.
Меню сайта
|
К.И. ЧуковскийК.И. Чуковский(р. 1882) Корней Иванович Чуковский — один из старейших наших писателей. Он родился в 1882 г. в Петербурге. Вскоре после рождения сына отец навсегда ушел из семьи. Мать, оставшись одна, решила перебраться на юг, в Одессу. Там на свой скудный заработок прачки она отдала детей учиться. Больше всего мать страшилась, что, оставшись без образования, дети не смогут выбиться из нужды, которая преследовала ее всю жизнь. Эти опасения имели основания. Когда по печально знаменитому циркуляру царского министра Делянова учебные заведения «очищались» от «кухаркиных детей», Чуковского исключили из второй одесской прогимназии. Об этом он рассказал много лет спустя в повести «Серебряный герб», проникнутой ненавистью ко всяческой несправедливости. Юноша, изгнанный из учебного заведения, пошел работать, переменил несколько профессий. Каждую свободную минуту он отдавал учению, много и жадно читал. Стихи Тютчева, Пушкина, Некрасова он знал наизусть. Вообще ничто он так не любил, как поэзию, и часто на улице, сам того не замечая, декламировал стихи вслух, вызывая удивление прохожих. Любимым его писателем на всю жизнь стал Чехов. После нескольких неудачных попыток Чуковскому удалось сдать экзамены экстерном за гимназический курс. В это время его увлекала беспокойная работа газетчика-журналиста. Вскоре он оказался в Лондоне в качестве корреспондента «Одесских новостей». И здесь он продолжал читать сотни книг на русском и иностранных языках. Когда в 1905 г. Чуковский возвратился в Одессу, у города, на рейде, стоял броненосец «Князь Потемкин-Таврический», но не под андреевским флагом царского флота, а под красным флагом революции. В числе немногих, кому удалось побывать на восставшем броненосце, был журналист Чуковский. В конце 1905 г. в Петербурге вышел под редакцией Чуковского сатирический журнал «Сигнал». В первом же номере была помещена карикатура, изображавшая известного царского карателя Трепова с кровавым приказом в руках: «Патронов не жалеть!» Художник очень бледно вывел первые две буквы, и читатели с удовольствием увидели совсем другой приказ: «Тронов не жалеть!» Журнал пользовался успехом, но вскоре власти привлекли двадцатитрехлетнего редактора к суду. Адвокат Чуковского провел защиту дерзко и остроумно. Предъявляя суду карикатуры на царя, за публикацию которых Чуковскому грозило тюремное заключение, адвокат спрашивал: «Кто посмеет утверждать, что изображенный здесь кретин — государь император?!» Этого утверждать никто не посмел, и Чуковского оправдали. Талант и огромная работоспособность вскоре сделали Чуковского одним из самых популярных литературных критиков. Но он мечтал отдать все свои силы большой литературоведческой работе и по совету В. Г. Короленко занялся изучением творчества Некрасова. Стихи поэта-демократа печатались с цензурными искажениями и сокращениями, а многие из них вообще не вышли в свет. Чуковский разыскивал и публиковал некрасовские рукописи, в результате наследие поэта увеличилось в полтора раза, т. е. из каждых трех известных ныне некрасовских строк одна разыскана Чуковским. Сегодняшние школьники, заучивая строки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: Работаешь один, А чуть работа кончена — Глядишь, стоят три дольщика: Бог, царь и господин... даже не подозревают, что во всех дореволюционных изданиях поэмы Некрасова строчка «Бог, царь и господин» отсутствовала. Благодаря Чуковскому были найдены и в советское время опубликованы многие крамольные некрасовские строки. Находки Чуковского значительно изменили наши представления о революционной настроенности поэта. Познакомившись с первым советским собранием сочинений Некрасова, вышедшим под редакцией Чуковского, В. И. Ленин нашел, что это «хорошая, толковая работа». Первое послеоктябрьское десятилетие в творчестве Чуковского — время стихотворных сказок. Он и раньше интересовался детской литературой, писал