. А. Н. Островский
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

А. Н. Островский

А. Н. Островский

(1823—1886)

Александр Николаевич Островский — вели­кий русский драматург, автор 47 оригиналь­ных пьес. Кроме того, он перевел более 20 ли­тературных произведений: с латинского, италь­янского, испанского, французского, англий­ского.

Родился Александр Николаевич в Москве в семье чиновника-разночинца, жившего в За­москворечье, на Малой Ордынке. Это был район, где издавна обосновалось купечество. Купече­ские особняки с их глухими заборами, картины быта и своеобразных нравов купеческого мира с раннего детства запали в душу будущего драматурга.

Окончив гимназию, Островский по совету отца поступил в 1840 г. на юридический факуль­тет Московского университета. Но не юриди­ческие науки были его призванием. В 1843 г. он оставил университет, не окончив курса обуче­ния, и решил полностью отдаться литературной деятельности.

Ни один драматург не показал дореволю­ционную жизнь с такой полнотой, как А. Н. Ост­ровский. Представители самых различных со­словий, люди разных профессий, происхожде­ния, воспитания проходят перед нами в худо­жественно правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник. Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников и главным образом купцов — от «очень важных господ», богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных — с удиви­тельной широтой отражены А. Н. Островским.

Пьесы написаны не равнодушным бытописа­телем, а гневным обличителем мира «темного царства», где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые — над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддер­живают веками сложившиеся жестокие нравы.

Произведения Островского способствовали развитию общественного самосознания. Их ре­волюционизирующее влияние прекрасно опреде­лил Добролюбов; он писал: «Рисуя нам в яр­кой картине ложные отношения со всеми их последствиями, он через то самое служит отго­лоском стремлений, требующих лучшего устрой­ства». Недаром защитники существовавшего строя делали все от них зависящее, чтобы пьесы Островского не шли на сцене. Его первую одно­актную «Картину семейного счастья» (1847) сразу же запретила театральная цензура, и появилась эта пьеса лишь через 8 лет. Первую большую четырехактную комедию «Свои люди— сочтемся» (1850) не допустил на сцену сам Нико­лай I, наложив резолюцию: «Напрасно напеча­тано, играть же запретить во всяком случае». И пьесу, сильно переделанную по требованию цензуры, поставили лишь в 1861 г. Царь потре­бовал сведения об образе жизни и мыслей Островского и, получив доклад, приказал: «Иметь под присмотром». Секретная канцелярия московского генерал-губернатора завела «Дело о литераторе Островском», за ним установили негласный жандармский надзор. Явная «не­благонадежность» драматурга, служившего тог­да в Московском коммерческом суде, настолько обеспокоила начальство, что Островского выну­дили подать в отставку.

Не допущенная на сцену комедия «Свои люди — сочтемся» создала автору широкую из­вестность. Нетрудно объяснить причины такого крупного успеха пьесы. Как живые встают пе­ред нами лица самодура-хозяина Большова, его безответной, тупо покорной жены, дочки Липочки, исковерканной нелепым образованием, и плута-приказчика Подхалюзина. «Темное цар­ство» — так охарактеризовал великий русский критик Н. А. Добролюбов эту затхлую, гру­бую жизнь, основанную на деспотизме, неве­жестве, обмане и произволе. Вместе с актерами Московского Малого театра Провом Садовским и великим Михаилом Щепкиным Островский читал комедию в самых различных кругах.

Огромный успех пьесы, принадлежавшей, по выражению Н. А. Добролюбова, «к наиболее ярким и выдержанным произведениям Остров­ского» и покорявшей «правдой изображения и верным чутьем действительности», заставил насторожиться хранителей существующего строя. Чуть ли не каждая новая пьеса Остров­ского запрещалась цензурой или не одобрялась к представлению театральным начальством.

Даже такую замечательную драму, как «Гроза» (1859), враждебно встретило реакцион­ное дворянство и пресса. Зато представители демократического лагеря увидели в «Грозе» резкий протест против феодально-крепостниче­ских порядков и в полной мере оценили ее. Художественная цельность образов, глубина идейного содержания и обличительная сила «Грозы» позволяют признать ее одним из совер­шеннейших произведений русской драматургии.

Велико значение Островского не только как драматурга, но и как создателя русского театра. «Литературе Вы принесли в дар целую библио­теку художественных произведений,— писал Островскому И. А. Гончаров,— для сцены создали свой, особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили крае­угольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гор­достью сказать: у нас есть свой русский нацио­нальный театр». Творчество Островского соста­вило в истории нашего театра целую эпоху. Особенно прочно связано имя Островского с историей Московского Малого театра. Почти все пьесы Островского еще при жизни его были поставлены в этом театре. На них воспитыва­лось несколько поколений артистов, выросших в замечательных мастеров русской сцены. Пьесы Островского сыграли такую роль, в истории Малого театра, что он с гордостью называет себя Домом Островского.

Для исполнения новых ролей должна была появиться и появилась целая плеяда новых актеров, так же хорошо, как и Островский, знавших русскую жизнь. На пьесах Островского утвердилась и развилась национально-русская школа реалистического актерского мастерства. Начиная с Прова Садовского в Москве и Алек­сандра Мартынова в Петербурге, несколько по­колений столичных и провинциальных актеров, вплоть до наших дней, выросли на исполнении ролей в пьесах Островского. «Верность дейст­вительности, жизненной правде» — так отзывался Добролюбов о произведениях Островского — стала одним из существенных признаков нашего национального сценического искусства.

Добролюбов указал еще одну особенность драматургии Островского — «меткость и вер­ность народного языка». Недаром Горький называл Островского «чародеем языка». Каж­дый персонаж Островского говорит языком, ти­пичным для его сословия, профессии, воспита­ния. И актер, создавая тот или иной образ, должен был уметь использовать нужную инто­нацию, произношение и другие речевые сред­ства. Островский приучил актера слушать и слышать, как говорят люди в жизни.

Произведения великого русского драматур­га воссоздают не только современную ему жизнь. Они изображают и годы польской интервенции начала XVII в. («Козьма Минин», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»), и легендар­ные времена древней Руси (весенняя сказка «Снегурочка»).

В предреволюционные годы буржуазные зри­тели постепенно стали утрачивать интерес к те­атру Островского, считая его отжившим. На советской сцене драматургия Островского воз­родилась с новой силой. Пьесы его идут и на зарубежных сценах.

Л. Н. Толстой в 1886 г. писал драматургу: «Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и потому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть, несомненно — общенародным — в са­мом широком смысле писателем».

После Великой Октябрьской социалистиче­ской революции творчество А. Н. Островского стало общенародным.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