. Возрождение в Англии. Вильям Шекспир
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Возрождение в Англии. Вильям Шекспир

Возрождение в Англии.

Четыреста лет назад путешествие даже из города в город, не говоря уже о путешествии из страны в страну, было делом долгим и опас­ным. Новости распространялись с той скоро­стью, с какой по дороге бредет пешеход или скачет всадник. И все-таки уже тогда в раз­витии культуры происходили события, кото­рые стремительно перешагивали через границы стран. Их не могли остановить ни реки, ни го­ры. Важнейшие из этих событий были связаны с тем, что издавна принято называть эпохойВозрождения. В Англии эпоха Возрождения началась несколько позже, чем в Италии, и у нее были здесь свои важные отличия.

Время это было в Англии трудным и крова­вым. Внутри страны шла борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния папского Рима. Англия воевала с Испанией, оберегавшей во всей Европе власть католи­цизма. В знаменитом морском сражении анг­лийский флот разбил испанские корабли. Борь­ба с Испанией вызвала в стране большой подъем. Народ надеялся, что после избавления от подати, которую приходилось платить католи­ческой церкви, и после разгрома Испании — самого злого внешнего врага — станет легче жить. Но этого не случилось. Английские по­мещики сгоняли крестьян с их земель — им нужны были пастбища для овец, а овцы им были нужны потому, что рост промышленности вызвал огромный спрос на шерсть. Согнанные с земель, крестьяне превратились в нищих и бро­дяг. «Овцы сожрали людей»,— говорил совре­менник.

Так же как в Италии, в Англии первыми, кто стал выражать в своих книгах мысли и чув­ства нового времени, были гуманисты. Они не могли говорить лишь о том, как прекрасно быть человеком; они видели, как мучается человек в Англии. В начале XVI в. появилась книга первого великого гуманиста Англии Томаса Мора — «Утопия». Томас Мор напи­сал о жестокости законов, направленных про­тив бедных, о бессмысленности захватниче­ских войн, о несправедливости общественного устройства. До него никто не осмеливался так прямо говорить правду. Но он не удовлетво­рился критикой современного ему общества, он описал в своей книге придуманный им ост­ров Утопию — общество будущего, где царят справедливость, равноправие, изобилие. Кни­га Томаса Мора оказала большое влияние не только на его современников, но и на развитие коммунистических идей в будущем.

В эпоху Возрождения в Англии было много талантливых поэтов. Они создавали произве­дения о любви, о дружбе, о красоте окружаю­щего мира.

Но сильнее всего идеи Возрождения в Анг­лии воплотились на сценах театров. Философ­ские взгляды гуманистов, влияние итальянского Возрождения слились в спектаклях с об­разами английского народного искусства. В ан­глийском театре того времени работала боль­шая группа талантливых драматургов — Грин, Марло, Кид. Их обычно называют предшест­венниками великого Шекспира, творчество кото­рого вобрало в себя и развило все лучшее, что было у них.

ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР

(1564-1616)

О жизни Шекспира мы знаем мало. Шекс­пир не писал воспоминаний и не вел дневника. Рукописи его пьес утеряны. Те немногие клоч­ки бумаги, на которых сохранилось несколько строк, написанных рукой самого Шекспира, или просто стоит его подпись, считаются ред­чайшими историческими ценностями.

Многие поколения ученых, в том числе рус­ских и советских, неутомимо и упорно, по крупинке собирали данные о жизни Шекспира, сопоставляли их, сравнивали, строили догадки и проверяли их.

Нужно было положить бесконечно много труда, чтобы мы могли прочитать теперь о Шекспире то, что должен знать о нем каждый образованный человек.

Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 г. в маленьком английском городе Стратфорде, расположенном на реке Эйвон. Его отец был ремесленником и купцом. Когда Шекспиру было немногим более двадцати лет, он отпра­вился в Лондон. Оказавшись в большом городе без средств, без друзей и знакомых, Шекспир, как утверждает предание, зарабатывал первое время на жизнь тем, что караулил около теат­ра лошадей, на которых приезжали знатные господа. Позже — это известно достоверно — Шекспир стал служить в самом театре: следил, чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписывал роли, заменял суфлера — словом, хорошо узнал закулисную жизнь театра.

Потом Шекспиру начали поручать малень­кие роли в театре. Большим актером он не стал, но так метко высказывался в своих пьесах об актерском искусстве, а главное, так мастерски строил свои пьесы, что это свидетель­ствовало о поразительном знании сцены.

