся ранее многообразие звуков: громких, резких, тихих, едва уловимых, высоких, низ­ких и т. д.

Займитесь такими наблюдениями вместе с детьми. Они, безусловно, вызовут у них интерес.

Учителя с I класса приучают школьников наблюдать жизнь животных и растений (в процессе ухода за жи­вотными, во время работы на пришкольном участке, в колхозе), организуют наблюдения сезонных измене­ний в природе.

Детям лет с одиннадцати (а может быть, и раньше) можно рассказать о наблюдательности и ее значении для человеческой деятельности. А дошкольникам пред­ложить играть без объяснений.

В данном разделе дается описание некоторых игр для развития наблюдательности. Но решение этой задачи не исчерпывается, конечно, только проведением игр. Многие пути развития наблюдательности у детей должны находить сами воспитатели.

Укажем некоторые из этих путей.

  1. На территории нашей страны всюду ведется строи­тельство   новых   предприятий,   жилых   домов, Дворцов культуры,   стадионов.   Нужно   приучить  детей   следить в своем селении или в своем районе города за всеми этапами строительства. Это и поможет развитию наблю­дательности и обогатит их знания. Можно организовать между детьми соревнование в том, кто раньше других узнает новое о стройке.
  2. Научите   детей   подмечать   настроение   человека, с которым они соприкасаются,  степень   его занятости в тот момент, когда они хотят к нему обратиться. При­учите их чувствовать обстановку и вести себя, как она этого   требует,   когда   они   находятся  в общественном месте — в читальне, театре, на улице и т. д.
  3. Соревнуйтесь с ребенком: кто увидит больше инте­ресного на коротком отрезке пути (в 100—200 м).

Описание игр

Перед началом каждой игры детям следует объяс­нить, в чем будет состоять задача игры и кто будет считаться победителем.

64. Куклы-непоседы

Для игры нужны три куклы (или же мишка, зайчик и др.), кукольная кроватка с подушкой, разные лос­кутки, одежда для кукол (неплохо еще столик, стуль­чик и т. п.).

Ведущий рассаживает кукол, кладет коврик, платье, другие предметы, как ему вздумается; остальные дети должны запомнить, как расположены куклы и где лежат все их вещи. Затем все играющие уходят в дру­гую комнату, а ведущий пересаживает кукол или укла­дывает их, меняет коврик у кроватки, перекладывает платье и т. д. и зовет играющих. Самому младшему раз­решает первому сказать о замеченных переменах; его дополняют остальные.

Следующим ведущим становится тот, кто самым последним рассказал о переменах, не замеченных другими.

В игре могут участвовать дети с 5-летнего возраста.

65. Час веселых переодеваний

В этой игре может принимать участие вся семья.

Кто-либо, скажем, отец, выходит из комнаты, где все собрались, и старается побыстрее что-либо изменить в своем костюме, затем берет в руки какой-нибудь предмет, вкладывает в карман газету, чтобы она была видна, необычно сутулится и т. п.

Подготовившись таким образом, он входит в ком­нату, где его ждут играющие. Каждый старается поско-

рее уловить, что он изменил в своем внешнем виде, и сразу вслух говорит все то, что заметил. Отец ходит по комнате в течение 20—30 секунд; выходя, он сооб­щает, скажем, следующее: «Двух вещей вы не заметили: с руки я снял часы, а носовой платок виднелся из кар­мана пиджака». Снова он быстро (за 30—40 секунд) изменяет свой внешний вид, и игра повторяется. После этого его сменяет другой играющий.

Победителем считается тот, кто больше других отме­тил изменений, не замеченных остальными.

В этой игре могут участвовать дети с 5-летнего воз­раста.

66. Загадочные контуры

а) Ведущий расставляет на большом листе бумаги (или на газете) 8—10 предметов разной величины и формы и обводит их цветным карандашом. Затем все эти предметы кладет на те места, где они обыкновенно находятся.

