Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











А. С. Пушкин

(1799-1837)

Ни в одной стране не возникло в столь короткий период времени такой могучей семьи гигантов, таких величайших мастеров худо­жественного слова, такого ярчайшего созвез­дия блистательных имен, как в русской литера­туре XIX в.

Но именно Пушкина по праву считаем мы родоначальником нашей классической литера­туры, началом всех ее начал. В его беспри­мерной созидательной мощи, в многогранности его писательского облика, в небывалой стреми­тельности творческого развития выразилась за­мечательная одаренность и творческая сила по­родившего его великого народа. Еще при жиз­ни Пушкина это превосходно понял и высказал великий его современник и благоговейный уче­ник Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осе­няет мысль о русском национальном поэте... В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер... Самая его жизнь совершенно русская».

Действительно, не только в творчестве А. С. Пушкина, но и в самой его жизни, в самой лич­ности поэта с исключительной полнотой высту­пают лучшие, драгоценнейшие особенности рус­ского человека.

Русский народ веками пребывал в крепо­стном рабстве, искажавшем его облик, сковы­вавшем развитие его сил и возможностей. И в то же время одной из характерных черт русского народа, составляющих, по словам B. И. Ленина, законный предмет нашей нацио­нальной гордости, является присущее ему свободолюбие, революционность.

Революционером в прямом смысле этого сло­ва Пушкин не был. Но гордое стремление к свободе, неизменный протест против всего кос­ного, рабского, мешающего расцвету личности человека, развитию народа, составляют одну из существенных сторон характера Пушкина и его творчества. Это сказывается уже с ран­них лет жизни поэта.

Родился Александр Сергеевич Пушкин 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве. Его родители были типичными представителями столичного обедневшего дворянства. Для своих сыновей они хотели одного — блестящей служебной карь­еры. Именно поэтому они отдали своего стар­шего сына Александра, который рос в семье непохожим на других и потому непонятым, нелюбимым ребенком, в закрытое привилеги­рованное учебное заведение — Царскосельский лицей.

Лицей, помещавшийся в одной из пристроек царского дворца, специально предназначался для воспитания и подготовки правящей вер­хушки страны. Здесь Пушкин, как и лучшие из его лицейских друзей, пришелся явно не ко двору.

В лицее он оказался одним из самых непо­корных и, с точки зрения начальства, сомни­тельных учеников. Его стихи, которые не­обыкновенно развитой и начитанный мальчик начал писать еще на школьной скамье, стали уже тогда появляться в печати и встретили горячее одобрение со стороны наиболее выда­ющихся писателей-современников. Уже в эту пору самые значительные стихи лицеиста Пуш­кина были проникнуты глубоким патриотиче­ским духом (навеянные войной 1812 г. «Вос­поминания в Царском Селе») и протестом про­тив рабства («Лицинию»).

Из лицея Пушкин вышел в годы большого общественного подъема, наступившего после победоносного окончания Отечественной войны 1812 г. В России тогда складывались и форми­ровались тайные политические организации, нарастала первая волна революционного при­боя — движение декабристов. На гребне этой волны стало развертываться и гениальное да­рование Пушкина. Так называемые вольные стихи и политические эпиграммы, которые он начинает писать в эти годы, исполнены неумолимого презрения и жгучей ненависти к «само­властительным злодеям» на троне и их холо­пам в военных и чиновничьих мундирах, к «барству дикому», жестоко угнетавшему закре­пощенный народ.

Вольные стихи (ода «Вольность», напи­санная вслед за одноименной одой Радищева, «К Чаадаеву», «Деревня») и эпиграммы Пуш­кина, широко расходившиеся в списках, ока­зали огромное революционизирующее влия­ние на передовые круги общества. Можно без преувеличения сказать, что Пушкин, хотя и не был членом тайных политических обществ, по существу являлся своего рода поэтическим вождем декабризма, как политическими его вождями были Рылеев и Пестель.

Почувствовало это и царское правительство. По личному распоряжению Александра I Пуш­кин в мае 1820 г. (задолго до разгрома декаб­ристов) был выслан из Петербурга далеко на юг — сначала в Екатеринослав, затем в Киши­нев и Одессу.

