Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Расцвет критического реализма

Тургенев и Достоевский, Герцен и Салты­ков-Щедрин, Некрасов и Островский, Лев Тол­стой и Чехов... Кажется невероятным, почти чудом, что все эти крупнейшие художники сло­ва были не только соотечественниками, но и современниками.

«Никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг,— писал Горь­кий,— никто не творил столь дивных красот при неописуемо трудных условиях».

Условия, в которых приходилось жить и работать русским писателям второй половины XIX столетия, были действительно очень тяже­лыми. Несмотря на то что крепостное право в 1861 г. было отменено, в стране, как и рань­ше, хозяйничали помещики. А рядом с ними появлялось все больше предпринимателей — буржуа, не менее жестоко угнетавших трудо­вой народ. Хотя нараставшее недовольство народных масс, эхом отзываясь в широких слоях русского общества, усиливало демокра­тическое движение, Россия по-прежнему стра­дала под гнетом царизма, который душил вся­кое свободное слово, живую мысль, духовно порабощал и калечил человека.

В обстановке неимоверного политического гнета литература сосредоточивала, по выра­жению Н. Г. Чернышевского, «всю умствен­ную жизнь народа» и всегда шла в авангарде освободительного движения.

Как бы ни были различны взгляды русских художников слова, их всех объединяло стрем­ление разрешить острые и жгучие вопросы, стоявшие перед русским обществом. В поисках ответа писатели обращались к самой действи­тельности, изучали, анализировали ее, настой­чиво пытались разобраться в переплетении хорошего и дурного. И они создавали произве­дения, в которых чрезвычайно глубоко, верно изображалась жизнь во всей ее сложности и противоречивости, в ее наиболее существенных чертах. Такие произведения называются реалистическими. Беспощадно правдивое изображение жизни было в ту эпоху связано прежде всего с критикой насквозь прогнившего самодержавно-крепостнического строя. Вот почему реализм прошлого века получил наиме­нование критического. Вторая поло­вина XIX в. и была эпохой расцвета русского критического реализма.

В середине 50-х годов Россия переживала необычайно мощный общественный подъем.

Царское правительство вынуждено было начать подготовку крестьянской реформы, во­круг которой развернулась идейно-политиче­ская и литературная борьба. Интересы мил­лионных народных масс в этой борьбе выража­ли революционеры-демократы. Эти «народные заступники», как называл их Некрасов, про­должая революционные традиции декабристов, были, в отличие от них, сторонниками кресть­янской революции, «звали Русь к топору». В. И. Ленин говорил о деятельности этих людей как о новом, втором этапе освободительного дви­жения в стране. Вождем революционных демо­кратов был Чернышевский (см. ст. «Н. Г. Чер­нышевский»), а их журналом — «Современ­ник», редактировавшийся Некрасовым.

Критическая деятельность Чернышевского и его ближайшего соратника Добролюбова (см. ст. «Н. А. Добролюбов») способствовала проникновению в литературу передовых, осво­бодительных идей, дальнейшему углублению и развитию реализма.

В атмосфере общественного подъема, напря­женной идейной борьбы русскими писателями-реалистами было создано небывалое количество выдающихся художественных произведений: «Война и мир» и «Анна Каренина» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, «От­цы и дети» Тургенева, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Гроза» Островского, «Об­ломов» Гончарова, «Что делать?» Чернышев­ского, «Былое и думы» Герцена, «История одно­го города» и «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина (см. статьи об этих писателях). В этих произведениях, в полном смысле слова клас­сических, наиболее ярко воплотились харак­терные черты русской литературы: высокие гражданские чувства, широта изображения жизни, глубокое раскрытие основных ее про­тиворечий. Беспощадно разоблачая угнетателей народа — помещиков, буржуазных дельцов, крупных чиновников, русские писатели проти­вопоставляли им людей труда, в которых ничто не убило лучших человеческих качеств: трудо­любия и самоотверженности, искренности и душевной чистоты. С глубоким сочувствием изображались в русской литературе и те люди из имущих классов, которые тяготились своим существованием, стремились к какой-то иной, полной и осмысленной жизни.

В 60—70-е годы в литературу пришел новый отряд талантливых писателей-реалистов: Н. С. Лесков (1831—1895), Н. Г. Помяловский (1835-1863), Г. И. Успенский (1843-1902). В эти годы выступали и талантливые поэты-романтики: Фет (см. ст. «А. А. Фет»), А. Н. Майков (1821—1897), Я. П. Полонский (1819—1898), но они были сторонниками «чи­стого искусства», и их творчество меньше привлекало к себе общественное внимание.

Главенствующее положение русский реализм сохранял в России и в 80—90-е годы, сложную, переходную эпоху, когда под напором разви­вающегося капитализма рушились вековые ус­тои крепостнической Руси. В это время про­должалась литературная деятельность Л. Тол­стого, создавшего одно из крупнейших своих произведений — роман «Воскресение», Глеба Успенского, Салтыкова-Щедрина. Огромную роль играл и журнал Некрасова и Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки», закрытый в 80-х годах, после разгрома революционного движения народников.

В последние десятилетия XIX в. выдвину­лись новые яркие таланты: В. М. Гаршин (1855—1888), В. Г. Короленко (см. ст. «В. Г. Ко­роленко») и прежде всего А. П. Чехов (см. ст. «А. П. Чехов»). Эти художники сумели увидеть и показать, что недовольство жизнью стало в России всеобщим, что протест зреет даже в душах «маленьких», ранее униженных, забитых людей. И ощущение, что «больше так жить не­возможно» (Чехов), вызывало в творчестве писателей 80—90-х годов возвышенные, романтические предчувствия лучшего будущего. Эти предчувствия пронизывают наиболее зрелые рассказы и пьесы Чехова, они явственно ощути­мы в повести «Слепой музыкант» Короленко, в «Красном цветке» Гаршина и многих других произведениях. Чехов, Короленко, Гаршин в какой-то мере подготовляли революционный романтизм раннего творчества Горького (см. ст. «Максим Горький»), ставшего впослед­ствии основоположником социалистического реализма.

Заслуги критического реализма в России огромны, но в то же время ему была присуща и некоторая ограниченность. Писатели, жившие в эпоху, когда освободительное движение еще не стало массовым, естественно, не видели с дос­таточной ясностью, в каком направлении раз­вивается жизнь. Поэтому они не могли указать читателям истинного пути, который привел бы страну к избавлению от гнета и насилия. Вот почему даже лучшие их герои были большей частью жертвами жизни. Это можно сказать не только о так называемых «лишних людях»: тургеневском Рудине, Бельтове в романе Гер­цена «Кто виноват?», не только о чеховском Астрове, труженике и мечтателе, но и о суро­вом, непреклонном Базарове и даже о «народ­ном заступнике» Грише Добросклонове, кото­рому судьба уготовила «чахотку и Сибирь». И сами писатели, подобно лучшим своим героям, страстно желали заглянуть в будущее, постоянно и настойчиво искали ответ на вопрос, как сделать человека счастливым, как помочь ему избавить­ся от гнета и страданий. Их жизнь, полная глу­боких раздумий, идейных кризисов, душевных драм, была настоящим подвигом.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017