Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Л. Н. Толстой

(1828—1910)

А. П. Чехов сказал, что Толстому среди великих деятелей русского искусства принад­лежит первое место. «Толстой — наш общий учитель»,— утверждал выдающийся француз­ский писатель Анатоль Франс. Больше полу­века прошло после смерти великого русского художника слова, но всемирная слава его не­уклонно продолжает расти. Замечательные рас­сказы, повести, драмы и три гениальных рома­на Л. Н. Толстого — «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение» — никогда не пе­рестанут волновать человеческие умы и сердца.

Первое произведение писателя автобиографич­но. Это — трилогия «Детство» (1852), «Отрочест­во» (1854), «Юность» (1857). Главный герой ее, Николенька Иртеньев, впечатлительный, чут­кий и склонный к самоанализу мальчик, во многом напоминает самого Льва Толстого. Автор показывает, как в душе Николеньки, т. е. в ду­ше самого будущего писателя, постепенно воз­никает критическое отношение к окружающе­му, растет желание жить лучше, честнее лю­дей своего круга — дворян-аристократов.

В 1847 г. Толстой неожиданно для окружаю­щих покидает Казанский университет, куда поступил в 1844 г., и едет в свою усадьбу Яс­ная Поляна. Этот период своей жизни Толстой впоследствии описал в повести «Утро поме­щика». Молодой помещик Нехлюдов старается улучшить жизнь крепостных, вникнуть в их положение и помочь каждому, но сталкивает­ся с недоверием к нему народа и вопиющей нищетой, от которой невозможно избавиться.

Прожив в усадьбе, а позднее в Москве и Петербурге около четырех лет и не найдя дела по душе, Лев Толстой в 1851 г. едет на Кавказ, где поступает на военную службу. Этим поступком он удивил окружающих: богатый помещик, имеющий графский титул и связи в высших кругах, он мог при желании сделать блестящую карьеру в столице.

Но Толстой мечтает о дру­гом. Попав на Кавказ, он стремится лучше узнать жизнь простого народа, сблизиться с казаками, в среде которых оказался, и за­жить иной, лучшей жизнью. О своих впечатле­ниях о жизни казаков и раздумьях в эту пору Толстой рассказал в «песне своей юности» (Ромен Роллан) — повести «Казаки», написанной десять лет спустя. Повесть эта перекликается с такими произведениями, как «Цыганы» Пушкина, «Бэла» из лермонтовского «Героя нашего времени», «Олеся» Куприна. В ней рассказана история любви человека из «цивилизованного» мира — дворянина Дмит­рия Оленина к простой девушке из народа — гордой красавице казачке Марьяне. Оленин, во многом близкий автору, презирает ту жизнь, которую оставил в Петербурге. Он мечтает жить, как живут казаки, и хочет жениться на Марьяне, которую полюбил. Но Оленин не может по-настоящему сблизиться с казаками.

Воспитание и среда наложили на него свой отпечаток. Оленина очень мало волнуют радо­сти и горести окружающих, он думает прежде всего о себе. И казаки чувствуют это. Не уди­вительно, что Марьяна испытывает неприязнь к Оленину. Одинокий, чужой для всех, он вынужден уехать из казачьей станицы в нена­вистный ему Петербург.

В 1853 г. началась Крымская война. Тол­стой участвовал в обороне Севастополя на са­мом опасном участке — знаменитом четвертом бастионе. По живым следам военных событий он написал затем «Севастопольские рассказы». Подлинные герои Крымской войны, по мнению писателя,— простые русские люди, которые «все могут сделать». «Из-за креста, из-за зва­ния, из угрозы не могут принять люди эти ужас­ные условия: должна быть другая, высокая по­будительная причина. И эта причина есть чув­ство, редко проявляющееся, стыдливое в рус­ском, но лежащее в глубине души каждого,— любовь к родине». Мужественным и скромным солдатам писатель резко противопоставляет тех дворян-офицеров, которые друг перед другом кичатся «аристократизмом», стараются выста­вить напоказ свою храбрость. «Всякий из офи­церов,— пишет Толстой,— маленький Наполеон, маленький изверг и сейчас готов затеять сраже­ние, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалования».

Толстой видел, что жизнь высшего света — придворных, именитых помещиков, высших чиновников и военных — полна тщеславия, эгоизма, лжи и яв­ляется ненастоящей, «искус­ственной». Однако писатель по­лагал, что сама по себе взаим­ная любовь — богатых и бед­ных, угнетателей и угнетен­ных — может изменить жизнь к лучшему, уничтожить пороки современного ему общества. Толстой надеялся также, что, веря в бога и следуя запове­дям религии, люди будут де­лать друг другу добро и станут счастливыми. Это была наивная иллюзия гениального писателя.

