. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. У истоков Русской литературы
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. У истоков Русской литературы

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. У истоков Русской литературы

Русская литература — одна из лучших в мире. Ее произведения глубоки по содержанию. Язык поражает богатством, гибкостью, выра­зительностью. Отчасти это объясняется длитель­ной историей развития русской литературы. Ей без малого тысяча лет. Она старше, чем литература английская, французская и немец­кая. Веками вынашивала она гуманистические темы, совершенствовала выразительные средст­ва, училась наблюдать и отражать жизнь.

Благотворно отразилось на русской литера­туре в начале ее развития содружество с литературой Болгарии. В конце IX и в X в. это была самая передовая страна Европы, после Византии. Во время правления царя Симеона болгарская литература пережила свой «золо­той век». Здесь перевели множество произведе­ний с греческого языка и создали замечательные собственные памятники.

Болгарский язык IX—X вв. (его называют старославянским) очень близок к древнерус­скому. Это позволило перенести на Русь все подлинные и переводные произведения болгар­ской литературы «золотого века». Традиции болгарской литературы восприняли на Руси, как позднее, в XIX и XX вв., традиции рус­ской литературы переняли и продолжили пи­сатели новой Болгарии.

Но, несмотря на близость, языки русский и болгарский все же отличались в древнейшую пору.

Сравните: болгарское «брег» и русское берег; болгарское «врата» и русское ворота; «глас» и голос; «праздный» и порожний и т. д. Со вре­менем в русском языке появились различия в значениях таких сходных слов. Так, болгар­ское «прах» и русское порох обозначали пер­воначально «пыль», но потом и у болгарского и у русского слова появились новые, дополни­тельные значения. Позднее они стали глав­ными и основными: «прах» стало означать останки умершего человека, а «порох» — взрыв­чатое вещество. Появление этих дополнитель­ных значений и оттенков слов обогащало рус­ский язык.

В дальнейшем; Русь расширяет связи с дру­гими народами. Появляется множество новых переводов с греческого, с латинского, с древ­нееврейского. А главное, создаются ориги­нальные русские произведения. Появление соб­ственных литературных произведений на Руси относится ко времени княжения Ярослава Мудрого, а возможно, и его отца Владимира Свя­тославича (X—XI вв.). В это время на Руси складываются даже новые виды литератур­ных произведений, которых не знала ни Болгария, ни Византия.

Одно из самых значительных явлений древ­ней русской литературы — летописи, появив­шиеся уже в первой половине XI в. Неправильно представлять себе русского летописца ста­риком отшельником, как пушкинский Пимен, записывающим из года в год только те события, современником которых он был.

Летописцами становились и старые и молодые, монахи и лю­ди светские. Летопись своих походов и охот вел князь Владимир Мономах в конце XI — начале XII в. Один из дружинников вел лето­пись в Киеве в XII в.

Летописцы стояли в центре политической борьбы своего времени, были своего рода уче­ными. Они добывали исторические документы, разыскивали предшествующие летописи и древ­ние сочинения, соединяли их вместе в хроноло­гическом порядке и дополняли рассказом о со­бытиях последних лет. Так создавались обшир­ные летописные своды. Они охватывают исто­рию не только Руси, но и многих других наро­дов. В составе летописей дошли до нас такие превосходные литературные сочинения, как «Поучение к детям» Владимира Мономаха, «Житие Александра Невского», «Слово о житии и о смерти великого князя Димитрия Донско­го», «Сказание о Мамаевом побоище» (т. е. о Куликовской битве), «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина и многое другое.

Летописи составлялись в каждом крупном городе, а в некоторых городах их вели одновре­менно в нескольких местах. Списков с летописей сохранилось в наших рукописных хранилищах больше тысячи, хотя древние рукописи унич­тожались и во время войн, и при пожарах, и от небрежного хранения. Среди летописей есть краткие и очень большие (например, «Лицевой свод» 60—70-х годов XVI в., в котором десять больших томов и больше 10 000 иллюстраций).

Значение летописей очень велико. Русские люди узнавали из них историю родины, и это крепило их единство в годы феодальной раз­дробленности Руси, поднимало дух в борьбе с татаро-монгольским игом, с польско-швед­скими захватчиками в XVII в. Большое зна­чение имели летописи для формирования рус­ской литературы. Сжато и выразительно напи­санные, они учили наблюдать историческую действительность, находить связь между со­временностью и прошлым, отличать важное и значительное от мелкого и случайного.

Драгоценнейший памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Оно посвящено походу 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев.

На примере неудачи Игоря автор «Слова...» дает урок всем русским князьям, призывает к единению в борьбе с врага­ми. Сохранилось два других рассказа о неудачном походе Игоря Святославича: один — в южных летописях, другой — в северных. Однако летописные рассказы деловиты, стремятся передать как можно больше фак­тов, а «Слово о полку Игореве» поэтично, оно не столько рас­сказывает о походе Игоря, сколько оплакивает неудачу, сетует, скорбит, призывает рус­ских князей соединить свои пол­ки против половцев, отомстить за поруганную Русскую землю. Но и летописи, и «Слово о пол­ку Игореве» опираются на дей­ствительно имевшие место со­бытия, полны искренней, горя­чей любви к родине.