Шекспир писал не только пьесы. Его сти­хотворения — сонеты пленяли современников и продолжают пленять потомков силой чувств, глубиной мысли, изяществом формы. На рус­ский язык шекспировские сонеты замечательно перевел Самуил Яковлевич Маршак.

Но главным делом Шекспира, страстью всей его жизни было создание пьес.

Ликующая радость жизни, прославле­ние здорового, сильного, отважного, ярко чув­ствующего, смело думающего человека — вот основное в первых пьесах Шекспира — коме­диях: «Укрощение строптивой», «Комедия оши­бок», «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Как вам это понра­вится», «Двенадцатая ночь» (1593—1600). В них выражена важная для эпохи Возрождения мысль: о человеке нужно судить не по платью, не по званию, не по сословию и богатству, а по его уму, отваге, благородству.

В пьесе «Два веронца» Шекспир прослав­ляет постоянство в дружбе, верность в любви, мужество, готовность отстоять свое счастье в борьбе. Действие многих своих пьес, особен­но ранних, Шекспир переносит в Италию, кото­рая была родиной гуманизма, а сюжеты охотно заимствует из произведений итальянских писа­телей эпохи Возрождения.

Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же сказочно-веселую и волшебную, как «Сон в летнюю ночь». Поэтическое воображение Шекспира породило в ней образы Горчичного Зернышка, Паутинки, Мотылька, близкие к ге­роям народных сказок. Их участие в судьбе влюбленных приводит к счастливой развязке.

Но в ту жестокую эпоху гуманистическим идеям Возрождения не суждено было побе­дить. Шекспир с горечью ощущает это. В сле­дующих пьесах он изображает столкновение идеалов Возрождения с действительностью, и краски этих пьес становятся мрачнее. В твор­честве Шекспира начинает звучать тема гибели особенно дорогих ему героев, воплощающих светлые гуманистические идеи.

Юные Ромео и Джульетта — герои пер­вой великой трагедии Шекспира (1597) — пла­менно любят друг друга. Но их любовь натал­кивается на непреодолимую преграду — ста­ринную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми предрассудками Ромео и Джу­льетта гибнут. Однако в их любви, которая не пожелала мириться с предубеждениями ста­рины, заключена высокая нравственная победа.

Театр, где работал Шекспир и где шли его пьесы, был похож на круглый загон под откры­тым небом. Часами стояли в тесном загоне сол­даты, рыбаки, ремесленники, торговцы, школя­ры, не отрываясь смотрели на сцену, в напря­женной тишине слушали речи героев.

Что же заставляло простых лондонцев ва­лить толпой в этот театр, например, на пред­ставление шекспировского «Юлия Цезаря»?

Они видели на сцене властолюбивого пра­вителя, покорившего Рим, его прежних дру­зей — республиканцев, составивших против не­го заговор, развитие и неудачу этого заговора. Лондонцы недавно пережили борьбу двух ко­ролев — Елизаветы и Марии Стюарт (для Марии эта борьба окончилась плахой). Они чувствовали в воздухе дымок новых смут и заговоров. Они ощущали в пьесе горячее дыхание страстей свое­го времени. И может быть, некоторые из них смутно догадывались, что не диктатор Цезарь, прославленный и возвеличенный историей, а Брут, терпящий поражение, погибающий, но несогласный мириться с рабством, настоящий герой этой трагедии!

После постановки «Юлия Цезаря», с 1601 по 1608 г., Шекспир создал самые великие тра­гедии: «Гамлет», «Король Лир», «Макбет» и «Отелло».

Датский, принц Гамлет горько скорбит об умершем отце. Но вдруг он с ужасом узнает, что отец не умер, а убит. Убийца — родной брат убитого, дядя Гамлета — не только уна­следовал престол покойного короля, но и же­нился на его вдове — матери Гамлета. Гамлет вначале обличает лицемерие коронованного преступника, а затем мстит ему за смерть отца. Но это только внешние события пьесы.

Сложны и трудны раздумья благородного Гамлета о порочном королевском дворе, о лжи, таящейся в дворцовых стенах, о природе зла, о болезнях, которыми поражен век. Нелегко кратко пересказать, а тем более истолковать эту трагедию Шекспира. Если собрать вместе все статьи и книги на разных языках мира, посвященные этой пьесе, из них можно соста­вить большую библиотеку.

