Искусство древнего Рима
Детская энциклопедия




Разное




Реклама











Искусство древнего Рима

Время оказалось бессильным перед построй­ками древних римлян. Вот, например, Коли­зей (Колоссей, ок. 80 н. э.), или, как его называли римляне, «Колоссеус» (гро­мадный, колоссальный), — гигантское сооружение в форме чаши, вмещавшее более 50 тыс. зрителей, приходивших сюда смотреть на бои гладиаторов и цирковые представления. Этот предок современных стадионов имел в центре эллиптическую арену, которую можно было заливать водой и превращать в бассейн. По верхнему ярусу шла гребенка огромных дере­вянных мачт, на которые в жару натягивали тент.

240 огромных арок в три яруса окружали колоссальный эллипс. Каждая арка была об­рамлена полуколоннами, а между ярусами про­тянуты антаблементы. В первом ярусе полуколонны дорические, отдаленно на­поминают колонны Парфенона. Однако в Греции колонна — это опора, а в Колизее полуколон­ны — лишь декорация: они прилеплены к сте­не, чтобы замаскировать ее толщу. Колонны Парфенона свободны и могучи, полуколонны Колизея напоминают солдат на военном параде. И такое же впечатление производили сотни статуй, стоявших ког­да-то в арках. Они поража­ли не красотой, а количест­вом и рассказывали не о со­вершенстве свободного чело­века, как статуи Греции, а о непреклонной силе тех, кто поставил их правильными рядами в одинако­вых арочных проемах.

Эти черты в искусстве греков и римлян не случайны. Рим в отличие от маленькой Греции был столицей колоссального государства, поко­рившего многие народы и страны. Афины в период расцвета — республика, Рим во вре­мена своего наивысшего могущества — импе­рия. В Греции человек — мера всех вещей, в Риме — песчинка (см. т. 8 ДЭ, статьи «Афины в период расцвета» и «Начало империи»).

Недалеко от Колизея стоит огромная арка — памятник в честь завоевания города Иерусалима императором Титом. На мраморных рельефах арки Тита (I в. н. э.), так же как и на фризе, опоясывающем Парфенон, изваяны сце­ны торжественного шествия. Но если греческий скульптор стремился выразить радость, ликование, веселье, передать ритм празднич­ной процессии, то римский ваятель сосредо­точил свое внимание на детальном изображении костюма, оружия, трофеев. Увенчанные лав­рами римские легионеры-победители несут таб­лицы с названиями покоренных городов, со­суды, драгоценную утварь. Это не граждане, а солдаты, одинаково вымуштрованные и при­выкшие к строю. Их жесты, угловатые и энер­гичные, бесконечно далеки от красоты и пла­стичности жестов скульптур Парфенона. Зато складки одежды, прически, детали предметов переданы аккуратно, тщательно и подробно. К лучшим достижениям искусства Рима I в. н. э. относится скульптурный портрет. Он очень образный, смело и точно передает характеры людей. Чтобы придать большую вырази­тельность своим портретам, римские скульпторы стали вырезать зрачки, а иногда и вставлять кусочки горного хрусталя. Это был новый прием, которым до римлян никто не пользовался.

Свое слово сказали римляне и в живописи — уже в I в. н. э. они умели передавать пер­спективу.

Многие памятники архитектуры Рима пора­жают своей грандиозностью и искусством, с которым их возвели древние инженеры. В не­которых странах римские водопроводы, римские мосты и дороги исправно служат людям и по сей день.

В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили свои сооружения глав­ным образом из бетона: каменная или кирпич­ная оболочка заливалась смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала зда­ние в один огромный монолит. Таким колос­сальным монолитом были общественные бани, или термы, как их. называли римляне. По­строил их в III в. н. э. император Каракалла. Под бетонными сводами терм находился бас­сейн с проточной водой величиной с доброе озеро и огромный зал, в котором сотни людей занимались гимнастикой. В здании терм нахо­дились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для

дружеских бесед. До 1800 человек вмещали термы Каракаллы, самые роскошные из 1700 римских бань. Они были украшены ог­ромным количеством скульптурных произве­дений, по большей части это были статуи, вы­везенные завоевателями из покоренных стран, либо копии с прославленных древнегреческих статуй. Именно такие копии и дают нам воз­можность судить не только о римской, но и о греческой культуре, столь сильно постра­давшей от римских завоевателей.

* * *

Каждый период в истории мирового искус­ства по-своему ценен. Но не случайно особую роль отводят историки античной куль­туре. И литература, и искусство, и драма­тургия, и философия античного мира стали отправной точкой в развитии всей последую­щей культуры. Искусство античного мира впервые по-настоящему открыло и воспело че­ловека, сделало его мерой всех вещей, познало его как прекрасное и совершенное явление при­роды. «Без того фундамента,— писал Энгельс,— который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы».

Античное искусство надолго сохранило зна­чение образца и во многом осталось непревзой­денным и недосягаемым.





 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017