критические статьи о детских писателях и журналах, изучал особенности детской речи, но, по его собственным словам, никогда не думал, что станет сочинять стихотворные сказки для детей. За «Крокодилом», напечатанным еще в 1917 г., последовали «Тараканище» и «Мойдодыр» (1923), «Муха-Цокотуха» и «Путаница» (1924), «Телефон», «Бармалей» и «Федорино горе» (1926), «Айболит» (1929), «Краденое солнце» и «Топтыгин и лиса» (1934). Эти удивительные сказки принесли автору такую громкую славу, что она на время совершенно заслонила известность Чуковского — ученого-литературоведа. Сказки Чуковского стали любимым чтением советских детей. В сказках движутся и пересыпаются, как стеклышки в калейдоскопе, забавные сценки и опасные приключения, внезапные несчастья сменяются радостными праздниками. Добро борется со злом, и вот что замечательно: маленький и слабый всегда побеждает здесь большого и сильного. Воробышек избавляет львов и тигров от грозного Тараканища, Муху-Цокотуху спасает самый крохотный из героев сказки — Комарик. Веселый сказочник как бы советует своему маленькому читателю: «Борись — и ты будешь победителем!» Эти сказки написаны звонкими стихами, которые легко запоминаются и поются. В сказки Чуковского можно играть, как в «сыщики-разбойники» или «испорченный телефон», потому что они выросли из детских игр, из детского и народного поэтического творчества. В них то и дело звучат считалки, дразнилки, скороговорки, перевертыши, шуточные афоризмы, ставшие поговорками, вроде: «Ох, нелегкая это работа — из болота тащить бегемота». Чуковский жестоко высмеивает всяких тиранов-угнетателей и тех, кто делает угнетение возможным, прежде всего трусов. Он рисует галерею этих типов. Здесь и волки, которые «от испуга скушали друг друга», и храбрящиеся трусы — раки, «наступающие» не в ту сторону, и крупные рогатые скоты, которые на призыв забодать Тараканище отвечают: Мы врага бы На рога бы, Только шкура дорога, И рога нынче тоже не дешевы... Сказки Чуковского — классические произведения русской советской поэзии. С творчеством Чуковского поэта, тесно связана книга «От двух до пяти», выдержавшая уже два десятка изданий. Многие читатели этой книги даже не подозревают, что перед ними — серьезный научный труд, впервые ставящий и решающий сложнейшие вопросы педагогики, настолько она увлекательно написана! Разнообразие творческих замыслов Чуковского поразительно. Среди его сочинений вместе с критическими статьями, литературоведческими исследованиями и детскими сказками есть повести для юношества, книга по теории художественного перевода («Высокое искусство», 1964) и книга воспоминаний о писателях и художниках, которых Чуковский близко знал: о Горьком, Репине, Брюсове, Маяковском, Блоке, А. Толстом («Современники», 1962). Корней Иванович не только автор оригинальных книг — он составитель сборников и альманахов, блестящий переводчик Марка Твена, Киплинга, Уолта Уитмена, редактор переводов, талантливый лектор, а также прекрасный исполнитель своих стихов. Все, что делает Чуковский, талантливо, остроумно, увлекательно. У серости и скуки нет более опасного врага, чем Чуковский. Его научные труды читаются с таким же захватывающим интересом, как и художественные произведения. В мае 1962 г. под сводами Оксфордского университета — одного из старейших в Европе — Корнею Ивановичу Чуковскому набросили на плечи черно-красную мантию и вручили диплом почетного доктора литературы. После И. С. Тургенева он стал первым русским писателем, удостоенным этого звания в Англии. А дома его ждала другая радость — Ленинская премия за монументальное исследование «Мастерство Некрасова». Чуковскому всегда было свойственно беззаветное трудолюбие. С возрастом его веселый талант крепнет. Об этом свидетельствуют его новые произведения: книга о богатстве и выразительности русского языка «Живой как жизнь» (1962) и главы из книги о любимом им Чехове. |
ПОИСК
Block title
|