Индонезия
Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Индонезия

При слове «Индонезия» на нас веет жаркое дыхание экватора, пряный, ленивый муссон. Нам представляются пальмовые рощи, изум­рудно-золотые лагуны, уходящие вдаль рисо­вые поля, хижины на сваях. Тысячи индоне­зийских островов раскинулись вдоль эква­тора между Азией и Австралией, с запада на восток — на 5110 км, а с севера на юг — почти на 2000 км. На территории Индонезии (1,9 млн. км2) могли бы разместиться такие крупнейшие государства Западной Европы, как Франция, Англия, ФРГ, Италия и Испания, вместе взятые.

Население около 110 млн. человек (1966), столица — город Джакарта (3 млн. человек). Свыше 1 млн. жителей в городе Сурабая. На­селение по островам размещено очень неравномерно. На острове Ява плотность населения свыше 470 человек на 1 км2, а на Калиманта­не — менее 10 человек на 1 км2.

Прекрасна и изобильна земля Индонезии. Кажется, тут все есть для счастья. Щедра при­рода, благодатна почва, стремительны прохлад­ные реки. Исключительно разнообразна рас­тительность. Здесь круглый год температура не ниже +25°. В лесах Явы встречается более 1500 видов древесных растений. Для индоне­зийского пейзажа характерны прибрежные ман­гровые леса, гигантские участки нетронутых, первобытных джунглей (римбу), перевитых лиа­нами и ротангом, заросли бамбука, многочис­ленные виды пальм и поросшие колючей травой аланг-аланг пустоши на месте выжженного леса. Богат и животный мир. В чаще римбу можно встретить бесчисленных обезьян, тигра, пан­теру, слона и носорога.

Богаты недра. В них есть все: нефть и уголь, железо и золото, марганец и хром. Очень много олова — 20% запасов капиталистиче­ского мира.

В Индонезии много света, много солнца, много воды и все огромно, прямо-таки фантас­тично. Здесь если дождь — так ливень, если дерево — то гигант, бабочки величиной со скворца.

Индонезийский народ умело пользовался всеми этими щедрыми дарами. Уже в первом тысячелетии нашей эры он достиг больших вы­сот в различных областях человеческой деятель­ности. Не все части страны развивались равно­мерно. Наиболее быстро производительные силы развивались в прибрежных районах Явы, Вос­точной Суматры и других островов. О высоком уровне хозяйства и культуры, достигнутом яванцами, свидетельствуют сохранившиеся до наших дней древние храмы и другие памятники материальной культуры.

На территории Индонезии существовали могущественные раннефеодальные государства. Они поддерживали торговые и культурные связи с крупнейшими государствами Азии и Африки. Среди индонезийских государств были Тарума (IV в.), Шривиджая (VII в.), государ­ство Матарам (VIII в.) и другие. Сильнейшим феодальным государством на территории Ин­донезии считается государство Маджапахит (1293 — около 1520 г.). Махараджи Маджапахита были так могущественны, что не только установили свою власть почти над всем архи­пелагом, но и сумели разбить огромное по тем временам монголо-китайское войско, высадив­шееся на Яве в начале 1294 г.

Отсутствие устойчивых хозяйственных свя­зей в государстве Маджапахит привело к победе центробежных тенденций. Против центральной власти выступили стремившиеся к самостоя­тельности вассалы и наместники прибрежных районов, так называемые «портовые короли», которые укрепились за счет возросшей внешней торговли. Индонезийцы издавна считались от­личными мореходами. Они пускались в дальние плавания, их легкие суда бывали в Китае и Индии, достигали Мадагаскара и островов Оке­ании.

Первыми европейцами, проникшими в Индо­незию, были португальцы. Их появление на архипелаге в конце XV в. совпало по времени с упадком Маджапахита и образованием на его развалинах нескольких мусульманских княжеств. Небольшие индонезийские государ­ства не устояли под напором конкистадоров.

В начале XVII в. индонезийские княжест­ва стали добычей голландских завоевателей. В первый период колонизаторы пытались вы­дать себя за союзников индонезийцев в их борь­бе против португальцев. В 1602 г. враждовав­шие между собой голландские купцы объедини­лись в Ост-Индскую компанию. Так началось создание колониальной империи Нидерландов в Индонезии. Голландия в течение почти трех с половиной столетий обладала колонией, пло­щадь которой в 57 раз превосходила размеры метрополии, а по численности населения превы­шала ее более чем в 10 раз.

