. К. Г. Паустовский
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

К. Г. Паустовский

К. Г. Паустовский

(р. 1892)

Константин Георгиевич Паустовский — один из любимых советских писателей. За пятьдесят лет литературной деятельности он подарил лю­дям очень много самых разнообразных произ­ведений, и читатели полюбили его героев за честность, мужество, за неприязнь к лицемерию и лжи, за увлекательные, светлые мечты о счастье.

Способность мечтать отличает героев Паус­товского на всем протяжении его творчества и придает романтическое звучание его произве­дениям. «Мне кажется,— признавал сам писа­тель,— что одной из характерных черт моей прозы является ее романтическая настроен­ность». Романтическая устремленность сочета­ется у него с глубокими знаниями окружающей действительности.

Паустовский родился в семье железнодо­рожного служащего в Москве. Он рано узнал трудовую жизнь. Уже в школьные годы ему пришлось самому зарабатывать на жизнь. В юности он занимался различной работой: был репетитором, вожатым и кондуктором трамвая, в империалистическую войну работал на сани­тарных поездах и в санитарном отряде, был рабочим на заводах в Брянске, Новороссийске, Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море. После Октября служил в Красной Армии и участвовал в боях за Киев.

С 1921 г. Паустовский работает литсотрудником в различных газетах и журналах. Начал писать Паустовский очень рано. Первый его рассказ напечатали в 1911 г.

«Моя писательская жизнь,— вспоминает он,— началась с желания все знать, все видеть и пу­тешествовать... В каждой повести и в каждом рассказе видны следы скитаний».

«Если хотите быть подлинными сыновьями своей страны, всей земли, — писал Паустов­ский,— людьми познания и духовной свободы, людьми мужества и гуманности, труда и борьбы, людьми, создающими духовные ценности, то будьте верны музе далеких странствий». Снача­ла он увлекался южной экзотикой. В этот пе­риод были написаны три большие повести: «Кара-Бугаз» (1932), «Колхида» (1934) и «Черное море» (1935).

Большую известность принес­ла писателю повесть «Кара-Бугаз». Ее высоко оценили Н. К. Крупская и А. М. Горький. Повестью восхищался известный французский писатель Ромен Роллан.

Написана она в своеобразной манере: в по­вести нет единого сюжета, она состоит из десяти почти самостоятельных рассказов. События, описанные в повести, происходят в 1847 г. Лейтенант Жеребцов, встретившись с путеше­ственником Карелиным, делится с ним своим планом отделить залив Кара-Бугаз от Каспий­ского моря, закрыть его и тем самым обезопа­сить море от его пагубного влияния. Карелин возмущен планом Жеребцова. Занимаясь всю жизнь наукой, он убедился, что «в натуре, нас окружающей, почти нет такого зла, коего нельзя было бы употребить на потребу и выгоду человеку».

Спор Карелина и Жеребцова о судьбе Кара-Бугаза остался нерешенным. Шли годы, и ничто не изменилось в судьбе залива и людей, живших на его берегах. Много времени прошло, Жеребцов и Карелин умерли, но остались живыми их научные раздумья и мечты.

Эти мечты передавались от одного поколе­ния к другому и дошли до советского времени, когда в Каракумы пришли коммунисты. У них дерзкие и увлекательные планы и неутомимая энергия. Эти новые мечтатели одержимы жела­нием переделать пустыню — создать на востоке Каспия мощный индустриальный центр. Науч­ные мечты соединяются у них с реальной забо­той о жизни и дальнейшей судьбе туркменских племен, кочевавших в Каракумах. Поэтому энтузиазм коммунистов привлекает к себе лю­дей и вселяет в них надежду на новую жизнь.

Повесть «Кара-Бугаз» полюбилась и взрос­лым и юным читателям. Ее перевели на многие языки народов Советского Союза.

Привлекли внимание писателя и северные края нашей Родины. Они пленили его тихой прелестью природы, величавыми старинными городами и соборами, песнями и сказаниями, мудрой историей. Север навеял повесть о пе­чальной судьбе французского инженера по литью пушек Шарля Лонсевиля, взятого в плен русскими во время отступления армии Наполео­на. Здесь же возникла и «Северная повесть» о необыкновенных, романтических пересече­ниях жизненных путей декабриста Щедрина и офицера Бестужева в 1826 г. на Аландских

островах, а затем о встречах их потомков в 1917 г. в Шве­ции и в 40-е годы в Ленинграде. Однако, по признанию пи­сателя, навсегда пленила его Средняя Россия. Здесь он на­шел «счастье близости к своей земле». Трудно пересчитать все произведения его о средней по­лосе нашей страны, трудно ска­зать, какие из них лучшие.

Основное содержание всех рассказов мещерского цикла — поиски красоты в обычном и скромном. В Мещерской земле писатель особенно отчетливо увидел образ Родины, увидел то, что является характерным и главным в русской природе и в русских людях. «На первый взгляд — это тихая и немуд­рая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце начинаешь любить эту необыкновенную землю». Эти лирические чувства автора, его настро­ения и раздумья отразились во многих почти бессюжетных его рассказах («Прощание с ле­том», «Желтый свет», «Подарок», «Во глубине России», «Кордон 273» и др.). Привлекают чита­теля рассказы Паустовского о доверчивых, заботливых и любознательных крестьянских детях («Подарок», «Подпасок» и др.).

Мещерский край навеял Паустовскому думы о писателях, художниках, композиторах про­шлого. И рядом с темой Родины во многих про­изведениях зазвучала тема искусства.

В «Повести о лесах» изображается фрагмент из жизни гения русской музыки Петра Ильича Чайковского; художественная биография Иса­ака Левитана рассказывает о певце русской при­роды в живописи; новелла «Корзина с еловыми шишками» посвящена норвежскому компози­тору Григу. Вопросы искусства и писатель­ского труда составляют содержание еще не оконченной книги «Золотая роза».

Залог успеха художественного творчества Паустовский видит в неразрывной связи ху­дожника с народом, с родной природой, с род­ным языком. Писатель живет в средней по­лосе нашей Родины. И любимая им природа шелестом лесных листьев и степных трав, гово­ром речных волн, шумящим над полями ветром продолжает рассказывать ему свои были.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