. СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Социалистический реализм-метод советской литературы
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Социалистический реализм-метод советской литературы

СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Социалистический реализм-метод советской литературы

Общий художественный метод — метод социалистического реализма объединяет советских писателей.

У нас очень много писателей «хороших и разных» по выражению Маяковского: Л. Лео­нов совсем не похож на Фадеева, Твардовский-на Н. Островского, а все-таки мы считаем их социалистическими реалистами, т. е. видим в их творчестве, в их стилях сближающие их черты, общий метод.

Можно сказать, что метод — это алгебра художественного творчества, как бы формула, охватывающая  самые  различные  и непохожие!
на первый взгляд явления.

В самом деле, сравним Полю Вихрову из «Русского леса» Леонова, Метелицу или Левинсона из «Разгрома» Фадеева и его молодогвардейцев, Павла  Корчагина из романа «Как закалялась сталь» Островского и Василия Теркина из поэмы  Твардовского.

Какие это разные люди. Но у всех них обащая и при этом главная черта: они борцы за социализм, за Советскую власть, и это определяет и их поведение, и их отношение к людям, и весь их духовный мир. В этом их, так сказать, «ал­гебраическое» единство, при всем их «арифме­тическом» несходстве. Значит, у писателей, создавших образы этих людей, именно в них увидевших своих героев, есть общее в эстети­ческом идеале, в основном подходе к жизни,в оценке и понимании жизненных целей чело века. Это — пример единства метода.

Вернее даже сравнить метод с компасом, который указывает писателям общее направле­ние их творческого пути, единство цели. А то, насколько успешно приближаются они к этой цели, зависит уже от таланта, знаний, культуры каждого писателя. Поэтому при общем методе могут быть и хорошие, и средние, и слабые произведения, так же как у одного и того же писателя не только есть произведения бо­лее или менее удачные, но даже и в одном романе или повести могут быть более или менее сильные страницы, более или менее глубокие и верные образы.

Каждый из писателей, связанных общим методом, идет своим путем, рассказывает о тех сторонах жизни, которые он изучил. Поэтому его произведения совсем не похожи на произ­ведения других писателей. И в то же время мы чувствуем их внутреннее родство. Так, Поля Впхрова из «Русского леса» близка Уле Громо­вой из «Молодой гвардии», а Левинсон из «Раз­грома» — Павлу Корчагину.

Эстетический идеал, в основе которого борьба за движение к коммунизму, герой, вер­нее сказать положительный герой, который в самых разнообразных своих проявлениях в жиз­ни ложет быть назван носителем именно этого идеала, понимание жизненного процесса как пути к коммунизму, отношение к народу кап к главной движущей силе жизни все это со­ставляет основу художественного метода совет­ской литературы.

Метод этот ни в чем не ограничивает твор­чества писателей, каждый из которых связан с разными сторонами жизни, откликается на различные вопросы, которые она ставит. В произведении, например, может и не быть положительного героя, но представление о нем подскажет писателю нужные краски для изо­бражения отрицательных типов. Художник может говорить о прошлом, а не о современ­ности или о том, что происходит за преде­лами Советского Союза. Но, оценивая все это под углом зрения своего эстетического идеала, показывая, например, борьбу народа в прошлой за свое освобождение, он останется в русле социалистического реализма.

На чем основано само наименование этого метода?

Что такое прежде всего реализм?

Латинское слово гealitas означает «действи­тельность», слово геаlitas — «действительный». Очевидно, что словом реализм мы прежде всего подчеркиваем верность изображению жизни.

Реализм — это художественное творчество, которое стремится изображать явления так, как они происходят в жизни. Поэтому в наибо­лее общем смысле этого слова и Шекспир, и Лев Толстой, и М. Горький могут быть названы реа­листами. Некоторые исследователи даже склон­ны искать черты реализма в первобытном ис­кусстве, другие относят его рождение к эпохе Возрождения, третьи — к началу XIX в. По­нятно, однако, что, к какой бы точке зрения мы ни присоединились, нам все равно понадо­бится уточнить, в чем особенности реализма именно Л. Толстого или именно М. Горького, и тогда нам понадобятся ответы на уже более конкретные вопросы: в чем их эстетический иде­ал, чем характеризуется положительный герой этих писателей и т. д.

