География тоже "командует" архитектурой. Язык архитектуры
Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











География тоже "командует" архитектурой. Язык архитектуры

Найдите на карте нашей страны Туркмению и Якутию. В Ашхабаде асфальт плавится на солнце, а в тени термометр показывает 42° тепла. На севере Якутии, в поселке Мирном, зима длится 8—9 месяцев, столбик ртути опус­кается до -55°, неделями дуют жестокие ветры, от которых не спасают тройные стекла. Может ли архитектура быть в этих республиках одина­ковой? Конечно, нет!

На Крайнем Севере, чтобы уберечь людей от ветра и мороза, здания строят в виде замкну­тых прямоугольников, создавая внутренние дворы, теплые переходы, зимние сады. Для уменьшения теплопотерь и предотвращения снежных заносов дома делают максимально компактными, простых очертаний, иногда в ви­де пирамид и куполов. На юге, наоборот, зда­ния стремятся размещать свободно, а фасады закрывают вертикальными и горизонтальными солнцезащитными ребрами. Многочисленные са­ды и парки, бассейны и фонтаны, навесы лет­них кафе, театров и павильонов — вот харак­терный облик южных городов.

Но это не все. В некоторых жарких странах есть и другой, не менее опасный, чем мороз и жара, враг человека и зданий. Это влага. Она проникает всюду. Металлические конструкции быстро ржавеют, а деревянные начинают гнить. В условиях повышенной влажности че­ловек страдает не меньше, чем от жары. По­этому все усилия архитекторов направлены на поиски наиболее эффективных приемов венти­ляции в квартирах и даже в целых микрорайо­нах. Дома для лучшего проветривания ста­вятся на столбах-ножках. Хорошо защищают стены от влаги и керамические плитки, из ко­торых выкладывают разнообразные узоры.

Естественно, что все эти приемы придают своеобразный колорит жилым и общественным зданиям, да и городу в целом.

ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ  

Итак, архитектура бесконечно разнообраз­на. И все же самый древний храм и современ­ный дом, подобно человеческим лицам, имеют множество общих черт. В своем творчестве и античный зодчий, и архитектор XX в. распо­лагают только строительным материалом и про­странством. Все остальное в архитектурном облике здания архитектор создает собственной фантазией. В качестве художественных средств он использует композицию здания, т. е. рас­положение его основных частей и элементов в определенной последовательности, пропор­циональное (масштабное) соотношение здания и его частей, живопись и скульптуру, окружаю­щую природу и застройку.

Композиция здания очень важ­на. От нее в первую очередь зависит впечат­ление, которое производит архитектурное сооружение. Сочетание различных объемов — высоких и низких, прямолинейных и криволи­нейных, чередование пространств — открытых и закрытых — вот основные приемы, кото­рыми пользуется зодчий, создавая архитек­турные композиции. Однако выбор композиции не произволен, он зависит от того, для чего здание предназначено: для обучения или тор­говли, для жилья или спорта.

Наиболее ясны и уравновешенны здания с симметричной композицией. Такие здания были характерны для архитек­туры эпохи классицизма (см. ст. «Русское ис­кусство XVIII в.»). В современном строитель­стве больше распространены асимметрич­ные композиции, включающие раз­личные контрастные по форме, материалу и цве­ту объемы, свободно расположенные в прост­ранстве.

Впечатление от здания во многом зависит от ритма, т. е. от четкого распределения и повторения в определенном порядке объемов зданий или отдельных архитектурных форм на здании (колонн, окон, рельефов и т. д.). Архитектор создает различные группировки форм, собирая и сгущая их в одном месте и разрежая в другом, устремляя вверх и вширь. Преобладание элементов вертикального ритма — колонн, арок, проемов, пилястр — создает впечатление облегченности, устремленности вверх. Наоборот, горизонтальный ритм — карнизы, фризы, пояса и тяги — придает зда­нию впечатление приземистости, устойчивости.

Одно из средств архитектурной компози­ции — масштаб. Он определяет величину отдельных частей и деталей здания по отно­шению к величине всего здания в целом, окружающих предметов и человека. Запомните: масштаб — это не размеры здания, а впечат­ление о величине его форм и, соответственно, о его положении в окружающем пространстве.

Большая роль в выявлении формы здания и его деталей принадлежит свету и тени. Игра световых и теневых плоскостей подчер­кивает композиционные особенности сооруже­ния, придает ему более живописный вид.

В архитектурных сооружениях, особенно во внутренних помещениях, широко исполь­зуется цветовая окраска. Она оживляет вид комнаты, создает впечатление разнообразия внутри здания. В странах северных широт для окраски фасадов зданий чаще применяют яркий цвет, так как там трудно надеяться на постоянную помощь света и тени. Например, древнерусские церкви обычно окрашены в бе­лый и желтый цвета и украшены яркой разно­цветной керамикой. Яркую окраску имеют зда­ния в стиле классицизм и барокко в России (см. статьи «Древнерусское искусство» и «Русское искусство XVIII в.»).

Любое архитектурное сооружение окружено пространством, которое также оказы­вает определенное влияние на его компози­цию. Архитектура зданий, расположенных за городом, в парках, поблизости от воды, обычно «раскрывается на природу»: такие дома имеют большие окна, веранды, балконы. В городах с большой плотностью населения характер зданий более замкнутый, с четкими границами, без излишних выступов.



Посоветую форум для мальчишек энциклопедия натуралиста.


 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017