. К.И. Чуковский
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

К.И. Чуковский

К.И. Чуковский

(р. 1882)

Корней Иванович Чуковский — один из ста­рейших наших писателей.

Он родился в 1882 г. в Петербурге. Вскоре после рождения сына отец навсегда ушел из семьи. Мать, оставшись одна, решила пере­браться на юг, в Одессу. Там на свой скудный заработок прачки она отдала детей учиться. Больше всего мать страшилась, что, оставшись без образования, дети не смогут выбиться из нужды, которая преследовала ее всю жизнь.

Эти опасения имели основания. Когда по печально знаменитому циркуляру царского ми­нистра Делянова учебные заведения «очища­лись» от «кухаркиных детей», Чуковского ис­ключили из второй одесской прогимназии. Об этом он рассказал много лет спустя в повес­ти «Серебряный герб», проникнутой ненавистью ко всяческой несправедливости.

Юноша, изгнанный из учебного заведения, пошел работать, переменил несколько профес­сий. Каждую свободную минуту он отдавал учению, много и жадно читал. Стихи Тютчева, Пушкина, Некрасова он знал наизусть. Вооб­ще ничто он так не любил, как поэзию, и часто на улице, сам того не замечая, декламировал стихи вслух, вызывая удивление прохожих. Любимым его писателем на всю жизнь стал Чехов.

После нескольких неудачных попыток Чу­ковскому удалось сдать экзамены экстерном за гимназический курс. В это время его увле­кала беспокойная работа газетчика-журналиста. Вскоре он оказался в Лондоне в качестве корреспондента «Одес­ских новостей». И здесь он продолжал читать сотни книг на русском и иностранных языках.

Когда в 1905 г. Чуковский возвратился в Одессу, у города, на рейде, стоял броненосец «Князь Потемкин-Таврический», но не под андреевским флагом царского флота, а под крас­ным флагом революции. В чи­сле немногих, кому удалось по­бывать на восставшем броне­носце, был журналист Чуков­ский.

В конце 1905 г. в Петер­бурге вышел под редакцией Чу­ковского сатирический журнал «Сигнал». В первом же номере была помещена карикатура, изо­бражавшая известного царского карателя Трепова с кровавым приказом в ру­ках: «Патронов не жалеть!» Художник очень бледно вывел первые две буквы, и читатели с удовольствием увидели совсем другой при­каз: «Тронов не жалеть!» Журнал пользовал­ся успехом, но вскоре власти привлекли двад­цатитрехлетнего редактора к суду.

Адвокат Чуковского провел защиту дерзко и остроумно. Предъявляя суду карикатуры на царя, за публикацию которых Чуковскому гро­зило тюремное заключение, адвокат спрашивал: «Кто посмеет утверждать, что изображенный здесь кретин — государь император?!» Этого ут­верждать никто не посмел, и Чуковского оправда­ли. Талант и огромная работоспособность вско­ре сделали Чуковского одним из самых популяр­ных литературных критиков. Но он мечтал от­дать все свои силы большой литературоведче­ской работе и по совету В. Г. Короленко за­нялся изучением творчества Некрасова. Стихи поэта-демократа печатались с цензурными иска­жениями и сокращениями, а многие из них вообще не вышли в свет. Чуковский разыскивал и публиковал некрасовские рукописи, в резуль­тате наследие поэта увеличилось в полтора раза, т. е. из каждых трех известных ныне некра­совских строк одна разыскана Чуковским.

Сегодняшние школьники, заучивая строки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Работаешь один,

А чуть работа кончена —

Глядишь, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин...

даже не подозревают, что во всех дореволюцион­ных изданиях поэмы Некрасова строчка «Бог, царь и господин» отсутствовала. Благодаря Чуковскому были найдены и в советское вре­мя опубликованы многие крамольные некра­совские строки. Находки Чуковского значи­тельно изменили наши представления о рево­люционной настроенности поэта.

Познакомившись с первым советским со­бранием сочинений Некрасова, вышедшим под редакцией Чуковского, В. И. Ленин нашел, что это «хорошая, толковая работа».