В ссылке, на юге, в соприкосновении с дея­телями наиболее решительного Южного об­щества декабристов Пушкин еще больше рево­люционизируется: публично высказывает самые резкие взгляды на самодержавие и крепост­ничество; заявляет, что, если бы произошло восстание крестьян против их господ, он сам бы затягивал петли на шеях помещиков; жадно рвется к немедленному революционному дей­ствию. Однако там же, на юге, поэт, человек исключительного ума и проницательности, од­ним из первых начинает сознавать основную слабость движения русских дворянских рево­люционеров — неучастие в нем широких народ­ных масс. Чем дальше, тем яснее становится Пушкину, что победить может лишь револю­ционное движение, осуществляющееся вместе с народом и сильное его поддержкой.

В Одессе поэт вступил в резкий конфликт со своим новым начальником, чванливым и над­менным одесским генерал-губернатором Ворон­цовым; по его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 г. в глухое псковское поместье матери — в село Михайловское. В течение двух лет прину­дительного пребывания в Михайловском Пуш­кин близко познакомился с жизнью и искус­ством простого народа — народными песнями, сказками, которые очаровали его своей поэ­тичностью и оказали благотворное влияние на дальнейшее развитие его творчества.

Возвращенный в 1826 г. новым царем, Нико­лаем I, из ссылки сначала в Москву, позд­нее в Петербург, Пушкин продолжает оста­ваться глубоко чуждым и враждебным обще­ству, среди которого проходит его жизнь,— аристократическому дворянству. «Я гимны преж­ние пою», — заявляет поэт в стихотворении «Арион», написанном в связи с первой годов­щиной казни декабристов. Один из таких гим­нов — стихотворение «Анчар» (1828) — исклю­чительный по силе протест против угнетения человека человеком. Это понимают и вла­сти. По приказу Николая I жандармы уста­навливают за Пушкиным слежку, цензура же­стоко преследует поэта, его травят продажные журналисты. Люто ненавидевшие Пушкина пра­вящие придворно-светские круги, «жадною тол­пой стоящие у трона», рукой чужеземного про­ходимца и карьериста Дантеса расправляютсяс "певцом свободы": 29 января (10 февраля) 1837 г. поэт, вступившись за честь жены, уми­рает, смертельно раненный на дуэли.

За свою короткую жизнь Пушкин совершил грандиозное историческое дело — довел до вы­сочайшего совершенства русский литератур­ный язык и заложил твердые основы всей клас­сической русской художественной литературы, создав ряд величайших произведений не только поэзии, но и драматургии, и художественной прозы.

Свою литературную деятельность Пушкин начал учеником старших поэтов-современников: Державина (см. ст. «Г. Р. Державин») и в осо­бенности Батюшкова и Жуковского (см. ст. «В. А. Жуковский»). Но уже в своих лицей­ских стихах юный поэт начал перерастать учи­телей. С еще большей силой творческий рост поэта сказался в его граж­данских «вольных стихах» (1817—1819) и особенно в первом крупном произве­дении — поэме «Руслан и Людмила», завершенной в 1820 г.

В поэме, связанной с русской национальной поч­вой и с миром русского сказочного эпоса, засвер­кал никогда дотоле неслы­ханный в нашей поэзии изумительный пушкин­ский стих. Именно с «Рус­лана и Людмилы» Пуш­кин начинает вводить в сферу русского литератур­ного языка живой, народ­ный говор, провозглашая через некоторое время зна­менательный призыв учить­ся правильности и чисто­те русской речи не в дво­рянских гостиных, а на площадях и базарах — у простого народа. Сам Пуш­кин имел право сказать о своей поэме: «Там русский дух, там Русью пахнет!» В последующих созданиях поэта еще теснее становит­ся связь пушкинского творчества уже не с услов­ной, сказочной, а с впол­не реальной русской дей­ствительностью. В поэме «Кавказский пленник», начатой в том же 1820 г., Пушкин ставит перед собой задачу сделать поэзию средством художест­венного отражения и орудием познания жизни. Герой поэмы проникнут вольнолюбивым ду­хом, резко отрицательно относится к окружа­ющей его дворянской среде, бежит от нее на Кавказ, но вместо желанной свободы попадает в рабство к черкесам. В образе пленника Пуш­кин, по его же собственным словам, «хотел изобразить это равнодушие к жизни и ее на­слаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чер­тами молодежи XIX века». Как видим, задача, поставленная поэтом, была непосредственно под­сказана ему жизнью. Однако Пушкин пытался решить ее в форме романтической поэмы — новом литературном виде, созданном английским поэтом Байроном (см. ст. «Писатели Ан­глии» из раздела «Литература нового времени»). Образ героя субъективен: он отражает пере­живания и настроения самого поэта; Пушкин ставит его в необычную обстановку — могучая и величавая кавказская природа окружает его прошлое атмосферой таинственности. Всему это­му соответствует возвышенно-лирический стиль поэмы.

