. Фридрих Шиллер
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Фридрих Шиллер

Фридрих Шиллер

(1759-1805)

Творчество Фридриха Шиллера проникнуто ненавистью к феодализму и бунтарством, ха­рактерным для представителей литературного течения «Буря и натиск».

Выдающийся немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер родился в семье бедного фельдшера. Восемь горестных лет провел он в военной академии, закрытом учебном заве­дении. Из этого «питомника рабов» Шиллер, тайно читавший Руссо, Лессинга, Гёте, вынес жгучую ненависть к деспотизму и несправед­ливости и страстную любовь к свободе.

По окончании академии, где он изучал ме­дицину, Шиллер вынужден был принять нищен­ски оплачиваемую должность врача в воен­ном гарнизоне. Но он мечтал посвятить себя литературе. И вот мечта его, кажется, осущест­вилась: «Разбойников», написанных еще в ака­демии, поставил известный мангеймский театр. Заранее зная, что в отпуске ему откажут, Шил­лер тайно отправился в неподвластный герцогу город Мангейм, чтобы увидеть на сцене свою трагедию.

Взволнованно смотрел он спектакль. Восторг публики превзошел все ожидания. Очевидец рассказывает: «Театр напоминал сумасшедший дом: сверкающие глаза, сжатые кулаки, хрип­лые крики в зрительном зале. Незнакомые люди в слезах бросались в объятия друг другу». На устах у всех было одно, до того дня почти неизвестное имя — Фридрих Шиллер.

Счастливый, полный новых планов, вер­нулся Шиллер в гарнизон и сразу же упал с небес на землю: за самовольную отлучку его отправили на две недели в карцер. Там он принял решение и в осеннюю ночь 1782 г. бежал из герцогства. С этого момента начина­ются годы скитаний, нужды и вместе с тем упорного творческого труда.

«Разбойники» (1781) — революционная тра­гедия, о чем нас предупреждает и эпиграф к ней: «Против тиранов». Главный герой ее Карл фон Моор не обычный разбойник, а борец за свободу родины. Но трагедия его в том, что он вождь без масс: народ не поддерживает его, товарищи не понимают его высоких устремле­ний, поэтому бунт Карла с самого начала обре­чен на провал.

Трагедия «Коварство и любовь» (1784) на­правлена против сословного неравенства и дес­потизма. В ней Шиллер рассказал трагическую историю любви Фердинанда фон Вальтера и Луизы Миллер. Стремясь разлучить любящих, отец Фердинанда, президент фон Вальтер, пуска­ет в ход свою власть и силу и доводит обоих героев до гибели. Сюжет сам по себе не новый, но Шиллер сумел поднять его до высоты поли­тической трагедии.

Во главе своры титулованных злодеев в пье­се стоит мрачная фигура герцога, правителя маленькой деспотии. Герцог не появляется на сцене, но зритель отчетливо ощущает его злую волю. Семь тысяч солдат, проданных им ино­странной державе как пушечное мясо, не вы­мысел автора, а страшная правда, одно из обычных в то время злодеяний титулованных преступников.

Оставаясь верным своим республиканским идеалам, Шиллер безуспешно пытается найти мирные пути их осуществления.

Начало Великой французской революции. 1789 г. Шиллер встретил сочувственно, но радость его вскоре сменилась страхом перед революционным террором периода якобинской диктатуры. Любопытно, что в то время, когда Шиллер гневно порицал революцию за ее же­стокость, французский Конвент на одном из своих заседаний присвоил автору «Разбойников» высокое звание гражданина Французской рес­публики.

И все же революция 1789 г. оказала на Шиллера значительное влияние. Именно благо­даря ей он обратился к созданию исторических драм, в которых показал, что судьба героев определяется не страстями мятежных одиночек, а объективной исторической необходимостью. Годы зрелости драматурга отмечены созда­нием замечательных исторических драм: «Ма­рия Стюарт», «Орлеанская дева», трилогия о Валленштейне.

Пьесы Шиллера исполнены пафоса, особенно в ранние годы. В уста главных героев он вкла­дывает программные речи. Таков Карл Моор, Фердинанд, а также маркиз Поза в «Доне Карлосе». В поздних драмах, не утрачивая страст­ности своего пафоса, Шиллер с шекспировской силой изображает исторический фон, развер­тывает широкую панораму жизни общества. Очень колоритно представлена солдатская масса в первой части «Валленштейна».

Народ является главным действующим лицом в драме «Вильгельм Телль» (1804), изображаю­щей восстание швейцарцев против австрийского ига. Герои ее — пастухи, рыбаки, охотники. Вильгельм Телль лишь один из них. Быстрая смена сцен, появление все новых и новых участ­ников событий создают впечатление, как будто вся Швейцария перед нами — зритель живо ощущает, как нарастает народный гнев, как зреет восстание. В финале меткая стрела Вильгельма Телля кладет конец тирании авст­рийского наместника. «Вильгельм Телль» — могучий поэтический гимн свободе, обретенной в борьбе.

Тяжелая болезнь легких преждевременно свела Шиллера в могилу. В час смерти на пись­менном столе поэта лежали листы незакончен­ной трагедии из русской истории — о Дмитрии Самозванце.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