.
Меню сайта
|
Игры для развития наблюдательностиИгры для развития наблюдательностиИгры, описанные в этом разделе, в основном направлены на развитие наблюдательности. Но наблюдательность невозможна без достаточно воспитанного сосредоточенного и целенаправленного внимания; поэтому игры на наблюдательность в той или иной степени способствуют также и воспитанию внимания. Чрезвычайно важно научиться быстро выбирать из обилия впечатлений, получаемых от окружающего, именно такие, которые нам действительно нужны. Наблюдательность и есть умение подмечать в предметах и явлениях то, что существенно, то, что важно для достижения стоящей перед нами цели, хотя бы это существенное и было мало заметно. Наблюдательность зависит не столько от зрения, слуха и т. д., сколько от умения человека каждый раз, слушая или рассматривая что-либо, ставить перед собой определенную, ясную цель и достигать ее. Наблюдательность — ценнейшее качество, которое помогает успешно выполнять любую работу. Можем ли мы, например, представить себе ученого, который бы этим качеством не обладал; ведь научные выводы делаются на основе фактов, почерпнутых из наблюдений. Величайшего наблюдателя природы Чарлза Дарвина называли «миллионером фактов». Или как может обойтись без наблюдательности рабочий, управляющий сложной машиной, любая неполадка в которой должна быть вовремя замечена. В каждой профессии наблюдательность имеет первостепенное значение. От умения наблюдать зависят богатства и глубина получаемых впечатлений. Наблюдательность развивается в процессе различных видов деятельности, которые для успешного их выполнения требуют умения целенаправленно воспринимать— смотреть, слушать, осязать и т. д. Развитию наблюдательности способствуют и специально подобранные игры. Наблюдательность расширяет интересы, углубляет любознательность. Если, воспринимая окружающее, мы не ставим перед собой каких-нибудь определенных задач, нас одолевает непрерывный поток разрозненных и неясных впечатлений. Вот вы идете по улице, не занятые какими-нибудь определенными мыслями. В это время в поле вашего зрения попадает масса предметов разной окраски, формы, величины, движущихся и неподвижных; вы слышите разнородный шум, человеческую речь, вдыхаете разнообразные запахи, получаете различные осязательные ощущения. Все эти впечатления мимолетны и ничего вам не дают. А попробуйте отвлечься от этого многообразия впечатлений и сосредоточить внимание на чем-либо одном, скажем, на красках в природе, на окраске окружающих предметов — все эти впечатления станут отчетливыми, вы заметите такое богатство красок, о каком раньше даже не подозревали. Теперь понаблюдайте только за тем, как разнообразны формы предметов,— опять перед вами откроется новый мир, который вы раньше не замечали. А затем отдайтесь только звукам —и вы снова обнаружите не замечавшееся ранее многообразие звуков: громких, резких, тихих, едва уловимых, высоких, низких и т. д. Займитесь такими наблюдениями вместе с детьми. Они, безусловно, вызовут у них интерес. Учителя с I класса приучают школьников наблюдать жизнь животных и растений (в процессе ухода за животными, во время работы на пришкольном участке, в колхозе), организуют наблюдения сезонных изменений в природе. Детям лет с одиннадцати (а может быть, и раньше) можно рассказать о наблюдательности и ее значении для человеческой деятельности. А дошкольникам предложить играть без объяснений. В данном разделе дается описание некоторых игр для развития наблюдательности. Но решение этой задачи не исчерпывается, конечно, только проведением игр. Многие пути развития наблюдательности у детей должны находить сами воспитатели. Укажем некоторые из этих путей.