С появлением в печати «Кавказского плен­ника» двадцатичетырехлетний Пушкин сам ста­новится учителем поэтов-современников, при­знанным главой русского романтизма. Критики того времени единодушно провозглашают его северным Байроном. И действительно, увле­чение титанически-мятежным творчеством ро­мантика Байрона сказывается в написанных Пушкиным в период южной ссылки романти­ческих поэмах «Бахчисарайский фонтан», «Бра­тья-разбойники». Но уже вскоре поэт начинает критически относиться к романтизму Байрона и в особенности к его героям-индивидуали­стам, которые хотят воли лишь для себя. Это отчетливо звучит в «Цыганах» (1824), по­следней из цикла его романтических поэм, и с полной силой сказывается в ранее начатом романе в стихах «Евгений Онегин».

Работа над «Евгением Онегиным» продолжа­лась около восьми лет (1823—1831). «Евгений Онегин» стал одним из самых важных событий в истории русской литературы. В лице героя романа Пушкину удалось «сладить» с типичным характером пред­ставителя современной ему просвещен­ной дворянской молодежи, эскизно-ро­мантически намеченным в образе кав­казского пленника и Алеко; Евгений Онегин — правдивый образ героя, ко­торый, будучи на голову выше окру­жающего его ничтожного общества, не находит применения своим силам и спо­собностям и потому становится «лиш­ним человеком». В романе Пушкин по­казал социальные причины появления в русском обществе подобных характе­ров и создал в то же время широчай­шую художественную картину русской жизни своего времени.

В «Евгении Онегине» Пушкин пред­стает перед нами во весь свой гигант­ский рост величайшего поэта действи­тельности, основоположника русского критического реализма. Действительно, почти ко всем рисуемым в романе пер­сонажам, как бы они ни были подчас близки его уму и сердцу, поэт относится с суровой объективностью и критичностью беспощадно правдивого художника-реалиста. Пушкин пока­зывает, что при всем превосходстве Онегина над окружающими он все же является человеком общественно бесполезным, говоря словами Алек­сандра Герцена, «умной ненужностью». Про­исходит это потому, что чуждый свету Онегин еще больше оторван от жизни простых людей, народа. В полной оторванности от русской на­циональной почвы — причина никчемности от­влеченно-мечтательного поэта-романтика Лен­ского. Бичующей сатирической силы достигает критика Пушкиным рядовых представителей всех слоев поместно-дворянского общества. Так, в зарисовках соседей-помещиков, съехавшихся на именины Татьяны к Лариным, перед нами прямое предварение помещичьих персонажей из «Мертвых душ» Гоголя. Резко сатирически показана Пушкиным грибоедовская Москва и петербургское высшее общество — светская чернь.

Но наряду с этим Пушкин умел создавать и высокоположительные образы, в которых проявлялись лучшие черты русского нацио­нального характера. Вспомним его «милый идеал» — «русскую душою» Татьяну, овеян­ную атмосферой «преданий простонародной старины», женщину, которая жертвует личным счастьем во имя того, что она считает своим долгом.

Положительные герои Пушкина — это и рус­ская патриотка Полина в «Рославлеве», и куз­нец Архип в «Дубровском», и Пугачев в «Капи­танской дочке».

Если в «Евгении Онегине» дано ярчайшее изображение современной поэту жизни, то в исторической пьесе «Борис Годунов» (1825) с огромной силой творческого проникновения вос­создается Пушкиным картина русского про­шлого. Работая над «Борисом Годуновым», Пуш­кин задался целью «преобразовать русский театр»: взамен придворной трагедии класси­цизма дать образец народной драмы шекспи­ровской силы и глубины, развертывающей ши­рокую и правдивую панораму одной из самых драматических эпох русской истории. Замысел этот был осуществлен. Вместе с Грибоедовым, почти одновременно написавшим «Горе от ума», Пушкин явился основоположником русской ре­алистической драматургии.

