Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Жан Жак Руссо

(1712—1778)

Сын бедного часовщика, Руссо уже мальчи­ком самостоятельно зарабатывал свой хлеб. Он скитался в поисках работы по дорогам Швейцарии и Франции, сменил немало профес­сий: был писцом, клерком у нотариуса, подруч­ным у гравера, позднее — учителем музыки и даже секретарем посольства. Когда Руссо в 1741 г. появился в Париже и, сблизившись с просветителями, принял участие в работе над «Энциклопедией», он был зрелым челове­ком с огромным жизненным опытом. Широкую известность его имя приобрело в 1749 г., когда он написал рассуждение на тему, предложен­ную Академией города Дижона,—«Способство­вало ли развитие наук и искусств улучшению нравов?». Руссо неожиданно и очень решитель­но ответил: «Нет!»

Для просветителя, сотрудника «Энциклопе­дии» это был странный ответ. Но уже в этом первом трактате Руссо высказал свою главную идею, разработке которой посвятил всю жизнь: «естественный человек» прекрасен и добр, обще­ственное неравенство губит его; науки и искус­ства только укрепляют это неравенство, «украшают гирляндами цветов железные цепи, сковывающие людей, заглушают присущее лю­дям сознание исконной свободы, для которой они, казалось, были рождены, заставляют их любить свое рабство». Эти мысли Руссо развил во втором трактате — «О происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), где он осудил собственность, деление на бога­тых и бедных. Оба сочинения отрицали старый социальный строй. Программу нового порядка Руссо дал в «Общественном договоре» (1762), где призвал к созданию народного, гражданского государства, основанного на равенстве. Ло­зунг «Свобода, равенство, братство», выдвину­тый французскими революционерами, был взят из произведений Руссо.

В 1761 г. вышел роман Руссо в письмах «Юлия, или Новая Элоиза», в котором он, повествуя о любви двух неравных в социальном отношении молодых людей — дочери дворяни­на Юлии и бедного разночинца учителя Сен-Пре, превозносит чувство любви, осуждает уродливое, лицемерное общество и его пред­рассудки.

Годом позднее Руссо написал другой роман — «Эмиль, или О воспитании» (1762), в котором говорится, как следует воспитывать истинного человека и гражданина. С точки зре­ния Руссо, педагог должен заниматься не толь­ко обучением и образованием ребенка, но преж­де всего развитием его природных свойств, которые всегда прекрасны: «Природа не создает ни принцев, ни богачей, ни вельмож». Роман: «Эмиль» сожгли, Руссо приговорили к аресту. Но он бежал из Парижа в Швейцарию. Однако здесь все повторилось: в Женеве книгу «Эмиль» тоже сожгли и Руссо снова пришлось спасаться от ареста.

Найдя убежище в Англии, он создал по­следнее большое произведение — «Исповедь» (1766—1770), в котором рассказал о своей жизни, не утаивая дурных поступков и не бахвалясь хорошими. Он хотел раскрыть перед современниками душу, показав им высокую ценность не великого человека, не гения, а не­повторимой, единственной в своем роде чело­веческой личности. Руссо в «Исповеди» остал­ся верен своим идеям: величайшая на земле ценность — Человек, утверждает он и «Испо­ведью», и всем своим творчеством; ценен чело­век, который рождается Человеком, а не вель­можей или крестьянином. Эти идеи Руссо подхватили революционеры, они легли в основу принятой французским Конвентом «Деклара­ции прав человека и гражданина».





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017