Некоторые видели в Гамлете прежде всего нерешительность, слабость, колебания. Так возникло выражение гамлетизм. Его употреб­ляли, когда хотели сказать о мучительной раздвоенности человека, который осознал свой долг, но не мог решиться на действие. Другие писатели, философы, актеры не соглашались считать Гамлета слабым человеком.

Одно из наиболее глубоких истолкований образа Гамлета принадлежит великому русскому критику В. Г. Белинскому. Белинский писал о Гамлете: «Это душа, рожденная для доб­ра и еще в первый раз увидев­шая зло во всей его гнусности». Одиночество Гамлета — это одиночество человека, который опередил свое время, находится с ним в трагическом разладе и потому погибает.

Погибает и благородный мавр Отелло — герой другой трагедии Шекспира. Отелло казнит себя за то, что открыл свою душу Яго, оклеветавшему его жену Дездемону. Но гибель Отелло — это победа его веры в человека. Отелло умирает с сознанием, что Дездемона не­виновна. Его вера в нее и вера в людей торжествует. Зловещую фигуру короля-убийцы, захва­тившего власть в свои руки ценой кровавого злодеяния, рисует Шекспир в трагедии «Мак­бет». В «Короле Лире» он изображает, как уро­дуют человеческую душу деспотизм и безгра­ничное самовластие. Только испытав на себе ужас зависимости от тиранов, король Лир перед смертью становится настоящим челове­ком.

Жизнь Шекспира была небогата значитель­ными событиями. Военные и политические бу­ри проносились над Европой. Англия вела войны, выигрывала морские сражения. Состав­лялись и рушились заговоры. А Шекспир не принимал участия ни в одном из этих событий. Он писал пьесы. Английские корабли бороз­дили далекие моря и открывали неведомые зем­ли. А Шекспир переезжал только с одного берега Темзы на другой да иногда совершал поездку в родной Стратфорд, чтобы, вернув­шись в Лондон, снова взяться за перо.

Но не было такого чувства, такой судьбы, таких потрясений, которых Шекспир не пере­жил бы, создавая свои наполненные дыханием современности и бессмертными мыслями пьесы!

Самые дорогие Шекспиру герои этих пьес гибнут, сталкиваясь с непреодолимым для них злом, но побеждают не их враги, побеждает вера в человека, в его ум и душу, вера в право и долг восставать против всего, что несет людям горе, порабощает их, искажает их жизнь и чув­ства.

Характеры людей и обстоятельства, в ко­торых они действуют, изображены Шекспи­ром во всей сложности и глубине чувств, в дви­жении, в развитии, в переменах. Они — созда­ния великого и зоркого художника, знавшего, как сложна и многообразна жизнь и правдиво ее изображавшего.

В последние годы творчества Шекспира (1608—1612) его пьесы приобретают иной ха­рактер. Они несколько удаляются от реальной жизни. В них начинают звучать фантасти­ческие мотивы.

Но и в этих пьесах: «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря» — Шекспир осуждает деспотизм и своевластие, встает на защиту дорогих ему идеалов, прославляет силу любви, веру в лучшие побуждения человека, утверж­дает естественное равенство всех людей. Вос­клицание героя одной из этих пьес: «Как пре­красно человечество!» — может служить зна­менем эпохи Возрождения, подарившей миру Шекспира.

В 1612 г. Шекспир написал свою последнюю пьесу — «Буря». Вскоре он оставил театр, а в 1616 г., в день, когда ему исполнилось 52 года, умер. Шекспир был похоронен в церкви род­ного Стратфорда. Сюда до сих пор со всех кон­цов мира приезжают почитатели его таланта, чтобы поклониться могиле великого драматур­га, посетить дом, где он жил, посмотреть его пьесы в Стратфордском мемориальном театре.

После смерти Шекспира нашлись люди, которые стали утверждать, что Шекспир не был Шекспиром, что скромный актер не мог написать тех пьес, которые и при его жизни, и после смерти были известны как творения Шекспира. Эти люди хотели во что бы то ни стало доказать, что сын простого англичанина, выходец из народа не мог быть гениальным драматургом.

Каких только знатных вельмож не называли они авторами пьес Шекспира! К каким только «доказательствам» не прибегали в этом стрем­лении!

Понадобилось немало времени и труда, что­бы опровергнуть все это и доказать, что проис­хождение Шекспира, его близость к народу не помешали, а помогли ему создать то, чем гор­дится все человечество.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