«Борисом Годуновым» открылся ряд круп­ных произведений Пушкина на темы из русской истории. Через два года он начинает новое произведение на исторический сюжет — роман в прозе «Арап Петра Великого» (1827), а в следующем году создает историко-героическую поэму «Полтава». Однако уход Пуш­кина в прошлое, в историю, отнюдь не являет­ся отрывом от современности. На историче­ском материале Пушкин ставит и решает ряд волнующих его проблем: в «Борисе Годунове» подчеркивает огромную роль народа в политиче­ской жизни страны; в «Полтаве» и «Арапе Петра Великого» противопоставляет человеку, живу­щему узколичными интересами и страстями, образ подлинного исторического героя, ставяще­го и решающего назревшие задачи большого национального значения.

В создании русской художественной прозы у Пушкина почти не было предшественников. «Проза наша так еще мало обработана,— заме­чал он,— что даже в простой переписке мы вынуждены создавать обороты слов для изъяс­нения понятий самых обыкновенных». Неза­конченный роман «Арап Петра Великого» по существу был первым прозаическим опытом Пушкина.

Величайший художественный гений, Пуш­кин был и великим тружеником. С неустан­ной творческой энергией и настойчивостью он продолжает в конце 20-х годов работать в об­ласти прозы. К этому времени относится ряд планов и набросков прозаических произведе­ний самого разнообразного содержания. Ни один из них однако не был закончен. Но работа Пушкина над языком и стилем художествен­ной прозы не пропала даром.

В 1830 г. он создает пять завершенных про­заических произведений, объединенных общим названием «Повести Белкина». В разговоре с одним из знакомых, который, увидев на столе у Пушкина только что вышедшие без имени автора «Повести Белкина», спросил: «Кто этот Белкин?» — Пушкин ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот так: просто, коротко и ясно». Действительно, язык «Пове­стей...», как и всей последующей прозы Пуш­кина, — это язык четкой и острой мысли: он точен, ясен и сжат, лишен каких бы то ни было псевдопоэтических украшений.

Из «Повестей Белкина» исключительное зна­чение в дальнейшем развитии нашей литерату­ры получил «Станционный смотритель». Глубоко правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную по­следующими русскими писателями замечатель­ную галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных тягчайшими для простого чело­века общественными отношениями дореволю­ционной действительности.

«Повести...» писались Пушкиным осенью 1830 г. в селе Болдине, куда поэт приехал на короткое время и где из-за холерного каран­тина вынужден был пробыть около трех месяцев.

Болдинская осень составляет одну из са­мых ярких страниц литературной биографии Пушкина. Это исключительный пример, едва ли не единственный во всей мировой литературе, гениального творческого подъема.

Кроме пяти повестей и примыкающей к ним «Истории села Горюхина», Пушкин дописывает в Болдине две последние главы «Евгения Оне­гина», пишет шуточную повесть в стихах «До­мик в Коломне», создает четыре «маленькие трагедии», «Сказку о попе и о работнике его Бал­де», около тридцати лирических стихотворений, наконец, набрасывает весьма большое число критических и полемических статей. Болдин­ская осень нагляднее всего показывает, какой огромный и многогранный мир мыслей, чувств и творческого воображения нес в себе Пушкин, какой могучий родник неиссякаемой творче­ской энергии бил в нем.

«Маленькие трагедии» относятся к числу са­мых выдающихся произведений Пушкина. Осо­бенно значительны «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери». Эти действительно совсем неболь­шие пьесы — образец глубочайшего проникно­вения Пушкина во внутренний мир незауряд­ного человека, охваченного злой, эгоистической страстью (скупостью, завистью), которую он тщетно пытается оправдать в своих собствен­ных глазах. Сказывается в «маленьких траге­диях» и необыкновенное умение русского поэта воссоздавать жизнь, быт и психологию других народов в различные исторические эпохи.

