.
Меню сайта
|
СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Социалистический реализм-метод советской литературыСОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Социалистический реализм-метод советской литературыОбщий художественный метод — метод социалистического реализма объединяет советских писателей. У нас очень много писателей «хороших и разных» по выражению Маяковского: Л. Леонов совсем не похож на Фадеева, Твардовский-на Н. Островского, а все-таки мы считаем их социалистическими реалистами, т. е. видим в их творчестве, в их стилях сближающие их черты, общий метод. Можно сказать, что метод — это алгебра художественного творчества, как бы формула, охватывающая самые различные и непохожие! В самом деле, сравним Полю Вихрову из «Русского леса» Леонова, Метелицу или Левинсона из «Разгрома» Фадеева и его молодогвардейцев, Павла Корчагина из романа «Как закалялась сталь» Островского и Василия Теркина из поэмы Твардовского. Какие это разные люди. Но у всех них обащая и при этом главная черта: они борцы за социализм, за Советскую власть, и это определяет и их поведение, и их отношение к людям, и весь их духовный мир. В этом их, так сказать, «алгебраическое» единство, при всем их «арифметическом» несходстве. Значит, у писателей, создавших образы этих людей, именно в них увидевших своих героев, есть общее в эстетическом идеале, в основном подходе к жизни,в оценке и понимании жизненных целей чело века. Это — пример единства метода. Вернее даже сравнить метод с компасом, который указывает писателям общее направление их творческого пути, единство цели. А то, насколько успешно приближаются они к этой цели, зависит уже от таланта, знаний, культуры каждого писателя. Поэтому при общем методе могут быть и хорошие, и средние, и слабые произведения, так же как у одного и того же писателя не только есть произведения более или менее удачные, но даже и в одном романе или повести могут быть более или менее сильные страницы, более или менее глубокие и верные образы. Каждый из писателей, связанных общим методом, идет своим путем, рассказывает о тех сторонах жизни, которые он изучил. Поэтому его произведения совсем не похожи на произведения других писателей. И в то же время мы чувствуем их внутреннее родство. Так, Поля Впхрова из «Русского леса» близка Уле Громовой из «Молодой гвардии», а Левинсон из «Разгрома» — Павлу Корчагину. Эстетический идеал, в основе которого борьба за движение к коммунизму, герой, вернее сказать положительный герой, который в самых разнообразных своих проявлениях в жизни ложет быть назван носителем именно этого идеала, понимание жизненного процесса как пути к коммунизму, отношение к народу кап к главной движущей силе жизни — все это составляет основу художественного метода советской литературы. Метод этот ни в чем не ограничивает творчества писателей, каждый из которых связан с разными сторонами жизни, откликается на различные вопросы, которые она ставит. В произведении, например, может и не быть положительного героя, но представление о нем подскажет писателю нужные краски для изображения отрицательных типов. Художник может говорить о прошлом, а не о современности или о том, что происходит за пределами Советского Союза. Но, оценивая все это под углом зрения своего эстетического идеала, показывая, например, борьбу народа в прошлой за свое освобождение, он останется в русле социалистического реализма. На чем основано само наименование этого метода? Что такое прежде всего реализм? Латинское слово гealitas означает «действительность», слово геаlitas — «действительный». Очевидно, что словом реализм мы прежде всего подчеркиваем верность изображению жизни. Реализм — это художественное творчество, которое стремится изображать явления так, как они происходят в жизни. Поэтому в наиболее общем смысле этого слова и Шекспир, и Лев Толстой, и М. Горький могут быть названы реалистами. Некоторые исследователи даже склонны искать черты реализма в первобытном искусстве, другие относят его рождение к эпохе Возрождения, третьи — к началу XIX в. Понятно, однако, что, к какой бы точке зрения мы ни присоединились, нам все равно понадобится уточнить, в чем особенности реализма именно Л. Толстого или именно М. Горького, и тогда нам понадобятся ответы на уже более конкретные вопросы: в чем их эстетический идеал, чем характеризуется положительный герой этих писателей и т. д. Понятие реализм часто соотносят с понятием романтизм — методом, встречающимся в разных странах и в разное время. Легко заметить, что слово романтизм близко к слову роман, оно действительно от него и возникло. Когда хотели сказать, что творчество писателя далеко от жизни, непохоже на нее, говорили, что у него жизнь показана, «как в романе». Так реализму стали противопоставлять романтизм как творчество, в котором писатель как бы подчиняет себе жизнь, говорит больше о том, как она ему представляется, а не о том, какова она есть на самом деле. Возьмем очень простой пример — изображение белой ночи в старом Петербурге. Пушкин пишет о ней так: И не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. А вот как рисует ее А. Блок: А там — закат из неба сотворил Глубокий многоцветный кубок. Руки Одна заря закинула к другой, И сестры двух небес прядут один То розовый, то голубой туман, И в море утопающая туча В предсмертном гневе мечет из очей То красные, то синие огни. Мы видим, что Блок отличается от Пушкина тем, что стремится не столько описать саму зарю, сколько передать свое субъективное отношение к ней, свою взволнованность, свое представление об этом явлении природы. В начале стихотворения он негодовал на то, «что сделали из берега морского скучающие модницы и франты». Поэтому с такой резкостью противопоставляет он им прекрасную природу, поэтому даже туча у него «в гневе». Сравним теперь «Капитанскую дочку» Пушкина и поэму Лермонтова «Демон». Там уже не одна только черточка реализма и романтизма в языке, в описании заката, а уже их сопоставление, так сказать, в полный рост. У Пушкина простые люди с их обычным языком, внешностью, реальные и в данном случае даже действительно происходившие события, связанные с восстанием Пугачева,— все это образец реалистического отражения жизни в литературе. А в «Демоне» — переплетение