Описание игр Перед началом каждой игры детям следует объяснить, в чем будет состоять задача игры и кто будет считаться победителем. 64. Куклы-непоседы Для игры нужны три куклы (или же мишка, зайчик и др.), кукольная кроватка с подушкой, разные лоскутки, одежда для кукол (неплохо еще столик, стульчик и т. п.). Ведущий рассаживает кукол, кладет коврик, платье, другие предметы, как ему вздумается; остальные дети должны запомнить, как расположены куклы и где лежат все их вещи. Затем все играющие уходят в другую комнату, а ведущий пересаживает кукол или укладывает их, меняет коврик у кроватки, перекладывает платье и т. д. и зовет играющих. Самому младшему разрешает первому сказать о замеченных переменах; его дополняют остальные. Следующим ведущим становится тот, кто самым последним рассказал о переменах, не замеченных другими. В игре могут участвовать дети с 5-летнего возраста. 65. Час веселых переодеваний В этой игре может принимать участие вся семья. Кто-либо, скажем, отец, выходит из комнаты, где все собрались, и старается побыстрее что-либо изменить в своем костюме, затем берет в руки какой-нибудь предмет, вкладывает в карман газету, чтобы она была видна, необычно сутулится и т. п. Подготовившись таким образом, он входит в комнату, где его ждут играющие. Каждый старается поско- рее уловить, что он изменил в своем внешнем виде, и сразу вслух говорит все то, что заметил. Отец ходит по комнате в течение 20—30 секунд; выходя, он сообщает, скажем, следующее: «Двух вещей вы не заметили: с руки я снял часы, а носовой платок виднелся из кармана пиджака». Снова он быстро (за 30—40 секунд) изменяет свой внешний вид, и игра повторяется. После этого его сменяет другой играющий. Победителем считается тот, кто больше других отметил изменений, не замеченных остальными. В этой игре могут участвовать дети с 5-летнего возраста. 66. Загадочные контуры а) Ведущий расставляет на большом листе бумаги (или на газете) 8—10 предметов разной величины и формы и обводит их цветным карандашом. Затем все эти предметы кладет на те места, где они обыкновенно находятся.
После этого он зовет детей, которые должны по получившимся контурам догадаться, какие здесь обведены предметы, отыскать их и поставить на контуры. Тот из играющих, кто правильно закроет большее число контуров, считается победителем (рис. 18). б) Двое детей готовят друг для друга такие листы с одинаковым числом контуров. Выигрывает тот, кто правильнее и быстрее закрыл все контуры соответствующими предметами. В игре могут участвовать дети с 7-летнего возраста, 67. Что здесь изображено? В игре участвуют 3—4 человека. В середине двойного тетрадного листа вырезается кружок величиной с пятикопеечную монету. Ведущий подбирает картинку размером не более 15X15 см и прикрывает ее листом с отверстием (рис. 19). Играющие должны рассматривать картинку только через это отверстие, не поднимая листа, а постепенно ведя его по всей картинке. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение одной минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы один подробно рассказал, что нарисовано на картинке, остальные дополняют и исправляют его. Картинка открывается, и ведущий объявляет победителя (кто правильнее и подробнее рассказал), который и сменяет ведущего. Можно брать картинку и большего размера, но тогда прикрывающий ее лист должен быть больше ее в четыре раза, чтобы при всяком положении листа вся картинка была закрыта. Соответственно нужно увеличить и смотровое отверстие или сделать в середине листа 2—3 небольших. В игре могут участвовать дети с 6-летнего возраста. 68. Все ли ты увидел? Двое получают по картинке и в течение 3—4 минут рассматривают их, стараясь возможно подробнее запомнить все, что на них изображено. После этого меняются картинками, и сначала один из играющих задает другому вопросы о ее малопримечательных деталях (5—7 вопросов), а затем второй расспрашивает первого. За каждый правильный ответ засчитывается одно очко. В этой игре могут соревноваться и два звена. Для этого нужно разделить играющих по парам и снабдить всех разными картинками или же дать по картинке каждому звену. За соревнующимися следит один «судья». В игре могут участвовать дети с 7-летнего возраста. С детьми 10—12 лет можно провести эту игру, дав для рассматривания не картинки, а разные предметы, скажем, какие-либо школьные принадлежности или вещи домашнего обихода. 