В 30-е годы — последнее шестилетие своей творческой деятельности — Пушкин все чаще обращается к прозе. Предельного совершен­ства проза Пушкина достигает в повести «Пи­ковая дама» (1833) и в его последнем крупном произведении — историческом романе «Капитан­ская дочка» (1836). Это произведение замеча­тельно еще и в том отношении, что для его со­здания соединились в одном лице великий ху­дожник и пытливый ученый-исследователь. По архивным материалам тщательно и глубоко Пушкин изучает эпоху пугачевского восстания, едет на место действия романа — в Поволжье, в оренбургские степи. В результате наряду с романом Пушкиным был написан ценный исторический труд «История Пугачева», на­званный по требованию Николая I «Историей пугачевского бунта».

Работая в 30-е годы главным образом в об­ласти прозы, Пушкин не оставляет ни стихов, ни драматургии. Именно в это время им создан ряд чудесных стихотворных сказок, в которых поэт сумел замечательно приблизиться к духу и складу народного творчества. Вспоминая свои отроческие годы, Максим Горький писал: «Ве­ликолепные сказки Пушкина были всего бли­же и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну».

В 1833 г. Пушкин создает гениальную «пе­тербургскую повесть» в стихах — «Медный всадник». Героическая поэма о величии и мощи России сочетается в ней с реалистическим рас­сказом о скорбях и несчастьях «маленького человека», бедного петербургского чиновника. «Медный всадник» — поэма и о прошлом, и о настоящем, и о будущем России. Как и в «Пол­таве», Пушкин славит здесь национальное зна­чение дела Петра I, который вывел страну на широкий путь всемирно-исторического разви­тия. Но тирания царской власти глубоко враж­дебна поэту. В поднятом кулаке «безумца» Ев­гения, в его произнесенной сквозь стиснутые зубы угрозе «горделивому истукану» — Петру: «Ужо тебе!...»—заключен несомненный обвини­тельный приговор царскому самодержавию, пред­сказание его неотвратимой грядущей гибели. Не случайно в творческих тетрадях этой поры Пушкин делает зарисовку памятника Петру I, но медного всадника на рисунке нет: конь сбросил седока.

Почти каждое из больших произведений Пушкина не только великое чудо искусства, но и новая ступень в развитии русской литературы. Кроме крупных, монументальных со­зданий, поэтом написано множество мелких сти­хотворений. По своей натуре Пушкин был глу­боко непосредствен, жизнерадостен, исключи­тельно отзывчив, исполнен горячего сочувствия ко всему талантливому, благородному. Эти пре­красные черты духовного облика Пушкина ярко отразились в его лучших лирических стихотво­рениях, в особенности в стихах о дружбе и любви (стихотворения, посвященные годовщи­нам со дня основания лицея; послание в Сибирь сосланным на каторгу декабристам; такие жемчу­жины мировой поэзии, как «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...», «Зимнее утро», стихотворные обращения к няне и др.).

Всю жизнь Пушкин боролся за литературу, насыщенную передовым общественным содер­жанием, обращенную, как он писал в стихо­творении «Я памятник воздвиг...», ко всем народам нашей многонациональной родины. Но вместе с тем Пушкин требовал, чтобы писатель выражал это содержание в совершеннейшей ху­дожественной форме. Совершеннейшим по фор­ме было художественное творчество самого Пушкина. Он, как никто, умел и учил находить прекрасное не только в исключительном, ве­личавом, но и в самом простом, обыкновенном. В этом выразилось то новое, особенное, что внес он в мировую сокровищницу художе­ственного слова. Высшая красота для Пушкина равнялась высшей простоте. Отсюда — вели­чайшая сдержанность пушкинского художест­венного слова, необычайная сжатость, насыщен­ность большинства его произведений — никем не превзойденный знаменитый пушкинский ла­конизм.

Для всех нас в творчестве Пушкина заклю­чен неиссякаемый источник бодрости, проник­новенной человечности, солнечного оптимизма. Оптимизм Пушкина — это вера в торжество человеческого разума, в «младую жизнь», иду­щую на смену старому, отжившему, в победу света и жизни над силами мрака.

Бессмертный пушкинский клич: «Да здрав­ствует солнце, да скроется тьма!» — это и наш клич, наше заклятие сил зла, наша борьба за мир во всем мире, наша уверенность в торже­стве несущих счастье человечеству идей комму­низма.

Вечно юными называл Пушкин творения великих писателей. Юность пушкинского твор­чества длится уже более века. Юным, завоевы­вающим все большее признание, любовь и вос­торженное удивление всего мира будет оно оставаться на долгие времена.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017