. В. В. Маяковский
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

В. В. Маяковский

В. В. Маяковский

(1893-1930)

Шел как-то, лет сорок назад, по Замоскво­речью очень высокий и широкоплечий человек. И мальчишки, приметив великана, закричали ему вслед, как обычно дразнят высоких людей: «Дяденька! Достань воробушка!»

Огромный человек разом остановился, огля­нулся, посмотрел сверху на ребят через широ­кое свое плечо и вежливо, вполне серьезно спросил: «А орла не хотите?»

Опешили мальчишки... Никак не ожидали они такого ответа от грозного на вид великана. И конечно, не знали ребята, что дерзко оклик­нули они на своей улице знаменитого поэта Владимира Владимировича Маяковского, сти­хи которого тогда знали по всей советской зем­ле и во многих других странах. Конечно, Мая­ковский пошутил с ребятами, предложив им достать орла. Но в этой шутке сказался его характер: он всегда готов был откликнуться на просьбу и даже, как говорится, перевыполнить ее. Он всегда стремился сделать близкими для людей чувства высокого, орлиного полета. Да! Если уж доставать с неба — то не воробуш­ков, а орлов!

Владимир Владимирович Маяковский ро­дился в небольшом грузинском селении Багдади (ныне Маяковский), близ города Кутаиси, 7(19) июля 1893 г. в семье лесничего. Жители Багдади и окрестных селений уважали и любили его отца — справедливого русского лесничего Владимира Константиновича Маяковского. Во­лодя Маяковский рос среди грузинских ребят, учился в Кутаисской гимназии. Навсегда со­хранились в его памяти грозные события 1905г. Революция, потрясшая всю Россию, бурей про­катилась и по Закавказью. Старшая сестра Людмила, учившаяся тогда в Москве, тайком привозила домой запретные, революционные сти­хи. Их читали шепотом. И впоследствии Мая­ковский, вспоминая о тех днях детства, писал: «Стихи и революция как-то объединились в голо­ве». Это было сказано не ради красного словца. Для Маяковского поэзия не существовала от­дельно от революции. Он не признавал лите­ратуры, оторванной от жизни, от народа и его борьбы за свои права.

После внезапной смерти отца в 1906 г. оси­ротевшая семья переехала в Москву. Здесь подросток Володя Маяковский выполнял по­ручения большевистской партии, участвовал в тайных рабочих сходках, распространял ре­волюционные листовки и трижды за это сидел в тюрьме.

Только несовершеннолетие спасло его при последнем аресте от далекой ссылки. Выйдя в 1910 г. из тюрьмы, Маяковский решил серь­езно взяться за учение: он понял, что истин­ный революционер должен обладать большими и крепкими знаниями. Он любил рисовать и еще до ареста недолго учился в Строгановском ху­дожественно-промышленном училище, поэтому после тюрьмы, в 1911 г., поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там на­чалась и его поэтическая деятельность.

Подобно Н. А. Некрасову, но найдя совсем новую форму стиха, Маяковский с огромной силой выразил свои чувства и в сатире и в лири­ке. Его сатира поднимается до отрицания ка­питализма в мировом масштабе. В его лирике гнев, непримиримость к миру капитализма достигают предельной напряженности.

Незадолго до первой мировой войны Мая­ковский, разъезжавший со своими друзьями-поэтами по России с публичными лекциями, задумал большую поэму. Он закончил ее в 1915 г. и назвал «Тринадцатый апостол». В гневных и страстных стихах поэт громил царский строй, пошлую любовь сытых и тупых людей, продажное искусство, служащее бога­чам, и религию, обманывающую людей. «Че­тыре крика долой»: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — так объяснял идею своей поэмы сам Маяковский. Царская цен­зура заставила поэта изменить название поэмы, и тогда Маяковский переименовал ее, с озор­ным вызовом, в «Облако в штанах». Глубоко искренняя, написанная с невероятной силой, поэма сразу произвела огромное впечатление на передовых читателей. Ее высоко оценил М. Горький.

