.
Меню сайта
|
К. Г. ПаустовскийК. Г. Паустовский(р. 1892) Константин Георгиевич Паустовский — один из любимых советских писателей. За пятьдесят лет литературной деятельности он подарил людям очень много самых разнообразных произведений, и читатели полюбили его героев за честность, мужество, за неприязнь к лицемерию и лжи, за увлекательные, светлые мечты о счастье. Способность мечтать отличает героев Паустовского на всем протяжении его творчества и придает романтическое звучание его произведениям. «Мне кажется,— признавал сам писатель,— что одной из характерных черт моей прозы является ее романтическая настроенность». Романтическая устремленность сочетается у него с глубокими знаниями окружающей действительности. Паустовский родился в семье железнодорожного служащего в Москве. Он рано узнал трудовую жизнь. Уже в школьные годы ему пришлось самому зарабатывать на жизнь. В юности он занимался различной работой: был репетитором, вожатым и кондуктором трамвая, в империалистическую войну работал на санитарных поездах и в санитарном отряде, был рабочим на заводах в Брянске, Новороссийске, Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море. После Октября служил в Красной Армии и участвовал в боях за Киев. С 1921 г. Паустовский работает литсотрудником в различных газетах и журналах. Начал писать Паустовский очень рано. Первый его рассказ напечатали в 1911 г. «Моя писательская жизнь,— вспоминает он,— началась с желания все знать, все видеть и путешествовать... В каждой повести и в каждом рассказе видны следы скитаний». «Если хотите быть подлинными сыновьями своей страны, всей земли, — писал Паустовский,— людьми познания и духовной свободы, людьми мужества и гуманности, труда и борьбы, людьми, создающими духовные ценности, то будьте верны музе далеких странствий». Сначала он увлекался южной экзотикой. В этот период были написаны три большие повести: «Кара-Бугаз» (1932), «Колхида» (1934) и «Черное море» (1935). Большую известность принесла писателю повесть «Кара-Бугаз». Ее высоко оценили Н. К. Крупская и А. М. Горький. Повестью восхищался известный французский писатель Ромен Роллан. Написана она в своеобразной манере: в повести нет единого сюжета, она состоит из десяти почти самостоятельных рассказов. События, описанные в повести, происходят в 1847 г. Лейтенант Жеребцов, встретившись с путешественником Карелиным, делится с ним своим планом отделить залив Кара-Бугаз от Каспийского моря, закрыть его и тем самым обезопасить море от его пагубного влияния. Карелин возмущен планом Жеребцова. Занимаясь всю жизнь наукой, он убедился, что «в натуре, нас окружающей, почти нет такого зла, коего нельзя было бы употребить на потребу и выгоду человеку». Спор Карелина и Жеребцова о судьбе Кара-Бугаза остался нерешенным. Шли годы, и ничто не изменилось в судьбе залива и людей, живших на его берегах. Много времени прошло, Жеребцов и Карелин умерли, но остались живыми их научные раздумья и мечты. Эти мечты передавались от одного поколения к другому и дошли до советского времени, когда в Каракумы пришли коммунисты. У них дерзкие и увлекательные планы и неутомимая энергия. Эти новые мечтатели одержимы желанием переделать пустыню — создать на востоке Каспия мощный индустриальный центр. Научные мечты соединяются у них с реальной заботой о жизни и дальнейшей судьбе туркменских племен, кочевавших в Каракумах. Поэтому энтузиазм коммунистов привлекает к себе людей и вселяет в них надежду на новую жизнь. Повесть «Кара-Бугаз» полюбилась и взрослым и юным читателям. Ее перевели на многие языки народов Советского Союза. Привлекли внимание писателя и северные края нашей Родины. Они пленили его тихой прелестью природы, величавыми старинными городами и соборами, песнями и сказаниями, мудрой историей. Север навеял повесть о печальной судьбе французского инженера по литью пушек Шарля Лонсевиля, взятого в плен русскими во время отступления армии Наполеона. Здесь же возникла и «Северная повесть» о необыкновенных, романтических пересечениях жизненных путей декабриста Щедрина и офицера Бестужева в 1826 г. на Аландских островах, а затем о встречах их потомков в 1917 г. в Швеции и в 40-е годы в Ленинграде. Однако, по признанию писателя, навсегда пленила его Средняя Россия. Здесь он нашел «счастье близости к своей земле». Трудно пересчитать все произведения его о средней полосе нашей страны, трудно сказать, какие из них лучшие. Основное содержание всех рассказов мещерского цикла — поиски красоты в обычном и скромном. В Мещерской земле писатель особенно отчетливо увидел образ Родины, увидел то, что является характерным и главным в русской природе и в русских людях. «На первый взгляд — это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце начинаешь любить эту необыкновенную землю». Эти лирические чувства автора, его настроения и раздумья отразились во многих почти бессюжетных его рассказах («Прощание с летом», «Желтый свет», «Подарок», «Во глубине России», «Кордон 273» и др.). Привлекают читателя рассказы Паустовского о доверчивых, заботливых и любознательных крестьянских детях («Подарок», «Подпасок» и др.). Мещерский край навеял Паустовскому думы о писателях, художниках, композиторах прошлого. И рядом с темой Родины во многих произведениях зазвучала тема искусства. В «Повести о лесах» изображается фрагмент из жизни гения русской музыки Петра Ильича Чайковского; художественная биография Исаака Левитана рассказывает о певце русской природы в живописи; новелла «Корзина с еловыми шишками» посвящена норвежскому композитору Григу. Вопросы искусства и писательского труда составляют содержание еще не оконченной книги «Золотая роза». Залог успеха художественного творчества Паустовский видит в неразрывной связи художника с народом, с родной природой, с родным языком. Писатель живет в средней полосе нашей Родины. И любимая им природа шелестом лесных листьев и степных трав, говором речных волн, шумящим над полями ветром продолжает рассказывать ему свои были. |
ПОИСК
Block title
|