. Игры и упражнения для развития глазомера
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Игры и упражнения для развития глазомера

Игры и упражнения для развития глазомера

Вводную часть этого раздела (до описания игр) мож­но детям пересказать, а подросткам прочитать.

Глазомер — это способность определять расстояние на глаз без каких-либо приборов. Глазомер нужен че­ловеку в различных видах деятельности. Рассмотрим ряд профессий, в которых он необходим.

Токарь должен на глаз определять диаметр обтачиваемого изделия, затем он проверяет правильность своей прикидки измерительным прибором.

Правильность движения челнока на ткацком станке определяется также во время работы станка, и в этом случае применим один измерительный «инструмент»— глаз.

Для определения кубатуры растущих деревьев на больших земельных участках лесоводы очень редко при­бегают к мерной вилке, а определяют диаметр дерева на глаз.

Водитель автомобиля, для того чтобы не подвергать опасности жизнь окружающих и свою жизнь, должен беспрерывно во время движения транспорта возможно точнее определять расстояние разной величины, конеч­но, не имея возможности при этом использовать измери­тельные приборы.

Число профессий, в которых хороший глазомер имеет первостепенное значение, очень велико: он нужен топо­графу, геологу, агроному, шоферу, токарю, ткачу, за­кройщику, физкультурнику, архитектору, художнику, скульптору и т. д.

Глазомер мы развиваем и используем в жизни на каждом шагу, часто даже не замечая этого, когда при­кидываем, за сколько времени можно пройти или пробе­жать некоторое расстояние, или когда на какой-либо площади размещаем разные предметы и даже когда протягиваем руку за каким-либо предметом. Но, чтобы сделать глазомер достаточно точным и получить уверен­ность в его правильности, нужно специально упражнять­ся. Такие упражнения очень интересны, заниматься ли ими одному или с группой товарищей.

Мы уже говорили о том, что, наблюдая, человек больше узнает о богатстве, красочности и разнообразии окружающего нас мира; тренируясь в определении рас­стояния на глаз, мы одновременно в некоторой степени развиваем наблюдательность.

Как же развивать свой глазомер? Всякую прикидку расстояний на глаз надо проверять и проверять наи­более удобным способом, без специальных инстру­ментов.

Наиболее проста проверка шагами, но у каждого че­ловека величина шага различна. О том, как определить величину своего шага, сказано во многих книгах: в учеб­нике географии для V класса, в учебнике физики для VI класса, в книге Я- Перельмана «Занимательная гео­метрия» и других, да и учителя математики обычно по­казывают, как это делать.

Нужно только знать, как очень быстро по числу ша­гов, пройденных на измеряемом участке, определить его величину в метрах. Для этого нужно составить для себя таблицу перевода шагов в метры. Для образца приво­дим таблицу (размер шага равен 75 см).

 

 

 

 

Как пользоваться этой таблицей? Скажем, пройдено 347 шагов. Находим по таблице:

3 шага        равны           2,25 м

300 шагов       "               225 м 

4 шага            "                3 м 

40 шагов          "       30 м 

7   шагов          "      5,25 м 

347 шагов        "       260,25 м

Такую таблицу каждый может составить для себя, узнав величину своего шага.

Чтобы возможно чаще упражняться в развитии гла­зомера, следует эту таблицу иметь всегда при себе, а чтобы она надолго сохранилась, наклейте ее на картон и согните пополам в виде записной книжки.

Глазомер приобретается только путем упражнений. Интересно и весело, идя с товарищами из школы, на прогулку, экскурсию, соревноваться в определении рас­стояний до предметов, встречающихся на пути; точность определения каждый проверяет шагами и по своей таблице перевода шагов в метры узнает действитель­ное расстояние. Если такие соревнования проводятся ча­сто, то за короткий срок значительно улучшается способ­ность определения и расстояний на глаз.

Многое узнается путем сравнений. Путем сравнений вы можете определить и расстояние. А для того чтобы иметь с чем сравнивать, нужно предварительно измерить шагами длину тех зданий, скверов, кварталов и т. п., мимо которых чаще всего вы ходите, и запомнить их размеры.

Один из способов определения расстояния на глаз состоит в мысленном откладывании на этом расстоянии таких отрезков, которые удалось запомнить: 1 м, 2 м, 5м, 10 м, 25 м, 50 м, 100 м, 1 км и т. п. Запоминаются эти отрезки не сразу, а в результате тренировок. (Уп­ражнения для такой тренировки будут даны ниже в виде игр.)

Чтобы научиться определять на глаз величину не­больших предметов, нужно постараться запомнить отрезки в один и несколько сантиметров, в дециметр, в четверть метра и полметра. Для этого лучше всего точно измерить ширину и длину своих пальцев, свой рост и величину предметов, которыми часто пользу­ешься: тетради, спичечной коробки и т. п.