Понятие реализм часто соотносят с поня­тием романтизм — методом, встречающимся в разных странах и в разное время.

Легко заметить, что слово романтизм близко к слову роман, оно действительно от него и воз­никло. Когда хотели сказать, что творчество писателя далеко от жизни, непохоже на нее, говорили, что у него жизнь показана, «как в романе». Так реализму стали противопоставлять романтизм как творчество, в котором писатель как бы подчиняет себе жизнь, говорит больше о том, как она ему представляется, а не о том, какова она есть на самом деле.

Возьмем очень простой пример — изобра­жение белой ночи в старом Петербурге. Пушкин пишет о ней так:

И не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

А вот как рисует ее А. Блок:

А там — закат из неба сотворил

Глубокий   многоцветный   кубок.   Руки

Одна заря закинула к другой,

И  сестры двух небес прядут один

То розовый,  то голубой туман,

И в море утопающая туча

В предсмертном гневе мечет из очей

То красные, то синие огни.

Мы видим, что Блок отличается от Пушкина тем, что стремится не столько описать саму зарю, сколько передать свое субъективное отно­шение к ней, свою взволнованность, свое пред­ставление об этом явлении природы. В начале стихотворения он негодовал на то, «что сделали из берега морского скучающие модницы и фран­ты». Поэтому с такой резкостью противопостав­ляет он им прекрасную природу, поэтому даже туча у него «в гневе».

Сравним теперь «Капитанскую дочку» Пуш­кина и поэму Лермонтова «Демон». Там уже не одна только черточка реализма и романтиз­ма в языке, в описании заката, а уже их со­поставление, так сказать, в полный рост. У Пушкина простые люди с их обычным языком, внешностью, реальные и в данном случае даже действительно происходившие события, связан­ные с восстанием Пугачева,— все это образец реалистического отражения жизни в литера­туре. А в «Демоне» — переплетение реального п фантастического, необыкновенные события и страсти людей. При их помощи поэт как бы стремится выразить свою тоску о том, что в жизни еще нет таких люден.

И в поэме «Мцыри» Лермонтов также обра­щается к фантастике, но его герой воплощает ту же тоску поэта по сильным b гордым лю­дям, стремящимся к борьбе и подвигу:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную  тревог,

Я променял бы, если б мог.

Перед нами романтическое изображение характера. Это значит, что его еще нет в жизни, но поэт выражает в нем мечту о том, чтобы та­кие люди в ней появились. Естественно, он подбирал краски для их воплощения в вообра­жении, а не в самой жизни, поэтическим язы­ком он передавал именно свое субъективное отношение к жизни.

Романтизм как художественный метод воз­никает именно тогда, когда писатель вступает в разлад с жизнью, требует от нее того, чего в ней еще нет. Конечно, и реализм вовсе не означает, что писатель все принимает в жизни. Он критикует ее и рисует то ценное, что в ней есть. Но прежде всего он показывает то, что в ней противоречит его идеалу, а романтик стре­мится прямо нарисовать такой идеал, и это за­ставляет его обращаться к фантастическим или, во всяком случае, условным формам изобра­жения.

Но приглядимся еще к одному романтиче­скому произведению, к рассказу «Старуха Изер-гиль» М. Горького, где перед нами появляется образ Данко, вырывающего из своей груди сердце, чтобы осветить людям дорогу к счастью. Это романтическая фантастика, но ведь это произведение написано в 1895 г., всего за десять лет до революции 1905 г., за двадцать с не­большим лет до Великой Октябрьской револю­ции, другими словами, это произведение стояло-уже в преддверии тех героических боев за сво­боду, в которых подвиг Данко уже возникал среди баррикадных боев на Пресне, а па полях гражданской войны его совершали бойцы Крас­ной Армии.

В романтической форме М. Горький уже угадывал и передавал то небывалое воодушев­ление, которое накапливалось прежде всего в рабочем классе России и которое преврати­лось в реальное массовое движение в годы рево­люции.