69. Разыщи по следу Один из играющих привязывает к подошве своей обуви пластинку из жести с крепкими выступами (можно сделать из крышки от консервной банки) или подковку, оставляющую след на земле; он выходит из дома (или с полянки), где сидят остальные играющие, и прячется. Через 5—10 минут (по уговору) все, кроме одного из играющих, который остается «на страже», по следам идут на поиски ушедшего. Он не должен удаляться больше чем на указанное расстояние (300—500 м) или прятаться в жилом доме, не имеет права снимать подковки, однако может путать следы и идти по таким местам, где следы слабо видны (но подряд не более 30 шагов). Если за 40 минут его не находят или если, обойдя часового, он незаметно проберется к тому месту, откуда начал свой путь, этот участник игры считается выигравшим. В противном случае на его место назначается новый. В игре могут участвовать дети с 7-летнего возраста. 70. Прислушайся к собственным движениям В этих играх можно тренироваться одному, а также соревноваться с товарищами. а) Брось мешочек с песком на определенное расстояние и постарайся поточнее запомнить, какое для этого потребовалось усилие. Проделай это несколько раз, а затем, закрыв глаза, брось его на то же расстояние; открыв глаза, проверь точность броска. Проделай то же самое, бросая мешочек с песком на другие расстояния. б) Научись подбрасывать мяч на такую высоту, чтобы он возвращался в твои руки точно через 1 секунду, через 2, 3, 4 секунды. Перебрасывайся мячом с одним или несколькими товарищами так, чтобы мяч попадал из рук в руки через точные промежутки времени. в) Видел ли ты когда-либо аптекарские весы? Если не видел, зайди в аптеку и погляди на них. Они очень чувствительны. Если ты на чашку таких весов положишь одну спичку, а на другую — две, вторая, конечно, перевесит. А попробуй на одну ладонь положить десять спичек, а на другую одну. Если ты не тренировался в различении веса, то не почувствуешь разницы. Начни с упражнений в ощущении веса в 1, 2, 3 кг; 100, 200, 300, 500 г. Прикидывай на ладони вес различных предметов с последующей проверкой на весах. Интересно определять, во сколько раз один предмет тяжелее другого, и проверять правильность своих ощущений при помощи весов. г) Закрыв глаза, раздвинь руки на такое расстояние в дециметрах (а потренировавшись, и в сантиметрах), какое укажет ведущий. Пусть последний проверит правильность расстояния линейкой. д) Клади все свои вещи, которыми ты повседневно пользуешься (в том числе и книги, ручку и т. п.), всегда в точно определенное место, чтобы находить их сразу в полной темноте. В варианте а настоящей игры могут участвовать дети с 7-летнего возраста; б, в —с 8-летнего возраста; г, д — 9-летнего. 71. Узнай по звуку Играющие садятся спиной к ведущему. Последний производит разными предметами шумы и звуки. Тот, кто догадывается, чем ведущий их производит, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Ведущий может бросать разные предметы на пол: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; может ударять предметом о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, потирать руки, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п. Тот, кто большее число раз укажет правильно, чем ведущий производил звуки, считается наиболее наблюдательным. В игре могут участвовать дети с 7-летнего возраста. 72. Где ты находишься? Участнику игры завязывают глаза, выводят его из помещения и ведут минуты три по знакомым местам. Он должен определить, где он находится, и рассказать, что он обыкновенно видит с этого места. В игре могут участвовать дети с 8-летнего возраста. 73. Миллион изменений Ведущий делит играющих на две равные бригады, и каждая бригада выбирает себе бригадира. Все внимательно осматривают в течение 5—7 минут, как расположены предметы в комнате, выходят из нее и закрывают за собой дверь. Оба бригадира остаются в комнате, садятся рядом где-нибудь в стороне и наблюдают за тем, что делает ведущий. Ведущий старается, долго не задерживаясь, изменить расположение предметов в комнате. Он вносит 3—5 крупных изменений, скажем, накрывает на стол, открывает обе дверцы шкафа и т. д. и много мелких: переставляет или переворачивает разные предметы, перевешивает или снимает картины, открывает форточку, переставляет стрелки часов, отрывает лишний листок на календаре, включает (тихо) или выключает радио, бросает несколько бумажек на пол, отливает часть воды из