Вернувшись с войны в Пе­тербург, Толстой сблизился с Некрасовым, Чернышевским, Тургеневым и нашел свое при­звание в литературной деятель­ности. Но она не стала для него «тихой гаванью». «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начи­нать и бросать, и опять начинать, и опять бро­сать, и вечно бороться и лишаться. А спокой­ствие — душевная подлость», — утверждал он в одном из писем 1857 г. В неустанных, напря­женных раздумьях, в постоянной тревоге, не­довольстве собой и окружающими и прошла вся жизнь Льва Николаевича Толстого.

В 1862 г. писатель женился на Софье Анд­реевне Берс, которая стала ему помощницей и преданным другом. С той поры он почти без­выездно жил в своей усадьбе. С необычайной сосредоточенностью и упорством работал он над своими книгами. Когда Софья Андреевна од­нажды спросила, не переутомился ли он, Лев Николаевич ответил: «А ты думаешь, что писа­тельство дается даром? Нет, каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

На протяжении 60-х годов Толстой работал над романом-эпопеей «Война и мир». Это произ­ведение широко охватывает русскую жизнь начала XIX в. В центре внимания — Отечест­венная война 1812 г. Среди огромного числа персонажей «Войны и мира» (а их около шести­сот) есть и выдающиеся исторические деятели, и рядовые участники войны 1812 г. С большой симпатией изображены Андрей Болконский и Пьер Безухов, подобно Толстому искавшие в жизни правду, справедливость и подлинное человеческое счастье.

Незабываемы образы женщин в романе, и прежде всего исполненный особенного обаяния образ Наташи Ростовой, в котором, по выраже­нию Р. Роллана, запечатлен «трепет самой жизни».

В «Войне и мире» очень ярко проявилось умение Толстого изображать человеческие пе­реживания. Он, по удачному выражению Чер­нышевского, передавал «диалектику человече­ской души», «сам таинственный процесс выработ­ки мыслей и чувств». Писатель добился этого, используя внутренние монологи героев, кото­рые занимают иногда целые страницы в рома­не. Таковы, например, мысли, мелькающие в сознании Пети Ростова накануне рокового для него боя, или раздумья раненого Андрея Болконского, вдруг увидевшего над собой высокое небо.

Толстой сумел с необычай­ной силой передать патриотиче­ский подъем, который в 1812 г. испытали русские люди. «В «Вой­не и мире» я любил мысль на­родную»,— говорил писатель. И всем содержанием романа-эпопеи Толстой показал, что именно русский народ, подняв­шийся на борьбу за националь­ную независимость, изгнал французов из пределов своей страны и обеспечил победу.

Нет в русской литературе другого произведения, где бы с такой убедительностью и си­лой, как в «Войне и мире», были переданы мощь и величие русского народа. Патриотиче­ский роман Толстого, бесконеч­но дорогой людям нашей стра­ны, имеет всемирное значение. «Этот роман,— быть может, ве­личайший из всех, какие когда-либо были написаны»,— сказал французский писатель-комму­нист Луи Арагон.

В романе Толстого «Анна Каренина» отразилось то смут­ное, тревожное время, когда в России после отмены крепост­ного права ломались старые жизненные устои и на смену им приходили новые, буржуаз­ные отношения. В жизни лю­дей этой эпохи, по словам писа­теля, все было «неясно и запу­танно». Толстой показал, что са­мые естественные человеческие чувства искажались и уродовались в высшем обществе. Трагичной оказалась судьба жены крупного петербургского сановника Каренина, обаятельной и искренней Анны, полюбившей другого человека и не скрывавшей этого чув­ства. Светские ханжи и лицемеры осудили ее любовь к Вронскому как преступное наруше­ние семейного долга.

Петербургскому обществу Толстой противо­поставил помещика Левина. Его взаимоотно­шения с женой Кити основаны на полном дове­рии и большой чуткости друг к другу. Но в. ду­ше Левина, счастливого семьянина, нет и тени безмятежного спокойствия: он, как и сам Толстой, не удовлетворен своей жизнью. Он полон тревоги и неустанно размышляет о смысле жизни, о своих взаимоотношениях с крестья­нами, о настоящем и будущем страны.

Напряженно работая над художественными произведениями, Л. Толстой в 60—70-х годах много сил отдавал общественной деятельности. В 1859 г. он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и взрослых и сам был их учителем. При участии Льва Толстого в уездах Тульской губернии организовали еще двадцать одну школу. В 70-е годы писатель составил азбуку для детей. Он помогал кре­стьянам в неурожайные, голодные годы.

Враждебно, недоверчиво относилось царское правительство к педагогической деятельности Толстого. Особое недовольство властей вызва­ла Яснополянская школа. В усадьбе писателя произвели обыск, глубоко оскорбивший Тол­стого. Позже школу совсем закрыли.

Раздумья о неограниченной власти царя, про­изволе помещиков и чиновников, о нищете, бес­правии и забитости народа, положение которого после реформы 1861 г. оставалось очень тяжелым, привели Толстого в конце 70-х и в 80-х годах к душевному кризису. Произошел давно готовив­шийся переворот во взглядах писателя. Тол­стой окончательно понял «преступность, же­стокость, мерзость той жизни», которую ведут люди богатых классов, строя свое «глупое материальное внешнее благополучие на страда­ниях, забитости, унижении» народа.

