Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Писатели Англии. Джордж Байрон

В английской литературе конца XVIII— начала XIX в. возникло новое течение — ро­мантизм. В лиро-эпических поэмах и лириче­ских драмах Байрона и Шелли предстали обра­зы невиданных ранее романтических героев — бунтарей против несправедливых обществен­ных порядков, людей горячего сердца, бурных, титанических страстей.

В этих произведениях были глубокие раз­думья о судьбах человечества.

ДЖОРДЖ БАЙРОН (1788—1824)

Джордж Гордон Байрон родился за год до французской революции, но его творче­ская жизнь совпала с годами реакции, кото­рая пыталась вытравить из памяти людей идеи свободы, равенства и братства, провозглашен­ные революционным французским народом. Однако сопротивление демократических сил непрерывно усиливалось. Волна национально-освободительного движения разливалась по странам Европейского континента; в самой Англии ширились стихийные выступления луддитов разрушителей машин. Поэтический гений Байрона, зачинателя английского революционного романтизма, созрел в бурной атмосфере эпохи. Голос поэта зазвучал как мятежный призыв не мириться с действитель­ностью. С самого начала своей творческой дея­тельности Байрон призывал к борьбе в лирических стихах, в лиро-эпической поэме «Палом­ничество Чайльд Гарольда», в политической речи в защиту луддитов, которую он произнес зимой 1812 г. в палате лордов. Правящие клас­сы Англии злобно травили его за критику, и в 1816 г. он вынужден был навсегда покинуть родину. Поселившись в Италии, Байрон примкнул к тайной революционной орга­низации итальянских патриотов — карбонариев.

Они задумали осво­бодить свою страну от австрий­ского ига, но в 1821 г. потерпели поражение. Летом 1823 г. Байрон отправился в Грецию, чтобы при­нять участие в борьбе греческого народа против владычества турок. Поэт и умер в Греции, и ее на­род оплакал Байрона как своего национального героя.

В «Паломничестве Чайльд Га­рольда» (первые две песни—1812 г., третья—1816г., четвертая—1818г.) Байрон, обличая реакцию, про­славлял народы Испании, Италии, Греции, которые сражались за свое освобождение от власти чужезем­цев. Он вдохновлял на борьбу тех, кто медлил взяться за оружие. Чайльд Гарольд, герой поэмы, разочарованный в светском обще­стве, многими чертами был близок своему создателю.

В Гяуре, Корсаре, Ларе — романтических героях одноимен­ных «Восточных поэм» (1813— 1816) Байрона — нетрудно узнать, по словам В. Г. Белинского, «ко­лоссальную, гордую и непреклон­ную личность» самого поэта. Эти герои порвали с ненавистным об­ществом, стали изгнанниками, найдя пристанище на лоне роскошной экзотиче­ской природы. Им свойственны бурные стра­сти. Их гордость, воля, стремление к свободе неукротимы. Они ни перед кем не склонят го­ловы. Подобные герои захватывали воображе­ние современников Байрона, которые видели в них борцов за освобождение человеческой личности. Автор «Восточных поэм», по выра­жению А. С. Пушкина, надолго стал признан­ным «властителем дум».

В образах романтических героев — стра­дальца Бонивара, заточенного в Шильонский замок за республиканские убеждения (поэма «Шильонский узник», 1816), трагически одино­кого Манфреда (драматическая поэма «Манфред», 1817), богоборца Каина (драматическая поэма «Каин», 1821) — Байрон славил чело­веческий разум и волю, мужество бунтарей, восстающих против земных порядков или же против законов самой вселенной.

В поэзии Байрона раскрылось богатство его души, исполненной гражданских чувств, взволнованной глубокими страстями, востор­гом перед красотой искусства и природы.

Незаконченный стихотворный роман «Дон-Жуан» (1818—1823) Пушкин считал шедевром Байрона, а Гёте — «безгранично гениальным произведением». Юный Дон-Жуан ничем не похож на прежних романтических героев — он самый обыкновенный человек. Его многочис­ленные приключения в разных странах дают Байрону повод для критики общественной и политической жизни Европы, поэтому лириче­ские отступления порой совсем заслоняют по­вествование о жизни героя. Байрон — лирик, воспевающий поэтическую любовь Жуана и Гайдэ, выражающий собственные чувства и мы­сли о жизни и нравах людей, о природе; он и сатирик, осмеивающий торгашество, лице­мерие, ханжество, бичующий душителей свобо­ды — реакционных правителей европейских го­сударств, Байрон писал:

Я возглашаю: камни научу я

Громить тиранов!

Пусть не говорит

Никто, что льстил я тронам!

Вам кричу я: —

Потомки!

Мир в оковах рабской тьмы,

Таким, как был он, показали мы!

(«Дон-Жуан», перевод Т. Гнедич.)

Общественное значение творчества Байрона, по мнению Белинского, в том, что поэт стре­мился «не столько к изображению современ­ного человечества, сколько к суду над его про­шедшею и настоящею историею».





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017