стакана и т. п. После этого ведущий приглашает первую бригаду. Каждая бригада может оставаться в комнате до 10 минут. Тот, кто заметил в чем-либо перемену, поднимает руку и говорит об этом ведущему, и ему за это начисляется очко. Его товарищи не имеют права вновь указывать на это изменение. Очки всех членов бригады суммируются. Бригадиры в это время сидят совершенно безмолвно, не делая ни одного жеста, и только отмечают число очков каждого. После этого первая бригада удаляется из комнаты, и наступает очередь второй показать свою наблюдательность. Побеждает бригада, набравшая большее количество очков. В игре могут участвовать дети с 9-летнего возраста. Чтобы не было скучно тем, кто ждет за дверью, они могут внести в это время перемены в свой костюм, и по окончании игры бригады соревнуются в том; чтобы побольше заметить друг у друга внесенных изменений. Это дополнение можно вводить, если в ней участвуют дети с 11-летнего возраста. 74. Что за машина? Играющие садятся за насыпью спиной к шоссе. Они должны каждый раз по слуху определять, в какую сторону и какая машина проходит по шоссе — легковая, автобус, грузовик. Участники игры разделены на группы по 3 и 5 человек. Ведущий говорит, какая из групп в данный момент должна жестом показать, в какую сторону движется машина, и условными знаками — какая машина: один поднятый вверх палец — легковая, два — автобус, рука — грузовая. Когда большинство в группе показывает правильно, ответ считается верным. Побеждает группа, давшая больше верных ответов. За несколько дней до игры надо использовать всякую возможность для тренировки: прислушиваться к тому, какой звук издает каждая машина при движении, пытаться определить не глядя, какая машина едет, а затем проверить себя. В игре могут участвовать дети с 8-летнего возраста. 75. Назови и проверь постукиванием Играющие сообща выбирают 10—15 самых разнообразных предметов, находящихся в разных концах комнаты, и прислушиваются, как они звучат от удара по ним карандашом (или деревянной палочкой). Ведущий ударяет карандашом по какому-либо из этих предметов раз 5—10, после чего играющий, у которого завязаны глаза, должен назвать этот предмет, подойти к нему и также постучать по нему карандашом. Каждый играющий должен определить таким образом 2—3 предмета. Тот, кто лучше справился с этим заданием, считается победителем. В игре могут участвовать дети с 8-летнего возраста. 76. С наблюдательного пункта а) Ведущий втайне от остальных дает двум играющим задание, скажем, следующего рода: отойти от пункта № 1 (дерево, дом), идя по разным дорогам, на несколько секунд спрятаться от наблюдателей и затем встретиться у пункта № 2, обменяться головными уборами, пройти шагов десять вместе и вернуться бегом в пункт № 1. На все это должно уйти не более 5 минут. Остальные играющие делают из свернутой в трубку газеты «подзорную трубу» и с наблюдательного пункта следят в нее за этой «операцией». Они должны запомнить весь путь двух «наблюдаемых», все, что они делали, и, отсчитывая секунды, узнать, сколько на все это у них ушло времени (рис. 20). Ведущий задает каждому из наблюдавших по вопросу, ответивший наиболее точно считается победителем. б) На столе ставят несколько предметов, условно изображающих жилой дом, клуб, магазин, фабрику, сквер и т. п. Какой-либо небольшой предмет изображает человека. Один из играющих придумывает несложный путь этого предмета, скажем, от «дома» к «магазину», обойдя два раза вокруг «сквера», пройти на «фабрику» и т. д. В отсутствие второго играющего он рассказывает свой план движения фигурки «судье», который быстро его себе записывает, затем в присутствии второго играющего первый показывает этот путь фигурки, а второй наблюдает за ним. Он должен запомнить этот путь и затем повторить его. «Судья» проверяет, насколько точно он все выполнил. Затем играющие, поменявшись ролями, повторяют игру, придумывая новые пути следования, и «судья» решает, кто точнее запомнил путь фигурки. В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста. 77. Палочка-узнавалочка Все играют с завязанными глазами. Участники держат в правой руке не очиненный карандаш длиной не меньше 10 см за самый конец; другая рука — за спиной. Ведущий ставит перед каждым играющим какой-либо предмет и свободный конец карандаша кладет на этот предмет (рис. 21). Можно карандашом водить по предмету, постукивать по нему, но не дотрагиваться до него