 

После этого он зовет детей, которые должны по полу­чившимся контурам догадаться, какие здесь обведены предметы, отыскать их и поставить на контуры. Тот из играющих, кто правильно закроет большее число кон­туров, считается победителем (рис. 18).

б) Двое детей готовят друг для друга такие листы с одинаковым числом контуров. Выигрывает тот, кто правильнее и быстрее закрыл все контуры соответст­вующими предметами.

В игре могут участвовать дети с 7-летнего возраста,

67. Что здесь изображено?

В игре участвуют 3—4 человека.

В середине двойного тетрадного листа вырезается кружок величиной с пятикопеечную монету. Ведущий подбирает картинку размером не более 15X15 см и при­крывает ее листом с отверстием (рис. 19).

Играющие должны рассматривать картинку только через это отверстие, не поднимая листа, а постепенно ве­дя его по всей картинке. Все рассматривают ее одновре­менно, но каждый водит лист в течение одной минуты.

Затем ведущий предлагает, чтобы один подробно рас­сказал, что нарисовано на картинке, остальные допол­няют и исправляют его.

Картинка открывается, и ведущий объявляет победи­теля (кто правильнее и подробнее рассказал), который и сменяет ведущего.

Можно брать картинку и большего размера, но тогда прикрывающий ее лист должен быть больше ее в четыре раза, чтобы при всяком положении листа вся картинка была закрыта. Соответственно нужно увеличить и смот­ровое отверстие или сделать в середине листа 2—3 не­больших.

В игре могут участвовать дети с 6-летнего возраста.

68.  Все ли ты увидел?

Двое получают по картинке и в течение 3—4 минут рассматривают их, стараясь возможно подробнее запом­нить все, что на них изображено. После этого меняются картинками, и сначала один из играющих задает дру­гому вопросы о ее малопримечательных деталях (5—7 вопросов), а затем второй расспрашивает первого. За каждый правильный ответ засчитывается одно очко.

В этой игре могут соревноваться и два звена. Для этого нужно разделить играющих по парам и снабдить всех разными картинками или же дать по картинке каж­дому звену. За соревнующимися следит один «судья».

В игре могут участвовать дети с 7-летнего возраста.

С детьми 10—12 лет можно провести эту игру, дав для рассматривания не картинки, а разные предметы, скажем, какие-либо школьные принадлежности или вещи домашнего обихода.

69.  Разыщи по следу

Один из играющих привязывает к подошве своей обуви пластинку из жести с крепкими выступами (можно сделать из крышки от консервной банки) или подковку, оставляющую след на земле; он выходит из дома (или с полянки), где сидят остальные играющие, и прячется.

Через 5—10 минут (по уговору) все, кроме одного из играющих, который остается «на страже», по следам идут на поиски ушедшего.

Он не должен удаляться больше чем на указанное расстояние (300—500 м) или прятаться в жилом доме, не имеет права снимать подковки, однако может путать следы и идти по таким местам, где следы слабо видны (но подряд не более 30 шагов).

Если за 40 минут его не находят или если, обойдя часового, он незаметно проберется к тому месту, откуда начал свой путь, этот участник игры считается вы­игравшим. В противном случае на его место назначается новый.

В игре могут участвовать дети с 7-летнего возраста.

70. Прислушайся к собственным движениям

В этих играх можно тренироваться одному, а также соревноваться с товарищами.

а)  Брось   мешочек   с песком на определенное рас­стояние  и  постарайся  поточнее  запомнить,  какое для этого   потребовалось   усилие.   Проделай это несколько раз, а затем, закрыв глаза, брось его на то же расстоя­ние; открыв глаза, проверь точность броска. Проделай то же самое, бросая мешочек с песком на другие рас­стояния.

б)  Научись   подбрасывать   мяч   на   такую   высоту, чтобы   он возвращался в твои руки точно через  1  се­кунду, через 2, 3, 4 секунды.

Перебрасывайся мячом с одним или несколькими товарищами так, чтобы мяч попадал из рук в руки через точные промежутки времени.