У М. Горького и у близких ему писателей революционная мечта сближалась с жизнью, романтизм, не теряя своей устремленности впе­ред, сливался с реальным отражением героики борьбы русской революции, т. е. получал уже новый характер. Новый характер получал и реализм, который в самой жизни мог уже най­ти стремительное движение вперед, особенно явное и ощутимое приближение к идеалу.

В самом деле, сразу же после Октября в со­ветской литературе появляется на языках раз­личных национальностей нашей страны мно­жество произведений, посвященных Ленину. Конечно, они были глубоко реалистичны, они отражали историческую личность Ленина, пред­седателя Совета Народных Комиссаров, декре­ты которого определяли их жизнь, слова кото­рого они слышали с трибун съездов и совеща­ний. И вместе с тем имя Ленина звучало как символ революции, поднималось над массами как знамя, зовущее вперед, воплощало передо­вые идеалы революции. И в изображении Лени­на сливалось воедино и реалистическое и ро­мантическое начало. Это и придавало реализму советской литературы уже новый характер, ха­рактер реализма социалистического, т. е. проникнутого духом революции, стремлением к созданию коммунизма.

Вот почему в основе творчества советских писателей и лежит новый сравнительно с пред­шествующими периодами развития литературы художественный метод. Он выражается в осо­бом их отношении к жизни, потому что сама эта жизнь полна героики, стремления впе­ред, к построению коммунистического общест­ва. Поскольку эти зовущие вперед идеалы вы­двинуты нашей партией, а партия, по словам Ленина, выражает то, что сознает народ, мы можем сказать, что в основе метода советской литературы лежит начало партийности. Оно и выражено в представлении о положитель­ном герое, в понимании значения народа как движущей силы истории, во всем том, что опре­деляет отношение писателя к основным вопро­сам, которые ставит перед ним жизнь, интересы советского народа.

Социалистический реализм — это метод со­ветской литературы. Но он развивается и за ее пределами: лучшие прогрессивные писатели мира, отражая нарастающую борьбу народных масс и воспринимая опыт советских писателей, приходят к нему. Так же как и в советской литературе, у них есть свои национально-исто­рические истоки этого метода в начавшемся еще задолго до Октября движении народных масс к социализму.

Говоря о художественном методе, мы долж­ны помнить, что в нем писатель не получает каких-то обязательных правил и рецептов, «как писать», но метод говорит ему о том, куда направить внимание, что в жизни важно, интересно, нужно; он (метод) является компасом твор­чества: и у писателей социалистического реа­лизма стрелка этого компаса всегда обращена к интересам народа, к развитию социалистиче­ского человека, к борьбе со всем, что мешает этому развитию. Метод социалистического реа­лизма сложился и развивался именно по мере того, как шла у нас борьба за социализм. Осно­воположником его явился М. Горький, его роман «Мать» был уже замечательным примером осуществления нового метода.

Герои этого романа — представители новой исторической силы — рабочего класса, всту­пившего в решающую борьбу со старым миром во имя создания социалистического общества. Роман проникнут глубочайшей верой писателя в победу. Ленин прочитал его еще в рукописи и назвал «своевременной книгой», которая помо­жет прийти к революции сотням тысяч рабочих. Павел Власов, его мать Ниловна, Находка — герои романа, на примере которых воспиты­вались поколения советских людей. Народность и партийность позволили писателю увидеть в жизни именно таких людей, деятельность ко-

торых отвечала интересам народа, тем целям, за которые боролась партия коммунистов во главе с В. И. Лениным.

За годы Советской власти литература социа­листического реализма получила мировое при­знание. М. А. Шолохову, например, была при­суждена высшая зарубежная награда — Нобе­левская премия.

История советской литературы — это исто­рия развития метода социалистического реа­лизма. Метод этот не стесняет творчества писа­теля, обращающегося к самым разнообразным литературным формам, но он направляет его внимание к тем сторонам жизни, которые в осо­бенности важны для воспитания социалисти­ческого человека.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