. Писатели Франции. Виктор Гюго
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Писатели Франции. Виктор Гюго

Писатели Франции. Виктор Гюго

В XIX в. во Франции, как и в других стра­нах Европы, литература вступила в новый пе­риод развития. Активность народных масс и значительный прогресс в просвещении привели в прошлом столетии к тому, что произведения передовых художников зазвучали как «звонкое эхо» эпохи, по выражению Гюго.

ВИКТОР ГЮГО (1802—1885)

Большую роль во французской литературе сыграл прогрессивный романтик Виктор Гюго. В своем творчестве он обращался непосред­ственно к народу, в его среде находил своих героев (Квазимодо, Эсмеральда, Жан Вальжан, Гаврош). Он первым широко использовал нелитературный язык улицы, ввел в свои пьесы, несмотря на то что они написаны стихами, разговорные обороты.

Вслед за социалистом-утопистом Сен-Симоном (1760—1825) Гюго утверждал, что обще­ство должно охранять не наследственные права аристократии, а гражданские права трудяще­гося человека. Выступая в защиту отверженных, обездоленных, Гюго обличал несправед­ливость буржуазных законов.

В 1822 г. появляется первый сборник Гюго «Оды и другие стихотворения». В 1826 г. — «Оды и баллады», в 1829 г.— сборник «Восточ­ные мотивы».

Социальные идеи Гюго, его демократизм нашли выражение в повестях «Последний день приговоренного к казни» (1829), «Клод Ге» (1832). Как отмечал сам автор, они могли «по­служить введением к книге, в которой решалась бы великая проблема народа XIX в.».

Важный этан в творчестве Гюго — работа над историческим романом «Собор Парижской богоматери» (1831) и драмами 30-х годов — «Эрнани», «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз». Во всех этих произведениях рас­крывается нравственное величие человека из народа.

Трагическая история Эсмеральды, девушки, выросшей среди цыган и городских бродяг, переплетается в «Соборе Парижской богома­тери» с волнующим рассказом о Париже XV в., с рассказом о господстве церковных догматов и суеверий, о феодальном произволе над людьми.

В отличие от героев литературы XVII и XVIII вв. герои Гюго сочетают в себе противо­речивые качества. Широко пользуясь романти­ческим приемом контрастного изображения (см. ст. «Романтизм и реализм в литературе XIX в.»), иногда сознательно преувеличивая, обращаясь к гротеску как средству характеристики, Гюго противопоставляет духовное и физическое в об­разах своих героев. Горбатый, пугающий своим уродливым обликом звонарь собора Парижской богоматери оказывается способным на любовь, по-детски прекрасную, возвышенную. Сочувст­вуя Квазимодо в его любви к Эсмеральде, мы перестаем замечать его физическое уродство и восхищаемся его душевной красотой.

До сих пор роман поражает нас своими яр­кими красками, контрастами в изображении различных характеров и обстоятельств.

Борьбу со злом, которую вели романти­ческие герои Гюго, продолжал сам писатель в реальной жизни современного ему общества. С глубоким возмущением узнал Гюго — в то время уже депутат Национального собрания — о подготовке монархического государственного переворота Луи Бонапарта в 1851 г. Объяв­ленный вне закона, поэт не побоялся штыков и ружей монархистов, настойчиво и самоотвер­женно призывал народ к восстанию.

После прихода к власти Наполеона III и до самого падения Второй империи Гюго на­ходился в изгнании. На Островах Атлантиче­ского океана (Джерси, Гернсей), где он про­вел девятнадцать лет, Гюго создал книгу сати­рических стихов «Возмездие» (1853), направ­ленную против Наполеона III, замечательные романы «Отверженные» (1862), «Труженики мо­ря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).

В «Отверженных» автор решительно защи­щает право народа на счастье. Роман этот не только история беглого каторжника Жана Вальжана, а прежде всего социальная эпопея, где многогранно освещена проблема народа XIX века. Судьба героя, попавшего на каторгу за попытку украсть для голодающих детей хлеб, вскрывает трагическое несоответствие между «преступлением» Вальжана и наказанием. Пре­ступен не голодающий народ, говорил Гюго, пре­ступно отношение к народу правящих классов.

Стихия революции, свободолюбие народа живут в образе мальчика Гавроша. Вездесущий и неутомимо любопытный, Гаврош, выросший на улице среди нищих и воров, примыкает к восстанию обездоленных. Человечность и от­зывчивость привели его на баррикады. В на­шей памяти он остается воплощением велико­душного народного героизма.

Гюго разделял со своими героями жажду свободолюбия. В 1859 г. он пытался спасти от американского суда приговоренного к смертной казни руководителя освободительной борьбы негров в США Джона Брауна.

Не раз выступал Гюго в защиту националь­но-освободительного движения народов Италии, Крита, Кубы. Вернувшись в 1870 г. во Фран­цию из изгнания, поэт в осажденном пруссака­ми Париже писал стихи во славу коммунаров, воспевал их патриотизм (сб. «Грозный год», 1872). Гюго осудил палачей Парижской комму­ны и за это подвергся преследованиям. Но до конца жизни он остался верен демократическим идеалам.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