в)  Видел ли ты когда-либо аптекарские весы? Если не видел, зайди в аптеку и погляди на них. Они очень чувствительны. Если ты на чашку таких весов положишь одну спичку, а на другую — две, вторая, конечно, пере­весит. А попробуй на одну ладонь положить десять спи­чек, а на другую одну. Если ты не тренировался в различении веса, то не почувствуешь разницы.

Начни с упражнений в ощущении веса в 1, 2, 3 кг; 100, 200, 300, 500 г. Прикидывай на ладони вес различ­ных предметов с последующей проверкой на весах. Интересно определять, во сколько раз один предмет тяжелее другого, и проверять правильность своих ощу­щений при помощи весов.

г)   Закрыв глаза, раздвинь руки на такое расстояние в  дециметрах   (а потренировавшись, и в сантиметрах), какое укажет ведущий. Пусть последний проверит пра­вильность расстояния линейкой.

д)  Клади все свои вещи, которыми ты повседневно пользуешься (в том числе и книги, ручку и т. п.), всегда в точно определенное место, чтобы находить их сразу в полной темноте.

В варианте а настоящей игры могут участвовать дети с 7-летнего возраста; б, в —с 8-летнего возраста; г, д — 9-летнего.

71.  Узнай по звуку

Играющие садятся спиной к ведущему. Последний производит разными предметами шумы и звуки. Тот, кто догадывается, чем ведущий их производит, подни­мает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Ведущий может бросать разные предметы на пол: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; может ударять предметом о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, поти­рать руки, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто большее число раз укажет правильно, чем ведущий производил звуки, считается наиболее наблю­дательным.

В игре могут участвовать дети с 7-летнего возраста.

72.  Где ты находишься?

Участнику игры завязывают глаза, выводят его из помещения и ведут минуты три по знакомым местам. Он должен определить, где он находится, и рассказать, что он обыкновенно видит с этого места.

В игре могут участвовать дети с 8-летнего возраста.

73.  Миллион изменений

Ведущий делит играющих на две равные бригады, и каждая бригада выбирает себе бригадира.

Все внимательно осматривают в течение 5—7 минут, как расположены предметы в комнате, выходят из нее и закрывают за собой дверь.

Оба бригадира остаются в комнате, садятся рядом где-нибудь в стороне и наблюдают за тем, что делает ведущий.

Ведущий старается, долго не задерживаясь, изме­нить расположение предметов в комнате.

Он вносит 3—5 крупных изменений, скажем, накры­вает на стол, открывает обе дверцы шкафа и т. д. и много мелких: переставляет или переворачивает раз­ные предметы, перевешивает или снимает картины, открывает форточку, переставляет стрелки часов, отры­вает лишний листок на календаре, включает (тихо) или выключает радио, бросает несколько бумажек на пол, отливает часть воды из стакана и т. п.

После этого ведущий приглашает первую бригаду. Каждая бригада может оставаться в комнате до 10 минут.

Тот, кто заметил в чем-либо перемену, поднимает руку и говорит об этом ведущему, и ему за это начи­сляется очко. Его товарищи не имеют права вновь ука­зывать на это изменение. Очки всех членов бригады суммируются.

Бригадиры в это время сидят совершенно безмолвно, не делая ни одного жеста, и только отмечают число очков каждого.

После этого первая бригада удаляется из комнаты, и наступает очередь второй показать свою наблюда­тельность.

Побеждает бригада, набравшая большее количество очков.

В игре могут участвовать дети с 9-летнего возраста.

Чтобы не было скучно тем, кто ждет за дверью, они могут внести в это время перемены в свой костюм, и по окончании игры бригады соревнуются в том; чтобы побольше заметить друг у друга внесенных изменений. Это дополнение можно вводить, если в ней участвуют дети с 11-летнего возраста.

74. Что за машина?