Не менее патриотично и дру­гое произведение, более поздне­го времени,— «Житие Александ­ра Невского», повествующее об обороне Русской земли Алек­сандром Невским, о его побе­дах над шведами на Неве и над немецкими рыцарями на Чуд­ском озере.

А вот произведение совсем другого характера и значитель­но более позднего времени, кон­ца XV в. (1466—1472),— запис­ки тверского купца Афанасия Никитина о его «хождении за три моря», в Индию.

Более трех лет путешество­вал по чужим странам Афана­сий, и все же в конце своей кни­ги он восклицает: «Русская земля да будет бо­гом хранима; боже сохрани! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли и не добры. Да станет Русская земля благо­устроенной и да будет в ней справедливость...»

Кроме летописей, житий, исторических по­вестей, «хождений» (т. е. описаний путешест­вий) в чужие земли, от древней русской лите­ратуры XI—XVI вв. дошли до нас тысячи различных поучений, посланий и «слов» (т. е. написанных речей). В них поднимались и цер­ковные и политические темы. Авторы их по­казывали себя подчас тонкими наблюдателями человеческой психологии и нравов своего вре­мени. Особенно развилась эта литература в конце XV в., когда под главенством Москвы образовалось единое Русское централизованное государство.

Много полемических произведений создал царь Иван Грозный. Он любил вступать и в устные и в письменные споры. Спорил о вере, о государственном и церковном устрой­стве, защищал честь Русского государства.

В этот период государство и церковь пред­принимали составление обширных летописных сводов. Все наиболее популярные на Руси сочи­нения располагались по дням месяцев и объ­единялись в огромные «Великие четьи минеи» («Великие месячные чтения») — своеобраз­ную литературную энциклопедию. Создавались истории присоединенных к Руси земель. Особенно замечательна «История Казанского царства» вплоть до взятия ее войсками Ивана Грозного.

Надвинулись грозные события начала XVII в.: крестьянские и городские восстания, польско-шведское вторжение. Русская лите­ратура горячо откликнулась на все эти собы­тия. Среди авторов сочинений о «смутном вре­мени» начала XVII в. можно назвать дьяка Ивана Тимофеева, келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына, князя Ивана Хворостинина, князя Катырева-Ростовского и без­вестного автора «Новой повести о преславном Российском царстве», смело разоблачавшего из­менническое боярское правительство.

В середине и во второй половине XVII в., когда городские и крестьянские восстания с но­вой силой охватили всю Русь, когда началось движение Степана Разина и появился церков­ный раскол, возникла обширная народная ли­тература. Создателями ее были простые кресть­яне, ремесленники, мелкое духовенство, иногда мелкие торговцы и вовсе бездомные люди, «скитавшиеся меж двор». Для произведений этой, подлинно народной лите­ратуры характерна живая связь с фольклором и резкая критика противоречий социальной дей­ствительности того беспокойно­го времени. Взять хотя бы «По­лость о Ерше Ершовиче», опи­сывающую под видом судебного спора Ерша с Лещом земельные тяжбы XVII в.; «Повесть о Шемякином суде», изобличаю­щую взяточничество судей; «Аз­буку о голом и небогатом чело­веке»— о злоключениях и страш­ной нужде простого московско­го босого голодного человека; «Калязинскую челобитную», об­личающую распущенность, пьянство монахов, и многие другие.

В этих народных произведе­ниях мы нередко сталкиваемся с идеями и художественными явлениями, которые далеко опе­режают свою эпоху. Такова, например, исключительная по глубине содержания и силе вы­ражения «Повесть о Горе-Зло­частии», в которой впервые в русской литературе с большой силой и проник­новенностью раскрылась внутренняя жизнь че­ловека.

В повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком и казаками, об азовском «осадном сидении» казаков и других ярко отразилась исто­рическая роль народа. Написаны они под за­метным влиянием народной поэзии.

Один из интереснейших писателей XVII в.— протопоп Аввакум. Им написано свыше 50 бе­сед, поучений, богословских сочинений и др. Аввакум был изумительным мастером русского языка. Его автобиография («Житие») — ценный художественный памятник, первый в русской литературе опыт автобиографии.

В «Житии» Аввакум смело пользуется жи­вой речью, нарушая традиционные «книж­ные» формы с их строго установленными пра­вилами.

XVII век — значительный период в разви­тии великой русской литературы. В ее созда­нии принимают участие представители новых, демократических слоев, расширяется аудитория читателей, народная поэзия получает бо­лее широкий по сравнению с XVI в. доступ в литературу. Все это характерные особен­ности русской литературы XVII в. Ученым пред­стоит многое сделать для ее изучения. Не все здесь еще ясно, не все произведения этой по­ры найдены. Многие из них открыли только в последние годы (например, замечательную стихотворную «Повесть о Сухане» — про богатыря-пограничника). А сколько произведений находится в рукописях, которые еще не иссле­дованы!

За первые семь веков своего существования русская литература выросла в большую обще­ственную силу. Она дорога нам своей связью с современной ей действительностью, смелым вторжением в жизнь, патриотизмом, исключи­тельным интересом к русской истории.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