Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Д. И. Фонвизин

(1745-1792)

Вскоре после открытия Московского уни­верситета были отобраны десять лучших учени­ков из имевшейся тогда при нем подготовитель­ной школы — гимназии и привезены в Петер­бург к просвещенному и влиятельному вель­може Шувалову. Основателем университета официально считался Шувалов. Ему-то и захо­тели продемонстрировать «плоды сего учили­ща». В числе десяти находился будущий созда­тель бессмертной комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин. Эта поездка во многом и определила для него весь его дальнейший жизненный путь. Гимназисты встретились в Пе­тербурге с фактическим основателем универ­ситета — М. В. Ломоносовым, с отцом первого постоянного русского театра, талантливейшим актером-самородком Ф. Г. Волковым, которого называли впоследствии Ломоносовым русской сцены. Побывали они и в самом театре. «Дейст­вия, произведенного во мне театром, поч­ти описать невозможно»,— позднее вспоминал Фонвизин.

Университетское начальство напрасно при­писывало себе успехи своих учеников. Препо­давание в гимназии на первых порах велось из рук вон плохо. Пьяницы-учителя по месяцам не являлись на занятия. Экзамены носили коме­дийный характер. Много позднее Фонвизин так вспоминал об экзамене по латинскому языку: «Накануне экзамена делалося приготовление... учитель наш пришел в кафтане, на коем было пять пуговиц, а на камзоле четыре; удивленный сею странностью, спросил я учителя о причине. «Пуговицы мои вам кажутся смешны,— гово­рил он,— но они суть стражи вашей и моей чести, ибо на кафтане значут пять склонений, а на камзоле четыре спряжения; итак,— про­должал он, ударяя по столу рукою,— извольте слушать все, что говорить стану. Когда станут спрашивать о каком-нибудь имени, какого склонения, тогда примечайте за которую пуго­вицу я возьмусь; если за вторую, то смело отвечайте — второго склонения. С спряже­нием поступайте, смотря на мои камзольные пуговицы, и никогда ошибки не сделаете». Вот каков был экзамен наш». На экзаменах у других учителей, не проявивших подобной предусмотрительности, происходили полные конфузы: например, на вопрос, куда течет Волга, один из учеников ответил: в Черное море, другой поправил его: в Белое. Сам бу­дущий автор «Недоросля» на этот же вопрос откровенно сказал: «Не знаю». Но все это не искоренило в Фонвизине стремления к зна­нию. По окончании гимназии он учился на фи­лософском факультете университета. Универ­ситетского курса Фонвизин не кончил. Но постоянное усиленное чтение и самообразова­ние позволили ему стать одним из просвещен­нейших людей своего времени.

Уже на университетской скамье он начал заниматься и литературной деятельностью. Тог­да же обнаружилось у него острокритическое отношение к окружающему, что определило характер и основное направление его творче­ства. «Весьма рано появилась во мне склон­ность к сатире,— рассказывал позднее сам писатель.— Сочинения мои были острые руга­тельства». В печати они не появлялись, но «носились по Москве»: переходили из уст в уста.

До нас дошло два замечательных сатири­ческих произведения молодого Фонвизина — «Лисица-казнодей» и «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке».

В исключительной по смелости бас­не «Лисица-казнодей» (проповедник), написанной, видимо, в связи со смер­тью царицы Елизаветы Петровны, с возмущением рассказывается, как умер­шему льву — «знатному скоту», в прав­ление которого его «любимцы и вель­можи сдирали без чинов с зверей не­винных кожи», — льстят придворные под­халимы — «подлые скоты». Их востор­женные похвалы, понятно, насквозь лживы и лицемерны:

О лесть подлейшая! — шепнул. Собаке Крот,—

Я Льва коротко знал: он был пресущий скот—

И зол, и бестолков, и силой вышней власти

Он только насыщал свои тирански страсти...

В остросатирическом «Послании к слугам моим...» устами смышленого и наблюдатель­ного конюха Ваньки, который со своих козел навидался многого, изъездил «вдоль и поперек обе столицы» и даже бывал во дворце, дана картина всеобщего плутовства и обмана, про­цветающих при самодержавно-крепостниче­ском строе:

Попы стараются обманывать народ,

Слуги—дворецкого, дворецкие — господ,

Друг друга—господа, а знатные бояре

Нередко обмануть хотят и государя...

Позднее от стихотворной сатиры Фонвизин перешел к сатире в прозе. Один из самых сме­лых и остроумных образцов сатирической ли­тературы XVIII в.— написанная им «Всеобщая придворная грамматика». Здесь в форме объяс­нения в ответах на вопросы основных грамма­тических определений и изложения граммати­ческих правил дается исключительно резкая критика двора Екатерины II, который Фон­визин считал самым зараженным местом во всем государстве, продажных льстецов-одописцев и т. п. На первый же вопрос: «Что есть при­дворная грамматика?» — следует ответ: «При­дворная грамматика есть наука хитро льстить языком и пером».— «Что значит хитро льстить?»— «Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным приятна, а льстецу по­лезна».— «Что есть придворная ложь?» — «Есть выражение души подлой пред душою надмен­ной». На вопрос: «Что есть число?» — следует ответ: «Число у двора значит счет: за сколь­ко подлостей — сколько милостей достать мож­но».— «Что есть придворный падеж?» — «Придворный падеж есть наклонение силь­ных к наглости, а бессильных к подлости. Впрочем, большая часть бояр думает, что все находятся пред ними в винительном падеже, снискивают же их расположение и покровитель­ство обыкновенно падежом дательным». В таком роде идет далее объяснение глагольных форм —наклонений, спряжений.

