Диего Де Сильва Веласкес
Детская энциклопедия




Меню сайта




Реклама











Диего Де Сильва Веласкес

(1599 —1660)

Творчество Диего Веласкеса — вершина ис­панского искусства эпохи расцвета. Он создал образы, проникнутые огромной жизненной си­лы, сумел показать сложность и противоре­чивость человеческой натуры, многогранность внешнего и внутреннего облика человека. Со­временников поражала и яркая передача харак­теров людей, и мастерство колориста, и совер­шенство передачи света и тени, которое все рос­ло с годами. «Каждый мазок — сама прав­да»,— писал о Веласкесе один из друзей худож­ника. Еще юношей в родной Севилье Веласкес обратился к жанровой живописи, с любовью изображая простых людей, исполненных спо­койного достоинства: «Продавец воды» (ок. 1620, Лондон), «Старая кухарка» (ок. 1620, Эдинбург), «Завтрак» (ок. 1617, Эрмитаж, Ленинград). Эти картины раннего периода написаны еще в темной манере, с резки­ми контрастами света и тени.

В 23 года Веласкес стал придворным живо­писцем короля Филиппа IV. Отныне жизнь художника была навсегда связана с королев­ским двором. Но Веласкес сумел сохранить творческую свободу. В мифологической карти­не «Вакх» (Вакх — это имя древнегреческого бога вина; 1628—1629, Прадо, Мадрид) Веласкес изобразил пирушку крестьян под открытым небом. У них характерные лица, грубые плащи на плечах; бог вина сидит среди них как рав­ный, как юноша из их же среды, и венчает вен­ком прохожего солдата, принимая его в веселую компанию. В этой картине еще кое-что осталось от ранней темной манеры Веласкеса, еще резка подмалевка в тенях, еще подчеркнуты контрасты светлого и темного. Но живописное мастерство художника совершенствуется.

Уважение к достоинству человека отличает все произведения Веласкеса. В исторической картине «Сдача Бреды» (1635;) он запечатлел победу, одержанную испанскими войсками над голландцами. Изо­бражен эпизод сдачи крепости голландским полководцем Нассау победителю Спиноле. Веласкес наделяет Спинолу чертами благородства и великодушия. Положив руку на плечо Нассау, победитель как бы ободряет его, стремясь облегчить унизительный момент сдачи. В этой картине уже нет резких контрастов света и те­ни, чудесно передана даль, пространство, на­полненное воздухом и светом. Мастерски на­писанные лица свидетельствуют о высоком портретном искусстве художника.

Веласкес был великим портретистом. Как придворный художник, он неоднократно писал короля, королеву, малолетних принцев и прин­цесс, одетых в тяжелые, недетские одежды. Но Веласкес никогда не изменял реалистиче­скому искусству. Он умел в каждом человеке, кто бы он ни был, найти основные черты его характера и передать их ярко и правдиво. Без­вольным, вялым, болезненным выглядит ко­роль Филипп IV, одетый в роскошную красновато-розовую одежду на портрете (1644), находящемся в Нью-Йорке, в музее Фрик. Суровая надменность чувствуется во всем облике всесильного министра графа Оливареса (ок. 1640, Эрмитаж, Ленинград).

Зна­мениты портреты шутов, этих обездоленных людей, призванных забавлять двор. Художник сумел подчеркнуть скромную сдержанность умного карлика Эль Примо, траги­ческую напряженность калеки Моро, трогательную беспомощность больного Бобо дель Корио (40-е годы, все портреты в Прадо, Мадрид).

Вершина портретного искусства Веласкеса— «Портрет папы Иннокентия X» (1650), написанный в Риме. (Веласкес дваж­ды ездил в Италию.) Никогда никто из худож­ников не осмелился так правдиво написать главу католической церкви. За внешней гру­бостью папы Веласкес сумел необычайно ярко показать характер этого человека — жесто­кость, злобу, железную волю, упрямство. С ве­личайшим мастерством переданы все оттенки багрового лица папы, блеск малинового шелка одежды, пена белых кружев.

Возвратясь из Италии, Веласкес вновь оку­нулся в строгую атмосферу испанского двора. В последние годы жизни им написаны две про­славленные картины — «Менины» (молодые при­дворные дамы; ок. 1656; см. илл., стр. 152—153) и «Пряхи» (ок. 1657;).

В «Менинах» действие происходит в од­ном из покоев дворца, где художник пишет портрет короля и королевы, смутное отражение которых видно только в зеркале, висящем на дальней стене. Рядом с художником стоит ма­ленькая белокурая принцесса Маргарита, окру­женная своей свитой: двумя придворными дама­ми, слугами и карликами. Одна из дам подает девочке питье, другая почтительно приседает в поклоне. Все фигуры свободно расставлены, но композиционно связаны друг с другом по ходу действия. Растворенная дверь углубляет пространство, оттуда струится свет, наполняю­щий комнату, светом озарены пушистые волосы девочки, переливы розовых, красных, золо­тистых, зеленоватых тонов одежд присутствую­щих лиц.

В картине «Пряхи» действие происходит не во дворце, а в мастерской королевской ману­фактуры, где изготовляли тканые ковры (шпа­леры). Эту мастерскую, конечно, много раз видел Веласкес. Художник написал мифоло­гическую картину. Сюжет ее взят из рассказа древнеримского писателя Овидия о состязании простой греческой девушки Арахны с богиней Афиной в искусстве ткачества. Победила Арахна. В глубине помещения зритель видит висящий ковер, где изображен этот миф. Но вели­кий реалист Веласкес на первый план выдвинул испанских женщин-работниц: показав труд Арахны, он перенес древний рассказ в современ­ную ему жизнь.

Вторая половина XVII в.— начало заката золотого века. В эти годы полного экономиче­ского и идейного упадка в Испании искусство постепенно утрачивало яркие реалистические черты.





 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017