В публицистических и художественных про­изведениях 1880—1900 гг. Толстой с особен­ной силой бичует имущие классы. Он, по выра­жению Ленина, «обрушивается» на утопающих в роскоши господ, жестоко угнетающих народ, и гневно срывает с них «все и всяческие маски». Суровую правду жизни имущих классов обна­жил писатель в своей повести «Смерть Ивана Ильича». Ее главный герой, преуспевший чи­новник, лишь перед смертью замечает чудо­вищное лицемерие и ложь, до краев напол­няющие повседневную жизнь всех людей его круга.

Невелик по объему, но очень глубок по мысли рассказ Толстого «После бала». Герой его — пожилой полковник. Милый и изящный вечером на балу, он неузнаваемо меняется утром, когда руководит публичным наказанием солдата шпицрутенами, прогоняя его сквозь строй. Он избивает одного из солдат, который ударил палкой по окровавленной спине своего товарища не так сильно, как требовало началь­ство. Добродушие, светская изысканность полковника — это всего лишь лживая и лицемер­ная маска. За ней скрывается зверская же­стокость, достойная палача.

В 90-е годы Л. Толстой создает последний из своих знаменитых романов — «Воскресе­ние». С небывалой, даже в его произведениях, резкостью и страстностью бичует здесь писа­тель столичных аристократов и крупных цар­ских чиновников, развращенных непомер­ной роскошью и безграничной властью, пре­ступно равнодушных к людям, которые жили в унижении и неволе, на грани нищеты и в ни­щете. В центре внимания читателей романа — страшная судьба Катюши Масловой. Юную девушку, служившую горничной в помещичьей семье, соблазнил и бросил молодой князь Нех­людов, и она после нескольких лет бездомной жизни в окружении низких, развращенных людей, после скитаний и мытарств попала в публичный дом, а позднее по недоразумению была обвинена в убийстве и сослана на каторж­ные работы. О переживаниях Катюши Масловой и князя Нехлюдова, который, случайно увидев Катюшу на скамье подсудимых, по­нял свою непоправимую вину перед ней, и рассказывается в романе.

Разоблачая антинародную сущность цар­ского суда, армии, церкви и самого государства, резко отрицая частную собственность, доказы­вая взаимоотношения и жизнь людей во всей их сложности, Лев Толстой в своих художест­венных и публицистических произведениях, по словам Ленина, ставил великие вопросы своего времени. Он заставлял читателей задумывать­ся о серьезных, глубоких противоречиях дейст­вительности.

В конце XIX — начале XX в. передовых русских людей особенно волновал вопрос о путях уничтожения царившего в стране зла. Правильно ответить на этот вопрос не мог и Лев Толстой.

В. И. Ленин в статье «Лев Толстой, как зер­кало русской революции» дал глубокое истол­кование сущности противоречий во взглядах Толстого: «С одной стороны, беспощадная кар­тина капиталистической эксплуатации, разоб­лачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом бо­гатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, юродивая проповедь «не­противления злу» насилием...»

Толстой сам чувствовал противоречивость своих взглядов. Он сознавал, что, следуя его проповеди, народ не сможет избавиться от гнета и нищеты. Последние десятилетия жизни были для него временем особенно мучительных раз­думий, колебаний и недовольства собой.

Толстой отказался от помощи слуг, сам па­хал землю, носил воду, пилил и колол дрова, помогал крестьянам строить избы, класть в них печи, тачал сапоги. Однако писатель не нахо­дил сил порвать с семьей и оставался жить в яснополянской усадьбе. «Все больше и боль­ше, почти физически, страдаю от неравенства, богатства, излишества нашей жизни среди нищеты и не могу уменьшить это неравенство. В этом тайный трагизм моей жизни»,— запи­сывает он в дневнике в 1907 г.

В октябре 1910 г. Толстой тайно уехал из Ясной Поляны, с тем чтобы не возвращаться туда. Ему было 82 года. В дороге Лев Николае­вич заболел воспалением легких и на станции Астапово был вынужден сойти с поезда. Через неделю, 7(20) ноября, Толстой умер. Похоро­нили его в Ясной Поляне. Сотни людей ежедневно посещают это дорогое всему человечеству место. Они идут мимо окруженных многолет­ними ивами прудов к усадьбе, осматривают небольшой двухэтажный дом, где работал Тол­стой, и, пройдя по аллеям тенистого парка к глубокому оврагу, подолгу стоят у поросшей густой травой могилы великого писателя.





 
 
----------------------------------------------------
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Реклама

  • Новые статьи
    Каталог статей
    Как подготовить ребенка к школе
    Освоение навыков чтения
    Природные материалы на уроках труда

    Статистика




     
    Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
    2013 © 2017