Уже в сатирах Фонвизина ярко сказываются два основных свойства этого писателя: «дар смеяться вместе весело и ядовито», на что метко указал еще великий русский критик-демократ Белинский, и острая наблюдательность, умение схватывать и живо показывать типические ха­рактеры своих современников. Но во весь рост «сатиры смелый властелин», как назвал Фон­визина Пушкин, вырастает в своих комедиях «Бригадир» и «Недоросль».

В комедии «Бригадир», написанной в конце 60-х годов, перед читателями и зрителями впервые предстали как живые характерные обра­зы-типы того времени: грубый и невежествен­ный солдафон бригадир (в XVIII в. так назы­вался воинский чин между полковником и ге­нералом); его добродушно-простоватая жена, восторгающаяся своим дурнем-сыном, заядлым французоманом; ловкий и вороватый чинов­ник — советник; щеголиха и мотовка совет­ница. Сама речь каждого из персонажей четко обрисовывает его характер. Особенно живо дан Фонвизиным образ бригадирши. «Я вижу, что вы очень хорошо нравы наши знаете, ибо бри­гадирша ваша всем родня»,— восхищенно го­ворил автору один из образованных современ­ников.

В первой главе «Евгения Онегина» Пушкин: назвал Фонвизина другом свободы. И это вполне заслуженно. Фонвизин был носителем передовых идей своего времени, которые он стремился путем своего творчества распростра­нять в широких кругах русского общества и тем самым будить его сознание и совесть. В «Бригадире» Фонвизин остроумно и метко осмеивал отдельные пороки и недостатки пра­вящего класса: глупое подражание иностран­цам, невежество, лицемерие. В «Недоросле» он громит основное зло тогдашней русской жиз­ни — крепостничество. Как и все просветите­ли XVIII в., Фонвизин придавал очень большое значение правильному воспитанию детей. В лице грубого неуча Митрофанушки он и хо­тел показать «несчастные следствия дурного воспитания». Однако одним этим он не ограни­чился. Сама действительность, которую он ста­рался возможно правдивее отразить в своей комедии, подсказывала, что дурное воспита­ние не причина, а следствие, результат всего уклада жизни злонравных помещиков. Кар­тину дикого, уродливого, «скотского» помещи­чьего злонравия и развертывает во всю ширь автор «Недоросля». Пьеса о воспитании перера­стает в резкое обличение крепостнических от­ношений, в социальную комедию-сатиру.

Как и «Бригадир», комедия «Недоросль» написана в основном по правилам классицизма. Автором соблюдены так называемые единства места и времени (все действие происходит в доме Простаковой и в течение одних лишь суток); пер­сонажи прямолинейно делятся на порочных !И добродетельных. Но не это определяет худо­жественное своеобразие комедии. Не было еще в русской литературе до «Недоросля» такого широко обобщающего изображения крепост­нической действительности; не было такого мастерства в лепке характеров; не было такого подлинно народного юмора. Исключительно велико общественно-обличительное значение ко­медии. Слова, вложенные Фонвизиным в уста добродетельного Стародума: «Угнетать раб­ством себе подобных беззаконно» — звучали как •обвинительный приговор всему крепостниче­скому строю.

С величайшим трудом удалось добиться Фон­визину в 1782 г. постановки «Недоросля» на сцене. Но колоссальный успех комедии у зри­телей вознаградил его за все. В то же время этот успех особенно усилил неприязненное от­ношение к Фонвизину Екатерины II, давно уже подозрительно следившей за его литератур­ной деятельностью. В 1783 г. при ее непо­средственном участии стал выходить новый журнал — «Собеседник любителей российского слова». Окрыленный недавним успехом «Недо­росля», Фонвизин направил в журнал первую •серию остросатирических «Вопросов», адресо­ванных его «издателям», т. е. по существу самой императрице, реакционная политическая линия которой в них смело осуждалась. «Вопросы» напечатали, но в сопровождении «Ответов» самой Екатерины. «Ответы» же были составлены в столь резко враждебном тоне, что они отби­ли всякую охоту спрашивать далее.

Прямо расправиться с широко популярным писателем императрица не решалась, но она сделала так, что Фонвизин больше почти не смог печататься. Задуманный им сатирический журнал «Друг честных людей, или Стародум» запретили к изданию, не разрешили ему выпу­стить и собрание своих сочинений. Все это не могло не подорвать и без того слабое здоровье писателя. В 1785 г. его разбил паралич, и через несколько лет Фонвизин умер.

Жизнь замечательного сатирика безвременно оборвалась. Но семена, брошенные им, дали богатые всходы. Фонвизин, по словам М. Горь­кого, был зачинателем «великолепнейшей и, может быть, наиболее социально-плодотворной линии русской литературы — линии обличи­тельно-реалистической». От сатиры Фонвизи­на тянутся прямые нити к острому юмору басен Крылова, к тонкой иронии Пушкина. «Недо­росль» открывает собой тот славный ряд вели­чайших созданий русской драматургии, в ко­тором следом за ним станут «Горе от ума» Грибо­едова, «Ревизор» Гоголя, пьесы о «темном цар­стве» Островского.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017