ничем, кроме карандаша. Если предмет падает, поднять его может только ведущий (или его помощник). Играющие соревнуются в том, кто раньше других определит, что это за предмет перед ним, его размеры, материал, из которого он сделан. Тот, кто с помощью палочки-узнавалочки узнал все это, поднимает ее вверх, и ведущий его спрашивает. Победителем считается тот, кто первый верно ответил на большую часть вопросов. В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста. 78. Кто первый прочтет? Ведущий, отвернувшись от играющих, прикрывает в газете листком бумаги какой-либо заголовок. Затем он показывает играющим заголовок, сдвинув листок вниз примерно на полмиллиметра так, чтобы приоткрыть только самую верхнюю часть букв. Если никто не может прочесть заголовок, ведущий еще чуть-чуть сдвигает листок вниз и так сдвигает постепенно до тех пор, пока .кто-нибудь его не прочтет. Таким же образом читаются и другие заголовки. Победителем считается тот, кто их больше прочитал. В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста. 79. Пользоваться только осязанием Игра проводится с закрытыми глазами. а) Определить предмет, надев толстые варежки. б) Узнать предметы, двигая по ним короткой палочкой, спичкой. в) Получив в руки 10 монет, быстро определить их сумму. г) Из стопки книг выбрать ту из них, которую назовет ведущий. д) Зная, сколько страниц в книге, открыть ее на указанной странице. е) Ощупав толщину одного листа, нескольких и всех листов в книге, определить приблизительно, сколько в ней страниц. В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста. 80. Узнай, не видя Собираются хорошо знающие друг друга дети (не более 10). Двое водящих с завязанными глазами соревнуются между собой, кто узнает большее число ребят, которые к ним подходят. Можно пользоваться каждый раз не более чем двумя любыми способами, например по рукопожатию, ощупав плечи, дотронувшись до головы, по шепоту, покашливанию. Тот, кто узнает таким образом товарища, получает одно очко. В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста. 81. Большой и маленький а) Запиши на бумаге фамилии всех своих товарищей, расположив их по росту, а в классе проверь. б) Нарежь из газеты несколько длинных узких полосок. Какова, по-твоему, длина твоей ступни? Отрежь такую полоску. Отрежь полоски, равные длине и ширине тетради, длине карандаша, трем измерениям спичечной коробки и т. п., и посмотри, какие ты допустил ошибки. В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста. 82. Повтори точно В игре участвует не более пяти человек. Один из играющих выполняет в комнате какие-либо действия по своему усмотрению: ходит, садится на стул, пишет, рассматривает предметы, перекладывает их. После этого остальные один за другим должны точно и в том же порядке воспроизвести все, что делал товарищ, стараясь передать особенности его походки, движений. Ведущий объявляет, кому это удалось выполнить лучше, и игра возобновляется. В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста. 83. Смотри зорко Вырезать из середины двойного газетного листа квадрат 40X40 см и получившуюся «рамку» положить на траву, на землю или на какой-либо большой предмет (рис. 22). Кто в выделенном квадрате увидит больше интересного, о чем можно рассказать? В игре могут участвовать дети с 12-летнего возраста. 84. Тебя могут спросить... Когда тебе 12—13 лет, нужно уметь дать справку о местности, где ты живешь, каждому, кто в этом нуждается. Если ты живешь в селе, сумей показать, где находится сельский совет, правление колхоза, больница, школа, магазин и т. д; указать, по возможности, где кто живет из твоих односельчан, как пройти или на чем доехать до районного центра или главных селений района и т. д. В городе знай, где расположены главные улицы, как туда доехать, а в своем районе — все улицы и переулки, где ближайшая аптека, больница, школа, почта, магазин, учреждения. Все эти сведения ты должен постепенно накапливать и расширять. Хорошо изредка собираться со своими товарищами и проводить следующую игру. Каждый по очереди задает любому играющему 2—3-таких вопроса, с которыми может к нему обратиться прохожий. Если спрошенный не знает, как ответить, за него это делают товарищи или тот, кто задал вопрос. За правильный ответ получаешь очко, за неправильный или полное незнание очко у тебя отбирается. В игре могут участвовать дети с 12-летнего возраста. |
ПОИСК
Block title
|