Описание игр и упражнений

116. Одинаковые промежутки

а)   Для игры необходимы 8—10 одинаковых  монет. Ведущий кладет в ряд 3 монеты плотно одну возле дру­гой и вынимает среднюю монету.

Затем он предлагает одному из играющих разложить остальные монеты по прямой линии так, чтобы между ними были такие же промежутки, как между двумя пер­выми. Нужно проверить, точны ли промежутки, вставляя между ними одну из монет.

Такое же упражнение можно проделать со спичками, ластиками, тетрадями или другими одинаковыми по величине предметами.

б)  Положить   две спички под таким углом,  чтобы, если присоединить к ним третью спичку, они образовали бы равносторонний треугольник.

в)   Положить  две монеты  (спички или другие предметы одинаковой длины) на таком расстоянии одну от другой, чтобы между ними точно поместилось столько монет(или других предметов), сколько назовет ведущий.

г)   Ведущий   ставит   два   одинаковых   предмета на Каком-либо расстоянии друг от друга. Определить, сколько таких же предметов уложится между ними и проверить это.

В играх могут участвовать дети 8-летиего возраста.

117.  Сколько места занимает предмет?

а)  Дети, глядя на небольшой предмет  (книгу, вазу, стакан и т. п.), четырьмя спичками ограничивают место, на   котором   он   должен   поместиться.   Проверить   это (рис. 25).

б)   Нужно сделать то же самое, не имея предмета перед глазами, но выбрав такой, который дети видят несколько раз в день.

В играх могут участвовать дети 8-летнего возраста.

118.  Проверка циркуле

а) Ведущий чертит на классной доске отрезок пря­мой произвольной длины и в середине доски ставит точку.

Участвующие в игре рассчитываются по порядку номеров и по очереди подходят к доске. Играющие должны от точки, намеченной^ середине доски, на рас­стоянии, равном начерченному отрезку, поставить свои точки и возле каждой подписать свой порядковый номер.

Правильность глазомера всей группы проверяется так: проводится окружность, центром которой служит точка, поставленная ведущим, а радиусом — длина на­черченного на доске отрезка.

б) Соревнование такого же рода можно проводить и на местности; для этого нужна веревка длиною мет­ров в пять. На одном ее конце делается петля.

Ведущий вбивает колышек, а все играющие на глаз вбивают вокруг него, скажем на расстоянии четырех метров, свой колышек и становятся возле него.

Ведущий надевает на вбитый им колышек петлю веревки, точно отмеряет по веревке 4 м, конец этот берет в руки и, натянув веревку, вращает ее вокруг ко­лышка; так сразу проверяется глазомер каждого.

В этих занятиях может принимать участие целый класс.

В игре могут участвовать дети с 9-летнего возраста.

119. Кто точнее покажет?

Берется классная метровая линейка с сантиметро­выми делениями. Тыльную сторону этой линейки, если и на ней нанесены деления, за­крывают полоской бумаги и при­крепляют ее кнопками на концах линейки.

Один из играющих ставит ко­нец линейки на сиденье стула и становится напротив своих това­рищей, повернув линейку делени­ями от себя (рис. 26).

Товарищи предлагают ему по­казать 1, 2 или несколько деци­метров (а после достаточной тре­нировки, скажем, 15, 47, 85 см и т. п.), он должен пальцем сбоку линейки показать место, где, по его мнению, кончается заданный

ему отрезок, а остальные дети видят, насколько точно он научился это делать.

Если имеются 2—3 линейки, можно одновременно давать одно и то же задание нескольким играющим, организовав между ними соревнование.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

120. Быстро раздели на равные части

Проводятся две параллельные прямые (как провести параллельные прямые на местности — смотрите в конце описания настоящей игры) одинаковой длины (50— 100 м). На концах их ставятся вешки. Эти прямые рас­полагаются друг от друга на расстоянии 5 м. Участвую­щие в соревновании до игры не знают размеров линий.

Две группы с одинаковым числом участвующих ста­новятся между этими прямыми спиной друг к другу. У каждого играющего своя метка (флажок, колышек или камень).

Обоим звеньям даются одинаковые задания — раз­делить, скажем, за 2 минуты отрезки прямой на 8 (6, 4,-2 и т. п.) равных частей. Один из играющих делит на глаз отрезок пополам, после этого двое других делят полученные отрезки также пополам и т. д. Каждый ста­вит в соответствующем месте свою метку.

Правильность деления ведущий проверяет с помощью полевого циркуля или веревки, на которой обозначены метры, или другим измерительным инструментом (мож­но и шагами).

Побеждает та группа, у которой меньше ошибок и они менее грубы.

Целесообразно с каждым разом давать более труд­ные задания (разделить на 3, 5, 7 частей) и уменьшать время, отведенное на их выполнение.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

121.  Определи емкость сосуда

Чрезвычайно интересно проходят соревнования в оп­ределении на глаз емкости сосудов различной формы и величины.