Играющие садятся за насыпью спиной к шоссе. Они должны каждый раз по слуху определять, в какую сто­рону и какая машина проходит по шоссе — легковая, автобус, грузовик. Участники игры разделены на группы по 3 и 5 человек. Ведущий говорит, какая из групп в данный момент должна жестом показать, в какую сто­рону движется машина, и условными знаками — какая машина: один поднятый вверх палец — легковая, два — автобус, рука — грузовая. Когда большинство в группе показывает правильно, ответ считается верным. Побеж­дает группа, давшая больше верных ответов.

За несколько дней до игры надо использовать вся­кую возможность для тренировки: прислушиваться к то­му, какой звук издает каждая машина при движении, пытаться   определить   не   глядя,   какая   машина   едет, а затем проверить себя.

В игре могут участвовать дети с 8-летнего возраста.

75.  Назови и проверь постукиванием

Играющие сообща выбирают 10—15 самых разно­образных предметов, находящихся в разных концах комнаты, и прислушиваются, как они звучат от удара по ним карандашом (или деревянной палочкой).

Ведущий ударяет карандашом по какому-либо из этих предметов раз 5—10, после чего играющий, у кото­рого завязаны глаза, должен назвать этот предмет, подойти к нему и также постучать по нему карандашом.

Каждый играющий должен определить таким обра­зом 2—3 предмета.

Тот, кто лучше справился с этим заданием, считается победителем.

В игре могут участвовать дети с 8-летнего возраста.

76.  С наблюдательного пункта

а)  Ведущий втайне от остальных дает двум играю­щим задание, скажем, следующего рода: отойти от пунк­та   №   1    (дерево,   дом),   идя  по  разным  дорогам,  на несколько секунд спрятаться от наблюдателей и затем встретиться у пункта № 2, обменяться головными убо­рами,  пройти  шагов десять  вместе и  вернуться  бегом в   пункт   №   1.   На  все   это   должно   уйти не  более 5 минут.

Остальные играющие делают из свернутой в трубку газеты «подзорную трубу» и с наблюдательного пункта следят в нее за этой «операцией». Они должны запом­нить весь путь двух «наблюдаемых», все, что они делали, и, отсчитывая секунды, узнать, сколько на все это у них ушло времени (рис. 20).

Ведущий задает каждому из наблюдавших по во­просу, ответивший наиболее точно считается победителем.

б)  На   столе   ставят   несколько   предметов,   условно изображающих   жилой   дом,   клуб,   магазин,   фабрику, сквер и т. п. Какой-либо небольшой предмет изображает человека.

Один из играющих придумывает несложный путь этого предмета, скажем, от «дома» к «магазину», обойдя два раза вокруг «сквера», пройти на «фабрику» и т. д.

В отсутствие второго играющего он рассказывает свой план движения фигурки «судье», который быстро его себе записывает, затем в присутствии второго играю­щего первый показывает этот путь фигурки, а второй наблюдает за ним. Он должен запомнить этот путь и затем повторить его. «Судья» проверяет, насколько точно он все выполнил.

Затем играющие, поменявшись ролями, повторяют игру, придумывая новые пути следования, и «судья» решает, кто точнее запомнил путь фигурки.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

77. Палочка-узнавалочка

Все играют с завязанными глазами.

Участники держат в правой руке не очиненный каран­даш длиной не меньше 10 см за самый конец; другая рука — за спиной.

Ведущий ставит перед каждым играющим какой-либо предмет и свободный конец карандаша кладет на этот предмет (рис. 21).

Можно карандашом водить по предмету, постукивать по нему, но не дотрагиваться до него ничем, кроме карандаша. Если предмет падает, поднять его может только ведущий (или его помощник).

Играющие соревнуются в том, кто раньше других определит, что это за предмет перед ним, его размеры, материал, из которого он сделан. Тот, кто с помощью палочки-узнавалочки узнал все это, поднимает ее вверх, и ведущий его спрашивает. Победителем считается тот, кто первый верно ответил на большую часть вопросов.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

78. Кто первый прочтет?

