. Игры для развития ловкости и точности движений
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Игры для развития ловкости и точности движений

Игры для развития ловкости и точности движений

Игры, помещенные в настоящем разделе, приучают управлять своими движениями. За исключением первой из этих игр все они требуют выполнения движений в за­трудненных условиях, а именно с закрытыми глазами, при помощи только одной руки, только некоторых паль­цев и т. п.

При этом выполнение необходимых движений требует специального внимания в большей мере, чем в обычных условиях.

Целесообразнее вначале предложить ребенку проде­лать какое-нибудь одно из таких упражнений; вместе с ним следует выполнить это упражнение также и взрос­лому, чтобы конкретнее представить себе самую суть этих игр и лучше руководить ими. Например, проде­лайте следующее упражнение: снимите и наденьте ру­башку, пользуясь только любыми двумя пальцами одной руки (или постелите постель, или сделайте другое любое дело). Вы заметите, что у вас все время будет желание помочь себе другой рукой или другими пальцами.

Особенно хорошо вы поймете, что дают такие игры, если задумаете что-либо сделать с завязанными гла­зами. Тогда вы сразу почувствуете, как напряглось ваше внимание, как вы стараетесь припомнить мельчайшие детали окружающих вас в данный момент предметов, как обострилось ваше осязание (почувствуете материал, из которого сделана каждая вещь, ее температуру и т. д.) и как рассчитанно и осторожно стало каждое движение.

Многие из игр, предлагаемых в этом разделе, кроме того, что они приучают ориентироваться в довольно сложных условиях и требуют точного расчета движений, в то же время тренируют память, внимание, вообра­жение.

Некоторые игры приучают к быстрому и точному узнаванию предметов, их формы, размеров только с по­мощью движений, на основе мускульного чувства.

 

Описание игр

85. Как звонки тарелки и ложки

Детям объясняют, что часто бывает необходимо что-либо сделать очень тихо, чтобы не мешать другим. Эта игра покажет, кто лучше всех умеет, выполняя нужные движения, не нарушать тишину.

а) Собрать предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки и т. п. Играющий должен положить их один на другой, затем переложить их 2—3 раза, при этом ста­раться производить возможно меньше шума. Веду­щий подсчитывает, сколько раз была нарушена ти­шина.

Первого играющего сменяет второй, который делает точно то же, что и первый, а за ним и следующие играющие. Побеждает тот, кто произвел меньше шума.

б) Выполнить пооче­редно какое-либо дело, при котором нужно пере­носить (перекладывать) звонкие предметы. Заме­чать каждое нарушение тишины, даже скрип бо­тинок или половиц. Все присутствующие подсчи­тывают, сколько раздалось звуков (шумов), и ведущий определяет, кто меньше всех нарушил тишину, тот и победил.

В игре могут участвовать дети с 7-летнего воз­раста.

86.  Узнаю и с закрытыми глазами

а)   Ведущий намечает 3—5 больших и 1—2 малень­ких предмета, стоящих на полу, на столе, на полке, вися­щих на стене и т. п., к которым играющие могут сво­бодно дотянуться рукой, не прикасаясь при этом какой бы то ни было частью тела к другим предметам.

Одному из играющих завязывают глаза, и он должен подойти к тому предмету, который называет ведущий, и коснуться его пальцами. Если это ему удается, он получает три очка, но у него вычитается одно очко каж­дый раз, если он коснется других предметов любой частью тела.

Для удобства подсчета следует каждому давать пер­вые 2—3 задания полегче, чтобы он сразу набрал по­больше очков.

По количеству набранных очков выявляется побе­дитель.

б)   На газетном листе обвести цветным карандашом контуры 3—5 предметов различной формы и величины (поставив их на газету). После этого играющие с завя­занными глазами по очереди ставят все эти предметы на соответствующие контуры. За то, что ставишь какой-либо  предмет точно  в  контур,  получаешь пять очков, а если с обведенной площадью совпадает только часть предмета,— одно очко.

Играющие договариваются о числе очков, которые нужно набрать, чтобы победить.

В игре могут участвовать дети с 8-летнего возраста.

87.  Обводи точно

Все играющие получают по листку бумаги, на кото­ром начерчены простым карандашом квадрат, прямо­угольник, треугольник и окружность. Каждый на этом листке пишет свое имя (фамилию) и ставит кончик цвет­ного карандаша на ту фигуру, которую называет ведущий.

Дав секунд 10—15 на то, чтобы приглядеться к фор­ме и размеру фигуры, ведущий предлагает играющим закрыть глаза, обвести чертеж и сразу положить каран­даш перед собой. Все закрывают и открывают глаза точно по команде ведущего.

Так обводятся все фигуры, после чего листки про­сматриваются всеми. Ведущий называет тех, кто наибо­лее удачно выполнил задание.

Перед игрой не мешает самостоятельно поупраж­няться в обведении контуров сначала с открытыми, а за­тем с закрытыми глазами.

В игре могут участвовать дети с 9-летнего возраста.