Голландская буржуазия применяла различ­ные методы ограбления своей колонии. На пер­вом этапе (XVII — XVIII вв.) работорговля и торговля пряностями послужили главными ис­точниками прибылей. Компания вела свое хо­зяйство хищнически. Ради получения больших доходов и сохранения монополии истреблялось и обращалось в рабство население целых остро­вов, на огромных пространствах уничтожались заросли пряных растений.

В начале XIX в. Голландия, разоренная европейскими войнами (наполеоновскими и вой­ной с Бельгией), усиливает эксплуатацию коло­нии. Новый метод ограбления индонезийского народа получил название «системы принуди­тельных культур». По закону от 1830 г. каждый крестьянин был обязан на большей части своего надела выращивать кофе, сахарный тростник, чай, табак, перец и другие культуры, пользую­щиеся большим спросом на европейском рынке. Несмотря на принудительные посевы, крестьян не освобождали от уплаты денежного поземель­ного налога и других трудовых повинностей. У крестьян не оставалось времени, чтобы выра­щивать продовольственные культуры для себя, и они были обречены на голод. Бедствия индо­незийских земледельцев усугублялись чрезмер­ным истощением земли: новые культуры требо­вали большого количества удобрений, которых почти совсем не было в стране. Хозяйство индо­незийцев приходило в упадок, а от голода вы­мирали целые деревни.

С началом эпохи империализма колониза­торы изменили методы эксплуатации народов Индонезии. Голландские и другие иностран­ные монополии стали создавать плантации, сахарные заводы, рудники, банки, железные дороги и т. д.

В это время несколько ускорилось капита­листическое развитие Индонезии.

Искусственное сохранение колонизаторами феодализма и однобокая хозяйственная спе­циализация отразились на формировании и развитии рабочего класса и национальной бур­жуазии.

Национальный пролетариат в Индонезии появился раньше национальной промышленной буржуазии. Однако он не смог возглавить борь­бу за освобождение от колониального гнета в силу как своей малочисленности и неоргани­зованности, так и недостаточно развитого клас­сового самосознания. На первое место в рабо­чем движении выдвигались задачи избавления от колониального ига. Значительно позже про­летариат осознавал противоположность своих интересов и интересов буржуазии.

Колониальный гнет болезненно ощущался самыми различными слоями индонезийского народа — пролетариатом, лишенными земли крестьянами, национальной буржуазией, осо­бенно мелкой буржуазией, и интеллигенцией. Все это создавало условия для образования ши­рокого антиимпериалистического фронта, для объединения под знаменем национально-осво­бодительной борьбы представителей различных классов.

Русская революция 1905 г. и особенно Ве­ликая Октябрьская социалистическая револю­ция оказали сильное влияние на развитие национально-освободительного движения в Ин­донезии. 20 мая 1908 г. была создана первая ин­донезийская национальная организация, возвестившая  начало   развития  национального   дви­жения.

23 мая 1920 г. возникла Коммунистическая партия Индонезии.

Победа Советского Союза над фашистскими полчищами в Великую Отечественную войну и разгром японских милитаристов создали благо­приятные международные условия для успеш­ной борьбы индонезийского и других угнетен­ных народов за свое освобождение. В борь­бе против японских оккупантов, захвативших страну в 1942 г., в Индонезии сложился ан­тиимпериалистический единый Национальный фронт. В нем участвовали крестьяне, рабочие, национальная буржуазия, представители ин­теллигенции. Руководство этим фронтом ока­залось в руках буржуазии и мелкобуржуазных элементов во главе с Сукарно и Хатта.

В 10 часов утра 17 августа 1945 г. была обна­родована Декларация независимости. В ней говорилось: «Мы, индонезийская нация, настоя­щим провозглашаем независимость Индонезии. Вопросы, связанные с передачей власти, и дру­гие проблемы будут тщательным образом изучены и решены в кратчайший срок». Эта дек­ларация положила конец 350-летнему коло­ниальному гнету и возвестила о рождении но­вого суверенного государства — Республики Индонезия.

Молодому индонезийскому государству предстояло решить много проблем. Их можно свести к двум главным — укреплению завоеванного в долгой борьбе политического сувере­нитета и ликвидации экономического засилья колонизаторов в экономике.

История независимой Индонезии — это путь непрерывной борьбы и постоянных суровых ис­пытаний. Трудности молодого государства усу­гублялись тем обстоятельством, что к моменту его провозглашения единая индонезийская на­ция еще не сложилась. Проводимая колониза­торами политика разделения и натравливания друг на друга различных народов обусловила не только сохранение патриархальных отноше­ний, но и изолированное развитие отдельных народностей на островах.