реального п фантастического, необыкновенные события и страсти людей. При их помощи поэт как бы стремится выразить свою тоску о том, что в жизни еще нет таких люден. И в поэме «Мцыри» Лермонтов также обращается к фантастике, но его герой воплощает ту же тоску поэта по сильным b гордым людям, стремящимся к борьбе и подвигу: Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. Перед нами романтическое изображение характера. Это значит, что его еще нет в жизни, но поэт выражает в нем мечту о том, чтобы такие люди в ней появились. Естественно, он подбирал краски для их воплощения в воображении, а не в самой жизни, поэтическим языком он передавал именно свое субъективное отношение к жизни. Романтизм как художественный метод возникает именно тогда, когда писатель вступает в разлад с жизнью, требует от нее того, чего в ней еще нет. Конечно, и реализм вовсе не означает, что писатель все принимает в жизни. Он критикует ее и рисует то ценное, что в ней есть. Но прежде всего он показывает то, что в ней противоречит его идеалу, а романтик стремится прямо нарисовать такой идеал, и это заставляет его обращаться к фантастическим или, во всяком случае, условным формам изображения. Но приглядимся еще к одному романтическому произведению, к рассказу «Старуха Изер-гиль» М. Горького, где перед нами появляется образ Данко, вырывающего из своей груди сердце, чтобы осветить людям дорогу к счастью. Это романтическая фантастика, но ведь это произведение написано в 1895 г., всего за десять лет до революции 1905 г., за двадцать с небольшим лет до Великой Октябрьской революции, другими словами, это произведение стояло-уже в преддверии тех героических боев за свободу, в которых подвиг Данко уже возникал среди баррикадных боев на Пресне, а па полях гражданской войны его совершали бойцы Красной Армии. В романтической форме М. Горький уже угадывал и передавал то небывалое воодушевление, которое накапливалось прежде всего в рабочем классе России и которое превратилось в реальное массовое движение в годы революции. У М. Горького и у близких ему писателей революционная мечта сближалась с жизнью, романтизм, не теряя своей устремленности вперед, сливался с реальным отражением героики борьбы русской революции, т. е. получал уже новый характер. Новый характер получал и реализм, который в самой жизни мог уже найти стремительное движение вперед, особенно явное и ощутимое приближение к идеалу. В самом деле, сразу же после Октября в советской литературе появляется на языках различных национальностей нашей страны множество произведений, посвященных Ленину. Конечно, они были глубоко реалистичны, они отражали историческую личность Ленина, председателя Совета Народных Комиссаров, декреты которого определяли их жизнь, слова которого они слышали с трибун съездов и совещаний. И вместе с тем имя Ленина звучало как символ революции, поднималось над массами как знамя, зовущее вперед, воплощало передовые идеалы революции. И в изображении Ленина сливалось воедино и реалистическое и романтическое начало. Это и придавало реализму советской литературы уже новый характер, характер реализма социалистического, т. е. проникнутого духом революции, стремлением к созданию коммунизма. Вот почему в основе творчества советских писателей и лежит новый сравнительно с предшествующими периодами развития литературы художественный метод. Он выражается в особом их отношении к жизни, потому что сама эта жизнь полна героики, стремления вперед, к построению коммунистического общества. Поскольку эти зовущие вперед идеалы выдвинуты нашей партией, а партия, по словам Ленина, выражает то, что сознает народ, мы можем сказать, что в основе метода советской литературы лежит начало партийности. Оно и выражено в представлении о положительном герое, в понимании значения народа как движущей силы истории, во всем том, что определяет отношение писателя к основным вопросам, которые ставит перед ним жизнь, интересы советского народа. Социалистический реализм — это метод советской литературы. Но он развивается и за ее пределами: лучшие прогрессивные писатели мира, отражая нарастающую борьбу народных масс и воспринимая опыт советских писателей, приходят к нему. Так же как и в советской литературе, у них есть свои национально-исторические истоки этого метода в начавшемся еще задолго до Октября движении народных масс к социализму. Говоря о художественном методе, мы должны помнить, что в нем писатель не получает каких-то обязательных правил и рецептов, «как писать», но метод говорит ему о том, куда направить внимание, что в жизни важно, интересно, нужно; он (метод) является компасом творчества: и у писателей социалистического реализма стрелка этого компаса всегда обращена к интересам народа, к развитию социалистического человека, к борьбе со всем, что мешает этому развитию. Метод социалистического реализма сложился и развивался именно по мере того, как шла у нас борьба за социализм. Основоположником его явился М. Горький, его роман «Мать» был уже замечательным примером осуществления нового метода. Герои этого романа — представители новой исторической силы — рабочего класса, вступившего в решающую борьбу со старым миром во имя создания социалистического общества. Роман проникнут глубочайшей верой писателя в победу. Ленин прочитал его еще в рукописи и назвал «своевременной книгой», которая поможет прийти к революции сотням тысяч рабочих. Павел Власов, его мать Ниловна, Находка — герои романа, на примере которых воспитывались поколения советских людей. Народность и партийность позволили писателю увидеть в жизни именно таких людей, деятельность ко- торых отвечала интересам народа, тем целям, за которые боролась партия коммунистов во главе с В. И. Лениным. За годы Советской власти литература социалистического реализма получила мировое признание. М. А. Шолохову, например, была присуждена высшая зарубежная награда — Нобелевская премия. История советской литературы — это история развития метода социалистического реализма. Метод этот не стесняет творчества писателя, обращающегося к самым разнообразным литературным формам, но он направляет его внимание к тем сторонам жизни, которые в особенности важны для воспитания социалистического человека.
|
ПОИСК
Block title
|