88. Друг для друга — потруднее

Ведущий проводит на земле прямую линию. По обе стороны от этой прямой двое играющих раскладывают друг для друга одинаковое количество предметов или комочков бумаги (размером со спичечную коробку) и становятся на участок, приготовленный им «против­ником».

Играющим завязывают глаза, и каждый должен воз­можно скорее собрать все предметы по одну сторону от линии. Того, кто коснется рукой проведенной на земле линии, ведущий оставляет неподвижным на 10 се­кунд.

В игре могут участвовать дети с 8—9-летнего воз­раста.

89. Запомни направление

Игра проводится в спортивном зале или на хорошо утрамбованной площадке.

Ведущий мелом ставит на полу в разных местах зала на расстоянии 2—5 м одну от другой 5—6 точек и нуме­рует их в произвольном порядке. Каждую точку он обво­дит кружком. Нужно запомнить, как расположены все точки от первой до последней.

Один из играющих становится у точки № 1, и ему завязывают глаза. От точки № 1, поставленной ведущим, он должен перейти к точке № 2, затем № 3 и так до последней и ставить цифры 1, 2, 3 и т. д. со своей какой-либо меткой (крестик, квадратик). Следующий играю­щий должен проделать то же самое, ставя цифры и ка­кие-либо метки. По окончании игры видно, кто сумел это сделать наиболее точно.

Такую же игру можно провести на классной доске или на листке бумаги, уменьшая соответственно рас­стояния между точками.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

90.  Быстро определи монеты на ощупь

На столе монеты различного достоинства. Кто первый с завязанными глазами правильно наберет денег на сумму, которую назовет ведущий? Кто скорее других составит из различных монет отдельно суммы в 10, 12, 15 копеек всеми возможными способами?

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

Приступая к играм 91, 92, 93, 94, можно сказать де­тям следующее:

«Многие, желая показать, что они что-то хорошо знают, говорят: «Я это знаю, как свои пять пальцев». А действительно ли мы хорошо знаем свои пять паль­цев? Проделав следующие упражнения с выключением трех, четырех пальцев, вы сами убедитесь, что... Нет, не скажу, в чем вы убедитесь. Лучше приступайте к уп­ражнениям, и тогда вы сумеете сами ответить на этот вопрос».

91.  Игры со спичками

Перед каждым играющим лежат в беспорядке 15 спичек. Нужно с наибольшей быстротой перенести эти спички одну за другой на расстояние 30 см и сло­жить так, чтобы головки были обращены в одну сторону. При переноске спички не должны скользить по столу.

Выполнить условия этой игры:

а)  пользуясь любыми пальцами обеих рук;

б)  пользуясь любыми пальцами левой руки;

в)   пользуясь    только    двумя    пальцами — большим и мизинцем;

г)   пользуясь только указательным и средним паль­цами;

д)  пользуясь  только  средним и  безымянным паль­цами;

е)  пользуясь только безымянным и мизинцем;

ж)   пользуясь двумя мизинцами обеих рук, выложить прямую из ЛО спичек;

з)   пользуясь   безымянным   и   мизинцем   построить 4 треугольника;

и) пользуясь средним и мизинцем, построить 3 четы­рехугольника;

к) пользуясь указательным и безымянным, построить «колодец» из 16 спичек.

После игры задать детям вопрос: «Какие пальцы у них развиты больше и какие меньше?»

В игре могут участвовать дети с 8-летнего возраста.

92. Бери осторожно

В игре могут принять участие до 5 человек.

Возьмите 15 спичек. На одной спичке проведите ка­рандашом или чернилами пять поперечных полос; на 2 спичках — по четыре полосы; на 3— по три полосы; на 4— по две полосы и на 5— по одной полосе.

Ведущий собирает все спички в кулак и, приподняв его сантиметров на 10 над столом, раскрывает его посте­пенно, так, чтобы спички упали на стол кучкой. (В те­чение игры, когда все спички со стола будут разобраны, нужно подобным же образом вновь их рассыпать.)

Игра начинается: каждый по очереди осторожно берет из кучки по одной спичке так, чтобы остальные спички при этом не сдвинулись с места, в противном случае его очередь пропадает и берет спичку следую­щий играющий.

Каждая полоска на взятой спичке дает играющему одно очко.

Спички можно брать только теми двумя пальцами, которые называет ведущий (мизинцем и безымянным, мизинцем и средним, безымянным и указательным и т. п.).

Игру продолжают до тех пор, пока кто-либо не набе­рет 40 очков. (Можно уговориться и о большем коли­честве очков.)

В игре могут участвовать дети с 9-летнего возраста.

93.  Игры с бумагой

Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги (лист сменяют, когда он сильно изо­трется).

а) Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, воз­можно быстрее разгладить его так, чтобы он не то­порщился и чтобы ни один край его не остался за­гнутым.

б)  То же самое сделать, пользуясь одной рукой.

в)  Повторить   то   же,   пользуясь   двумя   большими затем  указательными,  затем  средними пальцами обеих рук.

г)  Сделать то же,  пользуясь только  двумя  мизин­цами.

д)  Разгладить лист кулаками обеих рук.

е)   Разгладить лист большим и указательными паль­цами одной руки.

ж)   Разгладить лист указательным и средним паль­цами одной руки.

