. Максим Горький
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Максим Горький

Максим Горький

(1868-1936)

Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пеш­кова). Родился он 16(28) марта 1868 г. в Ниж­нем Новгороде в семье столяра-краснодерев­щика. Рано лишившись родителей, М. Горь­кий провел детство в мещанской семье деда Каширина, испытал тяжелую жизнь «в людях», много странствовал по Руси. Он узнал быт бо­сяков, безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету, которая с еще большей силой раскрыла перед будущим писателем про­тиворечия жизни. Чтобы заработать на пропи­тание, ему пришлось быть и грузчиком, и садов­ником, и пекарем, и хористом. Все это дало ему такое знание быта низов, которым не обладал в то время ни один писатель. Впечатления этих лет он воплотил позже в трилогии «Дет­ство», «В людях», «Мои университеты».

В 1892 г. первый рассказ Горького — «Ма­кар Чудра» открыл читателям России нового писателя. А двухтомный сборник очерков и рассказов, вышедший в 1898 г., принес ему широкую известность. Было что-то удивительное в той быстроте, с которой его имя разнеслось по всем уголкам России.

Молодой писатель, в темной косоворотке, под­поясанный тонким ремеш­ком, с угловатым лицом, на котором выделялись не­уступчиво горящие глаза, выступил в литературе как провозвестник нового мира. Пусть на первых порах он сам еще отчетливо не созна­вал, что это будет за мир, но каждая строчка его рас­сказов призывала бороться против «свинцовых мерзо­стей жизни».

Необычайная популяр­ность начинающего писа­теля в России и далеко за ее пределами объясняется главным образом тем, что в произведениях раннего Горького выведен новый герой — герой-борец, ге­рой-бунтарь.

Для творчества моло­дого Горького характерны настойчивые поиски герои­ческого в жизни: «Старуха Изергиль», «Песня о Со­коле», «Песня о Буревест­нике», поэма «Человек». Беспредельная и гордая вера в человека, способ­ного на высшее самопо­жертвование, составляет одно из важнейших свойств гуманизма писателя.

«В жизни... всегда есть место подвигам. И те, ко­торые не находят их для себя,— те просто лентяи или трусы, или не пони­мают жизни...» — писал Горький («Старуха Изер­гиль»). Передовая моло­дежь России восторженно встретила эти гордые горьковские слова. Вот что рассказывает рабочий Петр Заломов, прототип Павла Власова в романе Максима Горького «Мать», об огром­ной силе революционного воздействия горьковских романтических образов: «Песня о Соколе» была для нас ценнее десятков прокламаций... Разве толь­ко мертвый или неизмери­мо низкий, трусливый раб мог от нее не проснуться, не загореться гневом и жаждой борьбы».

В эти же годы писатель, рисуя людей из народа, раскрывал их неудовлет­воренность жизнью и не­осознанное стремление из­менить ее (рассказы «Чел-каш», «Супруги Орловы», «Мальва», «Емельян Пиляй», «Коновалов»).

В 1902 г. Горький пи­шет пьесу «На дне». Она проникнута протестом про­тив социальных порядков капиталистического обще­ства и страстным призы­вом к справедливой и свободной жизни.

«Свобода во что бы то ни стало! — вот ее духов­ная сущность». Так опре­делил идею пьесы К. С. Станиславский, поставив­ший ее на сцене МХАТа. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» — гроз­ный обвинительный акт против капиталистическо­го строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру,— жертвы урод­ливых и жестоких поряд­ков, при которых чело­век перестает быть чело­веком и обречен влачить жалкое существование.

Обитатели «дна» выброшены из жизни в си­лу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Умерла Анна, кончает с собой Актер, да и остальные изломаны и изу­родованы жизнью. Но под темными и угрю­мыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бро­дяг звучат торжественным гимном слова о Че­ловеке, о его призвании, о его силе и красоте. «Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо!» Если человек в своей сущности пре­красен и только буржуазный строй низводит его до такого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для того, чтобы этот строй уничтожить революционным путем и создать условия, при которых человек станет поистине свободным и прекрасным.