Когда в октябре 1917 г. вооруженные рабо­чие, красногвардейцы и революционные моря­ки во главе с большевиками бросились на штурм Зимнего дворца, чтобы уничтожить власть капиталистов, матросы запели боевую песенку-частушку:

Ешь ананасы, Рябчиков жуй, День твой последний Приходит, буржуй!

Буржуями, как известно, в то время звали богачей, капиталистов... А гневную, задорную и звонкую песенку, с которой матросы-боль­шевики пошли бить буржуев, сочинил поэт Владимир Маяковский. Уже тогда боевые строчки Маяковского были на устах тех, кто добывал для народа, для себя справедливую Советскую власть.

Теперь Маяковский с восторгом и любовью взялся за огромную работу. Он писал револю­ционные стихи и марши, которые наизусть заучивали боровшиеся за власть Советов моло­дые моряки и солдаты, сочинял пьесы для но­вого, советского театра, сам рисовал плакаты, которые с его же стихотворными подписями выставлялись в «Окнах РОСТА» (Российского телеграфного агентства).

В послеоктябрьском творчестве Маяков­ского сила отрицания капитализма сочетается со страстью утверждения нового, социалистиче­ского мира. Маяковский становится поэтом революции. Проблема нового человека — ве­дущая проблема в его творчестве. Очень сме­ло и глубоко освещена она в поэме «Владимир Ильич Ленин» на историческом материале.

Маяковский не только вдохновенный поэт, но и великолепный чтец, обладавший голосом редкостной силы и красоты. Стекла в окнах на­чинали дребезжать, когда Маяковский громко читал свои стихи в комнате. Но он и не пытался стеснять стихи маленькими комнатами. Он любил выступать в больших залах новых рабо­чих клубов, в цехах заводов, на огромном ста­дионе, где его слушали пионеры, в военном ла­гере, куда его приглашали красноармейцы. Маяковский и стихи свои писал так, чтобы они гремели далеко и звонко, чтобы удобно чита­лись вслух. Для этого и при­думал он особый способ печа­тать стихи — не в строчку, а лесенкой. При этом яснее ста­новился смысл и ярче вырази­тельность стиха на каждой строчке-ступеньке.

«Всю свою звонкую силу по­эта» Маяковский отдал народу, революции, Родине. Высмеивая тех, кто мешал строить новую жизнь в нашей стране, Маяков­ский славил в своих пламенных стихах нашу Родину, Комму­нистическую партию, великий советский народ и вождя Ок­тябрьской революции Владими­ра Ильича Ленина.

Маяковский побывал в раз­ных странах Европы и Аме­рики. И там люди прислушива­лись к могучему голосу совет­ского поэта, который рассказывал правду об Октябрьской революции, о со­циалистической стране.

Народ наш оценил и полюбил своего могучего, умного, страстного, веселого поэта. Таким был Маяковский при жизни. Таким он остался навсегда в своих стихах и после смерти. Когда началась Великая Отечественная война, в пер­вый же день ее вспомнились многие стихи Мая­ковского, в которых поэт давно уже готовил нас к боям с фашистами. Наши солдаты и офицеры увозили с собой на фронт томики стихов Мая­ковского. И по-прежнему звали на борьбу сло­ва его «Левого марша»:

Коммуне не быть покоренной.

Левой!

Левой!

Левой!

Недаром в Москве в музее Маяковского хранятся книжки поэта, пробитые на фронте вражескими пулями.

И сегодня звучат по всему свету незабывае­мые стихи Маяковского «О советском паспор­те», полные гордой любви к нашей Родине, знаменитые поэмы «Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», «Про это», «Люблю», «Во весь голос» и множество других замечательных про­изведений. Веселые, остроумные пьесы Мая­ковского «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф» идут на сценах наших театров и театров других стран. Стихи Владимира Маяковского давно уже знают во всех уголках земного шара.

Поэзия поэта-великана, могучего литера­турного воина Октябрьской социалистической революции, вдохновляет нас в нашем движе­нии к коммунизму и помогает миллионам лю­дей во всех странах бороться за мир во всем мире.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