Первое послеоктябрьское десятилетие в твор­честве Чуковского — время стихотворных ска­зок. Он и раньше интересовался детской лите­ратурой, писал критические статьи о детских писателях и журналах, изучал особенности детской речи, но, по его собственным словам, никогда не думал, что станет сочинять сти­хотворные сказки для детей. За «Крокодилом», напечатанным еще в 1917 г., последовали «Тараканище» и «Мойдодыр» (1923), «Муха-Цоко­туха» и «Путаница» (1924), «Телефон», «Бар­малей» и «Федорино горе» (1926), «Айболит» (1929), «Краденое солнце» и «Топтыгин и лиса» (1934). Эти удивительные сказки принесли ав­тору такую громкую славу, что она на время совершенно заслонила известность Чуковского — ученого-литературоведа. Сказки Чуковского стали любимым чтением советских детей.

В сказках движутся и пересыпаются, как стеклышки в калейдоскопе, забавные сценки и опасные приключения, внезапные несчастья сменяются радостными праздниками. Добро бо­рется со злом, и вот что замечательно: маленький и слабый всегда побеждает здесь большого и силь­ного. Воробышек избавляет львов и тигров от грозного Тараканища, Муху-Цокотуху спасает самый крохотный из героев сказки — Комарик. Веселый сказочник как бы советует своему ма­ленькому читателю: «Борись — и ты будешь победителем!»

Эти сказки написаны звонкими стихами, которые легко запоминаются и поются. В сказ­ки Чуковского можно играть, как в «сыщи­ки-разбойники» или «испорченный телефон», потому что они выросли из детских игр, из детского и народного поэтического творчества. В них то и дело звучат считалки, дразнилки, скороговорки, перевертыши, шуточные афориз­мы, ставшие поговорками, вроде: «Ох, нелегкая это работа — из болота тащить бегемота».

Чуковский жестоко высмеивает всяких тира­нов-угнетателей и тех, кто делает угнетение возможным, прежде всего трусов. Он рисует

галерею этих типов. Здесь и волки, которые «от испуга скушали друг друга», и храбря­щиеся трусы — раки, «наступающие» не в ту сторону, и крупные рогатые скоты, которые на призыв забодать Тараканище отвечают:

Мы врага бы

На рога бы,

Только шкура дорога,

И рога нынче тоже не дешевы...

Сказки Чуковского — классические произ­ведения русской советской поэзии.

С творчеством Чуковского поэта, тесно связана книга «От двух до пяти», выдержавшая уже два десятка изданий. Многие читатели этой книги даже не подозревают, что перед ними — серьез­ный научный труд, впервые ставящий и реша­ющий сложнейшие вопросы педагогики, на­столько она увлекательно написана!

Разнообразие творческих замыслов Чуков­ского поразительно. Среди его сочинений вме­сте с критическими статьями, литературовед­ческими исследованиями и детскими сказками есть повести для юношества, книга по теории художественного перевода («Высокое искусство», 1964) и книга воспоминаний о писателях и художниках, которых Чуковский близко знал: о Горьком, Репине, Брюсове, Маяковском, Блоке, А. Толстом («Современники», 1962).

Корней Иванович не только автор ориги­нальных книг — он составитель сборников и альманахов, блестящий переводчик Марка Тве­на, Киплинга, Уолта Уитмена, редактор пере­водов, талантливый лектор, а также прекрас­ный исполнитель своих стихов. Все, что делает Чуковский, талантливо, остроумно, увлека­тельно. У серости и скуки нет более опасного врага, чем Чуковский. Его научные труды чи­таются с таким же захватывающим интере­сом, как и художественные произведения.

В мае 1962 г. под сводами Оксфордского университета — одного из старейших в Европе — Корнею Ивановичу Чуковскому набросили на плечи черно-красную мантию и вручили дип­лом почетного доктора литературы. После И. С. Тургенева он стал первым русским пи­сателем, удостоенным этого звания в Англии. А дома его ждала другая радость — Ленин­ская премия за монументальное исследование «Мастерство Некрасова».

Чуковскому всегда было свойственно безза­ветное трудолюбие. С возрастом его веселый та­лант крепнет. Об этом свидетельствуют его но­вые произведения: книга о богатстве и вырази­тельности русского языка «Живой как жизнь» (1962) и главы из книги о любимом им Чехове.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