В пьесе «Мещане» (1901) главный герой рабочий Нил при первом появлении на сцене сразу приковывает к себе внимание зрителей. Он сильнее, умнее и добрее других персонажей, выведенных в «Мещанах». По отзыву Чехова, Нил — самая интересная фигура в пьесе. Горь­кий подчеркивал в своем герое целеустремлен­ную силу, твердое убеждение, что «права не дают» — «права берут», веру Нила в то, что человек в силах сделать жизнь прекрасной.

Горький понимал, что осуществить мечту Нила может только пролетариат и только революционной борьбой.

Поэтому писатель под­чинил и свое творчество, и общественную дея­тельность служению революции. Он писал прокламации, издавал марксистскую литера­туру. За участие в революции 1905 г. Горь­кого арестовали и заключили в Петропавлов­скую крепость.

И тогда в защиту писателя со всех концов земли полетели гневные письма. «Люди просвещенные, люди науки России, Германии, Италии, Франции, соединимся. Дело Горь­кого — дело наше общее. Такой талант, как Горький, принадлежит всему миру. Весь мир заинтересован в его освобождении»,— писал в своем протесте крупнейший французский писатель Анатоль Франс. Царскому прави­тельству пришлось освободить Горького.

По выражению писателя Леонида Андреева, Горький в своих произведениях не только пред­сказывал грядущую бурю, он «бурю звал за собой». В этом и состоял его подвиг в литера­туре.

История Павла Власова («Мать», 1906) по­казывает сознательное вступление молодого рабочего в революционную борьбу. В борьбе с самодержавием мужает характер Павла, крепнут сознательность, сила воли, настойчи­вость. Горький первым в литературе вывел ра­бочего-революционера как героическую лич­ность, чья жизнь — пример для подражания.

Не менее примечателен жизненный путь матери Павла. Из робкой, забитой нуждой женщины, смиренно верующей в бога, Ниловна превратилась в сознательного участника рево­люционного движения, свободного от суеверий и предрассудков, сознающего свое человеческое достоинство.

«Собирай, народ, силы свои во единую си­лу!» — с этими словами обращается Ниловна во время ареста к людям, призывая новых бой­цов под знамя революции.

Устремленность в будущее, поэтизация ге­роической личности сочетаются в романе «Мать» с реальными событиями и реальными борцами за светлое будущее. Так в романе полностью раскрылся новый метод изображения жизни — метод социалистического реализма (см. ст. «Со­циалистический реализм — метод советской ли­тературы»).

В первые годы после революции М. Горь­кий публикует ряд литературных портретов своих современников, воспоминаний, расска­зов «о великих людях и благородных сердцах».

Перед нами словно оживает галерея русских писателей: Л. Толстой, «самый сложный чело­век XIX в.», Короленко, Чехов, Леонид Анд­реев, Коцюбинский... Рассказывая о них, Горь­кий находит точные, живописные, неповтори­мые краски, раскрывает и своеобразие писа­тельского таланта, и характер каждого из этих выдающихся людей.

У Горького, жадно тянувшегося к знаниям, людям, всегда было много преданных друзей и искренних почитателей. Их притягивало личное обаяние Горького, многогранность его талантли­вой натуры.

Высоко ценил писателя В. И. Ленин, кото­рый был для Горького воплощением человека-борца, перестраивающего мир в интересах всего человечества. Владимир Ильич приходил на по­мощь Горькому, когда тот сомневался и заблуж­дался, поддерживал его, беспокоился о его здо­ровье.

В конце 1921 г. у Алексея Максимовича обо­стрился давний туберкулезный процесс. По на­стоянию В. И. Ленина Горький уезжает ле­читься за границу, на остров Капри. И хотя связь с Родиной затруднена, Горький по-преж­нему ведет обширную переписку, редактирует многочисленные издания, внимательно читает рукописи молодых литераторов, помогает каж­дому найти свое творческое лицо. Трудно ска­зать, кто из писателей того времени обошелся без поддержки и дружеских советов Горького. Из «широкого горьковского рукава», как за-

метил однажды Л. Леонов, вышли К. Федин, Вс. Иванов, В. Каверин и многие другие совет­ские писатели.