Ведущий, отвернувшись от играющих, прикрывает в газете листком бумаги какой-либо заголовок. Затем он показывает играющим заголовок, сдвинув листок вниз примерно на полмиллиметра так, чтобы приоткрыть только самую верхнюю часть букв. Если никто не может прочесть заголовок, ведущий еще чуть-чуть сдвигает листок вниз и так сдвигает постепенно до тех пор, пока .кто-нибудь его не прочтет.

Таким же образом читаются и другие заголовки. Победителем считается тот, кто их больше прочитал.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

79. Пользоваться только осязанием

Игра проводится с закрытыми глазами.

а)  Определить предмет, надев толстые варежки.

б)   Узнать предметы, двигая по ним короткой палоч­кой, спичкой.

в)   Получив в руки 10 монет, быстро определить их сумму.

г)   Из стопки книг выбрать ту из них, которую назо­вет ведущий.

д)  Зная, сколько страниц в книге, открыть ее на ука­занной странице.

е)   Ощупав толщину одного листа, нескольких и всех листов   в   книге,   определить   приблизительно, сколько в ней страниц.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

80. Узнай, не видя

Собираются хорошо знающие друг друга дети (не более 10). Двое водящих с завязанными глазами сорев­нуются между собой, кто узнает большее число ребят, которые к ним подходят. Можно пользоваться каждый раз не более чем двумя любыми способами, например по рукопожатию, ощупав плечи, дотронувшись до го­ловы, по шепоту, покашливанию.

Тот, кто узнает таким образом товарища, получает одно очко.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

81. Большой и маленький

а)   Запиши на бумаге фамилии всех своих товари­щей, расположив их по росту, а в классе проверь.

б)   Нарежь из газеты несколько длинных узких поло­сок.   Какова,   по-твоему,   длина  твоей ступни? Отрежь такую полоску.  Отрежь полоски,  равные длине  и  ши­рине тетради, длине карандаша, трем измерениям спи­чечной коробки и т. п., и посмотри, какие ты допустил ошибки.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего воз­раста.

82. Повтори точно

В игре участвует не более пяти человек.

Один из играющих выполняет в комнате какие-либо действия по своему усмотрению: ходит, садится на стул, пишет, рассматривает предметы, перекладывает их.

После этого остальные один за другим должны точно и в том же порядке воспроизвести все, что делал това­рищ, стараясь передать особенности его походки, дви­жений.

Ведущий объявляет, кому это удалось выполнить лучше, и игра возобновляется.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

83. Смотри зорко

Вырезать из середины двойного газетного листа квадрат 40X40 см и получившуюся «рамку» положить на траву, на землю или на какой-либо большой предмет (рис. 22). Кто в выделенном квадрате увидит больше интересного, о чем можно рассказать?

В игре могут участвовать дети с 12-летнего возраста.

84. Тебя могут спросить...

Когда тебе 12—13 лет, нужно уметь дать справку о местности, где ты живешь, каждому, кто в этом нуж­дается.

Если ты живешь в селе, сумей показать, где нахо­дится сельский совет, правление колхоза, больница, школа, магазин и т. д; указать, по возможности, где кто живет из твоих односельчан, как пройти или на чем доехать до районного центра или главных селений района и т. д.

В городе знай, где расположены главные улицы, как туда доехать, а в своем районе — все улицы и переулки, где ближайшая аптека, больница, школа, почта, мага­зин, учреждения. Все эти сведения ты должен посте­пенно накапливать и расширять.

Хорошо изредка собираться со своими товарищами и проводить следующую игру.

Каждый по очереди задает любому играющему 2—3-таких вопроса, с которыми может к нему обратиться прохожий. Если спрошенный не знает, как ответить, за него это делают товарищи или тот, кто задал вопрос. За правильный ответ получаешь очко, за неправильный или полное незнание очко у тебя отбирается.

В игре могут участвовать дети с 12-летнего возраста.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