.
Меню сайта
|
И. А. КрыловИ. А. Крылов(1769-1844) Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знает и любит весь наш народ. С его баснями знакомимся мы в раннем детстве и не расстаемся с ними всю жизнь. Но басни Крылов писал уже будучи человеком, умудренным жизненным опытом. Литературную деятельность начал он еще в конце XVIII в. комедиями и сатирами, направленными против дворян-крепостников, в защиту простого народа. Жизнь Крылова была тяжелой. После смерти отца десятилетнему мальчику пришлось поступить писцом в тверской губернский магистрат, чтобы прокормить мать и маленького брата. Служба в суде уже в юные годы дала Крылову возможность познакомиться с злоупотреблениями чиновников и бедственным положением простого народа. Впечатлительный мальчик, посещая народные гулянья, жадно прислушивался к яркой и образной народной речи. Нередко сиживал он часами на берегу Волги, внимательно слушая забавные анекдоты и поговорки, которыми перебрасывались словоохотливые прачки. Этот глубокий интерес к народу, его нравам, к живому, разговорному языку чувствуется во всех произведениях Крылова, и особенно в его баснях. Переехав зимой 1782 г. в Петербург и поступив там на службу, Крылов вскоре решил целиком посвятить себя литературной деятельности. В 1789 г. он начал издавать сатирический журнал «Почта духов», а в 1792 г. — «Зритель». Но злая сатира на придворное общество, резкие выпады против самодержавно-крепостнического государства вызвали враждебное к нему отношение правительства. Его журналы закрыли, за ним самим установили наблюдение полиции, и Крылову пришлось покинуть Петербург. После смерти Павла I Крылову разрешили вернуться в северную столицу. В 1806 г. он опубликовал басни «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста». После опубликования этих басен растет слава Крылова-баснописца. В баснях, как и в ранних сатирах, Крылов становится на защиту народа, продолжает разоблачать паразитизм правящего класса, казнокрадство и взяточничество, показывает царящий повсюду обман и произвол властей, сговор больших и малых хищников. В басне «Крестьяне и Река» Крылов рассказывает о бесправном положении народа в государстве крепостников. Крестьяне пришли жаловаться Реке на речки и ручьи, которые «разоренье при водопольи причиняли». Но, увидев, что по Реке плывет добрая половина их имущества, унесенного ручьями, крестьяне, ...покачавши головой, Пошли домой. А отходя проговорили: «На что и время тратить нам! На младших не найдешь себе управы там, Где делятся они со старшим пополам». Изумителен реализм его басен. Своим зверям, действующим в баснях, Крылов сумел придать не только национальный характер, но и жизненную верность. Белинский говорил, что «у Крылова всякое животное имеет свой, индивидуальный характер... лисица у него везде хитрая, уклончивая, бессовестная и более похожа на человека, чем на лисицу, «с пушком на рыльце», и косолапый мишка везде добродушно-честный, неповоротливо-сильный, лев — грозно-могучий, величественно-страшный. Столкновение этих существ у Крылова всегда образует маленькую драму». Действительно, его басни — это драматические сцены и картины, написанные вольным стихом, близким к разговорной речи. Они всегда народны по своему отношению к жизни, к людям, по своему языку. Недаром Пушкин назвал Крылова «истинно русским поэтом». «По глубине и органичности своей связи с народом Крылов буквально единственный из писателей первой четверти XIX века»,— пишет Белинский. В своих баснях Крылов откликался на важнейшие события жизни России. Некоторые из басен он посвятил Отечественной войне 1812 г. («Обоз», «Волк на псарне», «Ворона и Курица»). Высокая художественность характерна для басен Крылова. Они окрашены народным юмором. Отдельные названия басен, отдельные сцены и персонажи его «маленьких комедиек», по выражению Белинского, рисуют целую картину современной ему жизни. Выразительна и мудра басенная мораль — выводы басен, многие из которых вошли в обиход нашей повседневной речи как пословицы и афоризмы: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?», «У сильного всегда бессильный виноват», «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет», «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона». Гоголь определил язык Крылова как язык реалиста-художника: «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительной и выражаться так доступно, как Крылов. Поэт и мудрец слились в ней воедино». Басни Крылова, непревзойденные в художественном отношении, сохранили и по сей день свою действенную силу: они разят острием своей сатиры все, что мешает нам строить коммунистическое общество. |
ПОИСК
Block title
|