з)   Разгладить лист средним и безымянным пальцами одной руки.

и) Разгладить лист безымянным пальцем и мизин­цем одной руки.

к)  Разгладить лист каким-либо пальцем одной руки.

л) Повторить все эти упражнения с закрытыми: глазами.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

Не обязательно выполнять все эти упражнения. Можно выбрать из них некоторые — по своему усмо­трению.

94. Старинная игра (с усложнениями)

Перед каждым участником игры на столе положены одна за другой пять спичек. Играющий должен поднять пальцами двух рук: одну спичку двумя большими паль­цами, другую — указательными, третью, четвертую и пя­тую — средними, безымянными и мизинцами, ни одной спички не выпуская из рук.

В течение условленного времени (5—10 минут) все упражняются в этом. Затем по знаку ведущего играю­щие зажмуриваются и пытаются проделать то же самое с закрытыми глазами, а ведущий следит, кому эта удастся сделать лучше и раньше других.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

После того как будут проведены игры 91, 92, 93, 94, следует поговорить с детьми примерно о следующем:

«Эти игры дали вам возможность лучше узнать свои пять пальцев. Пальцы человеческой руки так хорошо развились благодаря тому, что люди в течение многих веков трудились, выполняя разнообразные работы. А в труде больше всего принимали участие именно руки».

95.  Догадайся без слов

Играющие делятся на 2—3 группы. Каждая группа выбирает бригадира.

Ведущий вручает каждому бригадиру задание для его группы, написанное на листке бумаги; например, первой группе: пробежать 20 шагов, стать в круг и при­сесть на корточки; второй группе: стать в одну шеренгу, взяться за руки и, не отпуская рук, растянуть эту цепь возможно шире; третьей группе: выстроиться в затылок, положить обе руки на плечи впереди стоящему и в та­ком положении пробежать вместе 10 м.

Каждый бригадир про себя прочитывает задание, не говорит и не пишет ни одного слова, ни до кого не дотрагивается; жестами в течение 1—2 минут (всем предоставляется одно и то же время) разъясняет зада­ние своей группе. По сигналу ведущего раздельно одна .группа за другой выполняет свои задания.

Ведущий решает, чья группа точнее выполнила его.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

96.  Быстро, не считая, но правильно

а)   Разложить посреди стола спички из нескольких коробок. Каждый играющий должен возможно быстрее, не считая, брать одной рукой по 10 спичек  (или по 8, 12, 7—по уговору)  складывать их перед собой в три кучки. Ведущий   (с помощником)   пересчитывает коли­чество спичек в одной из трех кучек.

Побеждает тот, у кого меньше всего ошибок. Каж­дая лишняя или недостающая спичка принимается за одну ошибку, а тому, кто закончил раскладывать в кучки первым, две ошибки в счет не принимаются.

б)   Собрать одной рукой десять кучек по 3  (или 4) спички за 15—20 секунд (у кого ушло больше 20 секунд, считается  проигравшим).  Количество спичек в каждой кучке  невелико, поэтому проверка производится легко и быстро. Победитель определяется так же, как в пер­вом варианте этой игры.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

97.  Игры со стаканом воды

Взять несколько одинаковых стаканов и налить в них подкрашенную синькой или акварельной краской воду, чтобы она хорошо была видна издали. Игры проводятся на местности.

а)  Перелить   воду   2—4 раза, держа  стакан перед собой, один ниже другого на 20—30 см.

б)  Кто   быстрее   перельет   чайной ложкой  воду из одного   стакана   в   другой,  а затем из бутылки в бу­тылку, пролив возможно меньше воды.

в)  Перенести   полный   стакан   воды   на   расстояние 10 м, прыгая на одной ноге.

г)   Ребята стоят в две шеренги на расстоянии вытя­нутых рук друг от друга. По шеренгам передается ста­кан,   полный   воды.   Выигрывает   та   шеренга, которая быстрее передаст   стакан,   пролив   при   этом  меньше воды.

В игре могут участвовать дети с 9-летнего возраста.

98.  Игры и упражнения, придуманные детьми

а)  Двумя пальцами одной руки завязать узел.

б)  Теми же пальцами сломать спичку.

в)  С   завязанными   глазами   составить   из   спичек какое-либо слово.

г)   Продвинуться на одной ноге, не прыгая, а пово­рачивая ступню на определенное расстояние за услов­ленное время.

д)  На   расстоянии   полуметра   от   стены   подвесить мячик в сетке так, чтобы между поднятой рукой и мячом оставалось пространство в 10—15 см.

Играющий с завязанными глазами становится на расстояние 5 ж от подвешенного мяча; он должен по­дойти к мячу и достать его рукой, не коснувшись стены. Так как это сделать сразу трудно, можно сначала потре­нироваться с открытыми глазами, а потом уже с за­крытыми.

е)  Начертить на земле окружность диаметром в 50—60 см. Смотря на поднятую над головой руку, поворачи­ваться вокруг себя внутри окружности, ни разу не на­ступив на черту ногой.

ж)   Двигаться с завязанными глазами по начерчен­ной на земле восьмерке.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