Индонезийский народ состоит из более чем ста этнических групп. Наиболее многочислен­ные из них — яванцы, сунданцы и мадурцы (остров Ява), минангкабау и батаки (остров Суматра), даяки (остров Калимантан), а также малайцы и китайцы. Даже живущие на одном острове яванцы, сунданцы и мадурцы говорят на разных языках и не понимают друг друга. В наши дни самое широкое распространение получил государственный язык страны —бахаса индонесиа (индонезийский язык). Он начал складываться еще в средние века на основе не­скольких малайских диалектов Суматры и Малакки.

Распространение бахаса индонесиа по всем островам связано с процессом образования на­ции: общий национальный язык олицетворяет

единство всех индонезийцев, его иногда называют цементом единства.

В   годы   господства   колонизаторов  индонезийский народ был обречен на культурную отсталость и неграмотность. Независимая Индо­незия с первых же дней повела решительную борьбу за повышение культуры. В стране резко возросло число грамотных. Теперь умеет чи­тать и писать свыше 70% населения. В средних школах (в них три ступени и 12-летнее обу­чение) учится свыше 16 млн. мальчиков и де­вочек (при голландцах в школах обучалось 750 тыс.). Пока еще не хватает школьных поме­щений и учителей, а поэтому не все дети могут учиться. Республика Индонезия приступила к подготовке своих кадров высшей квалифи­кации. В 22 государственных институтах и уни­верситетах в 1965 г. учились 100 тыс. будущих педагогов, врачей, агрономов, инженеров и дру­гих специалистов, необходимых стране.

Во внешней политике молодая Индонезий­ская республика заняла антиимпериалистиче­скую позицию.

В апреле 1955 г. в Бандунге состоялась кон­ференция 29 стран Азии и Африки. Ее работа была посвящена борьбе с колониализмом, за национальную независимость, за мир и мирное сосуществование государств. С Советским Сою­зом Индонезия установила дружеские отноше­ния. СССР оказал ей большую экономическую помощь: в счет долгосрочного кредита Индоне­зия получила много сельскохозяйственных ма­шин; советские специалисты помогали строить заводы, электростанции, прокладывать шос­сейные дороги, организовывать образцовые госу­дарственные рисоводческие хозяйства.

Разобщенность народностей, населяющих индонезийские острова, привела к сохранению отсталых укладов хозяйства. Подавляющее большинство населения занято плужным земле­делием. Отдельные группы батаков, большин­ство даяков, а также представители народ­ностей, живущих в центральных районах Сулавеси и других островов, занимаются охотой и подсечно-огневым земледелием. И наконец, немногочисленные группы в Западном Ириане и на других островах до недавнего прошлого добывали себе средства к существованию охо­той и собирательством.

Империалисты и внутренняя реакция при­ложили все усилия, чтобы помешать индоне­зийскому народу преодолеть тяжелое наследие колониального прошлого. Вплоть до 1949 г. индонезийские патриоты с оружием в руках боролись против английских интервентов и голландских поработителей. Когда индонезий­цы отстояли свое национальное государство, империалисты сделали ставку на крупную бур­жуазию и феодальных помещиков Индонезии. Колонизаторы натравливали одну часть насе­ления на другую, организовывали мятежи.

В борьбе за сохранение единого государства сплотились рабочие, крестьяне, большинство политических партий и основная часть армии. Общими усилиями им удалось к лету 1961 г. разгромить мятежников, а к 1 мая 1963 г. до­биться освобождения от колониальной зависи­мости и воссоединения территории Западного Ириана (западной части острова Новая Гви­нея).

Индонезийский народ добился значитель­ного сокращения позиций империалистических держав в экономике страны. Инициатором на­ступления на иностранный капитал в народном хозяйстве выступил рабочий класс. 3 декабря 1957 г. представители профсоюза портовых ра­бочих и моряков в Джакарте взяли под свой контроль главную контору крупнейшей гол­ландской судоходной компании КПМ. Иму­щество ее объявили собственностью республики.

Трудящиеся Индонезии к августу 1965 г. добились передачи под контроль правительства свыше 90% собственности иностранных капи­талистов.

Результатами антиимпериалистической борь­бы рабочего класса воспользовалась индо­незийская буржуазия. Она оттеснила предста­вителей рабочих от руководства национализи­рованными предприятиями и пыталась даже захватить их в свою собственность. Когда же ей это не удалось, она превратила государст­венные предприятия в источник личного обо­гащения.