Поражает творческий подъем Горького в эти годы. Он пишет знаменитые воспоминания о В. И. Ленине, заканчивает автобиографическую трилогию, публикует романы «Дело Артамоно­вых», «Жизнь Клима Самгина», пьесы, расска­зы, статьи, памфлеты. В них он продолжает повествование о России, о русском народе, смело перестраивающем мир.

В 1925 г. Горький опубликовал роман «Дело Артамоновых», где раскрыл полную обречен­ность собственнического мира. Он показал, как хозяевами жизни становятся подлинные созда­тели «дела» — рабочие, совершившие в октябре 1917 г. великую революцию. Тема народа и его труда всегда оставалась ведущей в творчестве Горького.

Хроника-эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (1926—1936), посвященная судьбам русского народа, русской интеллигенции, охва­тывает значительный период русской жизни — от 80-х годов XIX в. до 1918 г. Луначарский назвал это произведение «движущейся панора­мой десятилетий». Личные судьбы героев писа­тель раскрывает в связи с историческими собы­тиями. В центре повествования — Клим Самгин, буржуазный интеллигент, маскирующийся под революционера. Само движение истории разоб­лачает его, обнажает индивидуализм и ничто­жество этого человека «пустой души», «рево­люционера поневоле».

Горький убедительно показал, что оторван­ность от народа, особенно в эпоху великих ре­волюционных бурь и потрясений, приводит к духовному обнищанию человеческой лично­сти.

Жизнь отдельных людей и семей в произве­дениях Горького оценивается в сопоставлении с историческими судьбами и борьбой народа {«Жизнь Клима Самгина», драмы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», «Сомов и другие»).

Очень сложен социальный и психологиче­ский конфликт в драме «Егор Булычев и дру­гие» (1931). Тревога и неуверенность, захватившие хозяев жизни, заставляют купца Егора Булычева настойчиво размышлять над смыслом человеческого существования. И яро­стный крик его: «Не на той улице я живу! В чужие люди попал, лет тридцать все с чужи­ми... Отец мой плоты гонял. А я вот...» — звучит как проклятье тому гибнущему миру, в кото­ром рубль — «главный вор», где интересы чис­тогана порабощают и уродуют человека. И не случайно поэтому дочь купца Булычева Шура с такой надеждой устремляется туда, где зву­чит революционный гимн.

Вернувшись в 1928 г. на родину, Горький стал одним из организаторов Союза советских писателей. А в 1934 г. на Первом Всесоюзном съезде советских писателей он выступил с до­кладом, в котором развернул широчайшую кар­тину исторического развития человечества и по­казал, что все культурные ценности созданы ру­ками и умом народа.

В эти годы Горький много ездит по стране и создает очерки «По Союзу Советов». Взвол­нованно рассказывает он о великих переменах в Советской стране, выступает с политическими статьями, памфлетами, как литературный кри­тик. Пером и словом писатель борется за вы­сокий уровень мастерства писателей, за яр­кость и чистоту языка литературы.

Долгие годы продолжалась переписка Горь­кого с его маленькими друзьями. Он создал для детей немало рассказов («Дед Архип и Ленька», «Воробьишка», «Случай с Евсейкой» и др.). Еще до революции он задумал издание для юношества серии «Жизнь замечатель­ных людей». Но только после революции осу­ществилась мечта Горького о создании большой, настоящей литературы для детей — «наследников всей грандиозной работы че­ловечества».

М. Горький — друг Р. Роллана, А. Барбюса и других крупнейших зарубежных писате­лей — добивался сплочения прогрессивных сил интеллигенции для борьбы против угрозы новой войны, против фашизма. Его статья «С кем вы, мастера культуры?» прогремела по всему миру, словно вечевой колокол.

М. Горький совершил поистине титаниче­ский писательский подвиг. Никто в мировой ли­тературе ни до, ни после него не сказал таких беспощадных, уверенно-весомых слов об исто­рической обреченности капитализма. Человек многогранного таланта, он открыл новые пути в искусстве, создал книги исторической значи­мости и неувядаемой художественной ценно­сти, которые будут жить в веках.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