. С. Я. Маршак
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

С. Я. Маршак

С. Я. Маршак

(1887-1964)

Однажды на даче известного искусствоведа и общественного деятеля Владимира Василь­евича Стасова собрались гости. Стасов был че­ловек общительный и разносторонне талантли­вый. Он обладал даром отыскивать интересных людей. На этот раз здесь счастливо встретились художник Репин и писатель Горький, певец Шаляпин и композитор Глазунов. Четыре бога­тыря русского искусства!

Неистощимый на выдумки хозяин решил при­нять гостей с особым почетом — и вот их встре­чают торжественные строки стихотворного ве­личания в древнеславянском духе, взволнован­но прочитанные подростком. Это было первое публичное литературное выступление Самуила Яковлевича Маршака. Ему исполнилось тогда всего 13 лет. Стасов только что «открыл» его и ввел в круг художественной интеллигенции Пе­тербурга.

Родился Маршак в Воронеже в 1887 г. Его тяготение к литературному творчеству пробу­дилось рано и было поддержано в семье и в гимназии. «Сочинять стихи, — вспоминал Мар­шак о себе, — начал лет с четырех. К одиннад­цати годам я написал уже несколько длинней­ших поэм и перевел оду Горация».

Характерная черта юного Маршака — нена­сытная любознательность и увлечение древними и новыми языками. В дальнейшем это нераз­делимое содружество творчества, науки, поэ­зии и труда стало для Маршака определяю­щим.

Встречи со Стасовым, постоянное теплое участие Горького были важными событиями жизни Маршака.

Стасов и Горький помогали ему жить и учиться, они заставили его по-настоящему поверить в свой талант и привили любовь к фольклору, к поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Страстное желание систематически учиться сделало поэта настойчивым, помогло найти сме­лый выход, когда оказалось, что пути к высшему образованию в царской России для него за­крыты. По совету друзей, в частности Горького, Маршак уезжает в Англию и кончает Лондон­ский университет. На родину он возвратился в 1914 г.

В Англии расширяется круг представлений поэта о богатстве мировой литературы, подготавливается будущий расцвет яркого дарова­ния Маршака-переводчика. Поэт открыл рус­скому читателю неисчерпаемый юмор народной поэзии разных стран, богатство чувств и глу­бокую мудрость лирических сонетов гениаль­ного Шекспира, жизнелюбие и остроумие вели­колепного английского поэта Роберта Бернса, замечательные детские стихи о людях труда итальянского поэта Джанни Родари.

Талант Самуила Яковлевича проявился очень разнообразно. Большой популярностью поль­зуется как вдумчивая лирика Маршака, так и его драматические произведения для дет­ского театра. Его сатирические стихи и под­писи к плакатам имели огромное значение в годы Великой Отечественной войны.

Маршак — один из основоположников со­ветской детской литературы. Кто из нас не знает наизусть его стихов про смешного чу­дака, который «вместо валенок перчатки на­тянул себе «а пятки» и надел сковороду «вместо шляпы на ходу»?

— Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Кому неизвестна история с «Шалтаем-Бол­таем»? Первое знакомство со стихами Маршака происходит задолго до того, как дети начи­нают интересоваться, кто автор книги. Малыши легко и охотно заучивают музыкальные стихи про мельника, мальчика и осла или про «веселую птицу-синицу, которая ловко ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек».

Поэзия Маршака — веселая и озорная. Пи­сатель любит и часто употребляет это хорошее слово — веселый: его азбука называется «Ве­селое путешествие от А до Я»; у него есть стихи «Веселый час» и «Веселый день», «Веселое ку­пание» и «Веселые чижи».

Но самое дорогое в стихах Маршака то, что как-то незаметно, неназойливо они приучают нас гордиться добрым сердцем человека, лю­бить его умелые руки, восхищаться мощью человеческого разума, любить Родину и гор­диться ею. Вспомним хотя бы пьесу-сказку «Двенадцать месяцев», или «Рассказ о неизве­стном герое», или стихотворение, посвященное строительству Днепрогэса: «Человек сказал Днепру:

— Я стеной тебя запру...

— Нет,— ответила вода,— ни за что и ни­когда!..»

Поэт умеет вызвать в читателе живой интерес к миру, окружающему ребенка: «Откуда стол пришел», «Как печатали вашу книгу», «Где обедал, воробей?» и даже «Как свинья стала свиньей».

Когда Маршак пишет о лентяях, трусиш­ках и зазнайках, он не дает им спуску.

Иногда, начиная стихи легкой шуткой, смеш­ным случаем, Маршак подводит читателя к раз­говору о серьезном, заставляет его задуматься над жизненно важными вопросами. Напри­мер, «Мистер Твистер» — настоящее политиче­ское стихотворение, в котором поэт показы­вает, как советские люди проучили заокеан­ского миллионера. Маршак умеет по-своему раскрыть новые черты и великие перемены в нашей жизни. Как! — удивляются юные пио­неры в стихотворении «Быль-небылица!» — Не­ужели в этом семиэтажном доме до революции жил всего один человек? Им уже мало понятны слова лакей, камергер. Многое превратилось из были в небылицу, но о прошлом надо пом­нить, его надо знать, чтобы больше любить свою прекрасную Родину, еще лучше трудить­ся для ее славы и счастья.

Детские книги С. Я. Маршака неразрывно связаны со всей жизнью нашей страны. Такие книги могли родиться только на нашей Роди­не — в «стране героев, стране мечтателей, стране ученых». Поэзия Маршака напоена чудесным воздухом Страны Советов и согрета ее солнцем. Поэтому она так прекрасна, чиста, так любима детьми и взрослыми и нужна.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