Для политики Индонезии начала 60-х годов был характерен разрыв между революционны­ми заявлениями руководителей правительства и правой, даже контрреволюционной практи­кой. Так, например, наряду с заявлениями, что в стране будет строиться общество, свободное от эксплуатации человека человеком, издава­лись законы, запрещающие рабочим бороться за демократические права и улучшение мате­риального положения. К этому времени нацио­нальная буржуазия, используя находившийся в ее распоряжении аппарат государственной власти, значительно укрепила свои эконо­мические позиции и в дальнейшем развитии революции видела угрозу своим классовым интересам.

Правящая национальная буржуазия заявляла на словах о своей решимости ликвидировать остатки феодализма, но ничего не сделала для решения в интересах крестьян аграрного вопроса.

Индонезия — сельскохозяйственная страна. Из 110 млн. человек, живущих в стране, почти 75 млн. занято в сельском хозяйстве. Особую остроту аграрной проблеме в Индонезии придает то обстоятельство, что на Яве, занимающей 1/25 территории республики, сосредоточено более 2/3 населения и почти 70% рисовых полей.

Рис — основная продовольственная культура. Благодаря вечному лету индонезийские крестьяне могут выращивать его круглый год. Когда перед Джакартой самолет снижается, видишь типичную для этих мест картину — рисовые поля, среди которых возвышаются отдельные группы кокосовых пальм. На одних полях стоят миниатюрные, аккуратные снопики уже собранного риса, на других рис колосится, на третьих из пазухи растения только показывается метелка-соцветие, над водной гладью четвертых торчат тоненькие стрелки рассады. А рядом участки, покрытые липкой грязью, которые крестьяне обрабатывают с помощью буйволов. Тракторов и других сельскохозяйственных машин в Индонезии очень мало.

Яванцы обычно живут в небольших дерев­нях (деса). Свои дома они сооружают непосред­ственно на земле в отличие от большинства других народов Индонезии, которые строят дома на сваях. Как правило, это легкие, бамбуковые строения, состоящие из двух-трех комнат. Окон в таком доме нет.

Одеваются яванцы в длинные брюки, поверх которых от талии до колен навертывается кусок батиковой ткани — саронг. У талии он поддер­живается широким поясом. Поверх саронга надевается куртка. Голову покрывают батиковым платком или надевают черную бархатную

шапочку. В деревнях, как правило, все ходят босиком.

Индонезийский крестьянин трудится на сво­ем клочке земли от зари до зари, тщательно ухаживая за каждым стебельком. И если Индо­незии до сих пор приходится ввозить почти половину необходимого продовольствия, то главная причина этого заключается в беззе­мелье и малоземелье крестьян. В различных районах от 40 до 95% посевной площади — соб­ственность помещиков и кулаков. Около 65% крестьян совсем не имеют земли.

При поддержке рабочего класса крестьяне сумели добиться принятия правительством за­конов, которые могли бы при их осуществлении привести к некоторому улучшению жизни в деревне. Так, в 1960 г. парламент ограничил арендную плату, уплачиваемую помещику за пользование его землей, 50% урожая. Другой закон запретил владеть землей иностранцам и ограничил размер землевладения помещика 20 га. Излишки земли должны были выкупаться у помещиков государством и продаваться по доступным ценам крестьянам. Помещики при поддержке реакционных элементов оказали яростное сопротивление проведению этих зако­нов. Они скрывали излишки земли, всячески тормозили осуществление реформы. Против крестьян была организована кампания террора: сформированные черные банды убивали дере­венских активистов, уничтожали посевы и от­бирали земли у крестьян, которые получили ее по новому закону.

Коррупция (продажность чиновников) в го­сударственном аппарате, подрывная деятель­ность буржуазии на государственных пред­приятиях и плантациях, нерешенность аграр­ной проблемы, инфляция (обесценение бумаж­ных денег) увеличили экономические трудности в стране. По официальным данным, в 1965 г. использовалось лишь 35% производственных мощностей предприятий. Резко возросла стои­мость жизни и упала реальная зарплата трудя­щихся.

Недовольство народа экономической поли­тикой правительства использовали правые реак­ционные силы. Под предлогом подавления по­пытки государственного переворота 30 сентября 1965 г. они встали на путь открытой кровавой расправы с прогрессивными силами. Главный удар был нанесен по компартии и другим про­грессивным организациям. Физическое уничто­жение и отстранение от участия в политической и хозяйственной жизни сотен тысяч патриотов еще больше усилили хаос в экономике, привели к ухудшению и без того тяжелого положения трудящихся.

Ослабленная политически и экономически, Республика Индонезия уже не в состоянии ока­зывать должного сопротивления новому на­тиску империалистических держав.

Неоколонизаторы стремились восстановить свои позиции в стране, они добились принятия закона, открывающего широкий доступ в индонезийскую экономику иностранному ка­питалу.    





 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017