Искусство древней Греции
Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Искусство древней Греции

Греция как бы тонет в окружающих ее мо­рях. Лишь узким перешейком соединена она с Европой. Синяя морская вода изрезала берега и пробила в скалах множество глубоких причудливых бухт.

Территория Греции невелика, неплодородная почва может прокормить лишь небольшое на­селение. Но в историю греческий народ вошел как один из самых великих, ибо вклад древних греков в мировую культуру неоценим.

Древние греки были удивительно талант­ливым, веселым и жизнерадостным народом. Они любили танцы, музыку, спорт. Они соз­дали великолепные легенды о богах и героях — мифы, которыми мы зачитываемся и поныне, построили первые в мире театры, заложили основы философии, оставили потомкам эпичес­кие поэмы, замечательные произведения архи­тектуры, скульптуры, а также живописи; к со­жалению, последние почти не дошли до нас.

Время не пощадило и архитектуру древних греков. Сохранилось всего несколько руин. Но и по этим руинам, полным непередаваемой красоты и величия, можно судить об искусстве древнегреческих зодчих. Правда, это исклю­чительно храмы, театры и другие общественные здания. Жилой дом греки не считали предметом искусства. Они презирали роскошь в одежде и домашней обстановке. Их белые, крытые че­репицей дома были очень скромны и даже не имели окон на улицу.

Архитектура ранних греческих храмов от­личалась суровостью. Достаточно посмотреть на храм Посейдона в Пестуме (начало V в. до н. э.), чтобы почувствовать мощь тесно стоящих приземистых колонн с на­висшими тяжелыми капителями1 и мас­сивными каменными балками, которыми пере­крыты колонны.

Со временем пропорции меняются: колонны становятся более стройными, расстояние меж­ду ними увеличивается, а капители и балки уменьшаются. От этого архитектура приобре­тает большую легкость и приветливость, зда­ния как бы наполняются светом и воздухом.

Вершина греческой архитектуры — Пар­фенон — храм богини Афины Парфенос (Де­вы), построенный в V в. до н. э. зодчими Иктином и Калликратом в Афинах, самом богатом и знаменитом из греческих городов. О нем даже сложили поговорку: «Если ты не был в Афинах — ты верблюд, если был и не восхитился — осел». Здание Парфе­нона поставлено, как и большинство греческих храмов, на возвышенной и укрепленной части города — Акрополе. Его беломраморный силуэт четко вырисовывается на фоне неба. На первый взгляд Парфенон очень прост — мра­морный четырехугольник, окруженный невы­сокими дорическими колоннами, кото­рые почти вдвое ниже колонн московского Боль­шого театра. И все-таки здание бесконечно величественно. Его секрет в исключительной ритмичностии гениальной соразмерности частей. Пропорции Парфенона рассчитаны так, что че­ловек, приближаясь к нему, чувствует себя выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы архитектура вселяла в человека бодрость и внушала уверенность в себе.

Лучшие памятники древнегреческой скульп­туры также были созданы в V в. до н. э. Но до нас дошли и более ранние произведения —статуи VII—VI вв. до н. э. Они симметричны: одна половина тела — зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки при­жаты к мускулистому телу. Ни малейшего на­клона или поворота головы, но губы раскрылись в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.

В V в. до н. э. скованность исчезает, фигуры обретают движение, пропорции — красоту, ли­ца — одухотворенность. Вот, например, статуя «Дискобол» (V в. до н. э.; Музей Терм. Рим). Ее автор, великий скульптор Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Его захва­ченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упру­гой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок.

Полны напряженной жизни и статуи Поликлета, хотя, в отличие от своего современника Мирона, Поликлет любил изображать атлетов не во время упражнений, а в состоянии покоя. Взять хотя бы « Копьеносца» (или « Дорифора», V в. до н. э.; см. илл., стр. 39). Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй (см. ст. «Искусство Древнего Египта»). Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову, гор­дый своей красотой и силой. Перед нами чело­век, свободный от страха, гордый, сдержан­ный, воплощение достоинств воина и гражда­нина. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами.

Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего мраморной скульп­турой Парфенон. Лучше всего сохранилась мраморная лента рельефа фриза длиной 160 м. На ней изображено шествие. Вот груп­па отважных всадников на горячих лошадях. Девушки в длинных одеждах подгоняют жерт­венных быков. Идут женщины с пальмовыми ветвями — символом мира. Важно шествуют старцы, спокойные и благородные. Все они направляются в храм богини Афины — Пар­фенон.

«...БОГИ ГРЕЦИИ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ОБРАЗЫ ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ЧЕ­ЛОВЕКА».

В. Г. БЕЛИНСКИЙ

Скульптура Парфенона сильно пострадала. А самая знаменитая из статуй Фидия —«Афина Парфенос» погибла еще в глу­бокой древности. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Голова богини с невысоким гладким лбом и округлым подбо­родком, шея и руки были сделаны из слоновой кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота. Богиня в образе прекрасной женщины — олицетворение Афин.

V в. до н. э. был временем высшего рас­цвета искусства Древней Греции. Искусство этого времени именуют искусством высокой классики.

Прекрасные произведения искусства были созданы и в IV в. до н. э.—в период поздней классики. В это время работали такие вели­колепные мастера скульптуры, как Скопас, Пракситель и Лисипп. Каждый из них имеет свои особые качества. Скопас трагичен, экспрессивен и страстен. Пракситель, напротив, утончен, его герои изящны, подчас изнежены. Последнего мастера поздней классики — Лисиппа в большей мере, чем его предшественников, интересует внут­ренний мир человека.

В дальнейшем греческое искусство претер­певает большие изменения, разрушается его прежняя гармоничность.

В конце IV в. до н. э., со времени завоева­ний Александра Македонского, в истории Гре­ции наступает новый период — период так на­зываемого эллинизма. Он длится до I в. до н. э. Эллинистическое искусство это син­тез древнегреческого и восточного искусства. Оно распространяется на обширной террито­рии, захватывая Грецию, Египет, Малую Азию, Северное Причерноморье, Среднюю Азию и другие страны.

Многие произведения эпохи эллинизма свя­заны с традициями высокой классики, вырабо­танными лучшими мастерами Древней Греции в V в. до н. э. Достаточно назвать такие шедевры мировой пластики, как статуи Нике Само­фракийской или Афродиты (Ве­неры) Милосской; знаменитые релье­фы Пергамского алтаря. Эти рельефы продолжают героическую линию греческого классического искусства. Иногда скульпторы эпохи эллинизма обращались и к жанровым сюжетам, подчерки­вая бытовые подробности и детали.

Многого достигла в эпоху эллинизма и ар­хитектура. Архитекторы разрабатывали планы городов, уделяя немалое внимание частным жилищам.

Искусство эллинизма — важный этап в ис­тории мировой художественной культуры: оно оказало очень большое влияние на формирова­ние искусства в Древнем Риме.

 

1 Этот и другие встречающиеся в статье архитек­турные термины, выделенные разрядкой, объяснены в статье «Архитектурные стили» и в словаре-указателе.





 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017