Посмотрите каждый у себя дома, сколько у вас имеется самой разнообразной посуды.

Для определения их емкости нужно иметь стакан (200 см5), поллитровую и литровую банки.

Пусть сначала каждый сам потренируется в опреде­лении на глаз емкости разных сосудов, после чего можно соревноваться группами, например по звеньям.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

122.  Тень-помощник

Можно соревноваться в точности определения на глаз высоты какого-либо сооружения, столба, дерева и т. п., проверяя правильность своих определений с по­мощью тени.

Это делается следующим образом: измеряется длина тени от вертикально поставленной метровой палки. Вы­сота измеряемого предмета равна стольким метрам, сколько раз тень от метровой палки может уложиться на тени от измеряемого предмета (рис. 27).

Интересно также определить по памяти высоту тех предметов, которые мы видели много раз, и затем про­верить правильность этого определения на месте тем способом, который только что был указан.

В игре могут участвовать дети с 11-летнего возраста.

123. Вырезай точно

Играющие делятся на 2 группы и садятся парами. В каждую пару входит по одному играющему от раз­ных групп. Перед парами кладут картонку, в которой вырезаны небольшие отверстия — круглое, квадратное, в виде треугольника и прямоугольника. Все должны в определенный срок вырезать из бумаги «пробки», которые точно закрывали бы эти отверстия.

При вырезывании нельзя брать в руки картонку и примерять «пробки», а надо пользоваться только гла­зомером.

Ведущий с бригадирами групп проверяет, кто в каж­дой паре точнее пригнал «пробки», и одновременно выясняет, какая группа сделала это лучше.

В игре могут участвовать дети с 11-летнего возраста.

124. С точностью до миллиметра

а)  После проведенной тренировки играющие могут соревноваться   на   более  точное  определение толщины карандаша, спички, монеты и других подобных предме­тов в миллиметрах.

б)   Ощупав   толщину  листа   в   книге,   участвующие в игре приблизительно определяют, сколько в ней стра­ниц; сколько страниц в пачке тетрадей.

В игре могут участвовать дети с 12-летнего возраста.

125.  Сколько до колышка?

На полянке чертят кружок диаметром в 36—40 см. Во все стороны от этого кружка на расстоянии примерно в 5, 8, 10, 16, 22, 31, 45 ж и т. д. вбиваются перенуме­рованные колышки.

Тренирующиеся по очереди становятся в начерчен­ный кружок и, не сходя с места, определяют расстояние от себя до каждого колышка и говорят о его величине ведущему, который все это записывает.

Допустивший меньше ошибок считается победителем.

В игре могут участвовать дети с 12-летнею возраста.

126.   Определи расстояние

Ведущий ставит вешку и, зная величину своего шага, отходит от нее на определенное, известное ему расстоя­ние (в метрах).

Остальные играющие стоят в это время спиной к ве­дущему; по его сигналу они поворачиваются к нему лицом и определяют расстояние между ним и вешкой; после этого ведущий объявляет, кто его определил с наибольшей точностью, и действительное расстояние (рис. 28).

Затем играющие вновь отворачиваются, а ведущий приближается к вешке или удаляется от нее. Играющие вновь определяют расстояние между ведущим и веш­кой. Так повторяется 3 раза.

Победителем в игре считается тот, кто большее число раз правильно определял расстояние от вешки до^ веду­щего. Он же становится новым ведущим.

В игре могут участвовать дети с 12-летнего возраста.

127.   Определи по памяти

Представляет ли школьник размеры своей школы, дома, где он живет, или размеры предметов, с которыми ежедневно имеет дело,— школьных принадлежностей,

одежды, посуды и т. п.? Интересно это проверить и про­вести соревнование.

Для этого в группе детей, например внутри звена, проводится тренировка в определении по памяти длины (ширины) хорошо всем известных зданий, расстояния между зданиями и т. п., а также размеров разнообраз­ных мелких предметов с последующей достаточно точ­ной проверкой (сантиметром, шагами, превращая их в метры, или другим способом).

Поеле такой тренировки каждое звено дает по соб­ственному выбору задание другому звену — определить по памяти размеры известных всем предметов, стро­ений.

Проверка покажет, какое звено лучше с этим справ­ляется. Упражняться в этом можно и одному.

В игре могут участвовать дети с 12-летнего возраста.

 

Примечание. Для проведения на местности параллельных линий без помощи измерительных инструментов вбиваются два ко­лышка на расстоянии, которое должно быть между параллельными. Двое становятся возле этих колышков лицом друг к другу, делают поворот на 90 градусов в ту сторону, где должны проходить пря­мые, намечают прямо против себя ориентиры и идут по направ­лению к ним, не отклоняясь, на требуемое расстояние. Пройдя это расстояние, каждый вбивает точно против себя по второму колыш­ку. Прямые между колышками и будут параллельными,

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