Детская энциклопедия




Разное




Реклама











ЗАРУБЕЖНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XIX в. Искусство Западной Европы XIX в. Классицизм Ж. Л. Давида

На протяжении XIX столетия изобразитель­ное искусство прошло большой, яркий и чрез­вычайно сложный путь развития. В это время работало много крупных мастеров. Творчество каждого из них было не только значительным вкладом в национальную культуру родной страны, но и сыграло большую роль в общем развитии европейского и мирового искусства.

Французская буржуазная революция 1789— 1794 гг. была тем рубежом, который отделяет искусство XVIII в. от искусства XIX в. И на этом новом этапе Франции суждено было сы­грать ведущую роль в западноевропейской живописи, скульптуре и архитектуре. Именно в творчестве французских художников от­четливее всего проявились передовые идеи времени, основные художественные течения эпохи.

Первым крупным направлением в европейском искусстве прошлого века был класси­цизм (см. т. 11 ДЭ, ст. «Классицизм во Франции»).

На фотографии: Ф. Леже. Композиция с птицами.1955. Холст, масло. Музей Фернана Леже в Биоте (Франция).Классицизм Ж. Л. Давида. В годы, предшествовавшие французской ре­волюции, самым ярким выразителем класси­цизма в живописи был Жак Луи Давид (1748— 1825).

Жизнь и творчество этого мастера тесно свя­заны с историческими событиями во Франции. В годы революции Давид — один из деятель­ных ее участников: он был депутатом Нацио­нального конвента, голосовал за казнь короля, был организатором многих революционных празднеств. В годы Первой империи он стано­вится придворным живописцем Наполеона I и воспитателем целой плеяды художников. Пос­ле реставрации власти свергнутых революцией Бурбонов Давид, как якобинец, вынужден был навсегда покинуть родину. Великий худож­ник Франции умер на чужбине, в бельгийском городе Брюсселе.

Еще задолго до революционных событий передовые мыслители Франции — просветители (см. т. 8 ДЭ, ст. «Великая энциклопедия») от­стаивали мысль о том, что цель искусства — воспитывать в людях высокие гражданские чувства. Давид разделял эти мысли. В предре­волюционные годы он искал героические примеры для подражания в далеком прошлом. Путешествие в Италию раскрыло перед ним величие и красоту образов античного мира. Как и многие из его современников, художник счи­тал, что герои древнеримской республики — высшие образцы служения гражданскому дол­гу, а произведения античного искусства — воплощение идеальной простоты и совершенной гармонии.

В 1784 г. Давид создал свою знаменитую картину «Клятва Горациев». Он изобразил на ней защитников Древнего Ри­ма — трех братьев Горациев. Идя на бой, они приносят клятву на мечах, которые держит их отец. Братья единодушны в своем стремлении; они делают один и тот же решительный шаг к мечам, три профиля в едином повороте, три выброшенные вперед руки обращены к оружию. Мужественную решимость воинов оттеняет пе­чаль женщин. Трижды повторенные арки поза­ди фигур соответствуют трем смысловым груп­пам композиции. Словно на античных рельефах, все участники сцены расположены на переднем плане, параллельно краю картины, а каждая фигура передана выпукло и четко.

Чеканный рисунок, совершенная модели­ровка форм с помощью света и тени, яркие локальные краски, столь соответствующие суро­вости образов, а главное, глубокая продуман­ность всех элементов этой картины становятся основными средствами художественной выра­зительности у Давида и основными особенно­стями живописи классицизма вообще.

В картине «Клятва Горациев» отчетливо прозвучал пламенный призыв к героическому, гражданскому подвигу, наполнивший искусство мастера подлинно революционным духом. Вот почему этот ранний этап искусства Давида по­лучил название революционного классицизма.

В годы революции Давид находит героизм, силу духа и способность к самопожертвованию у самих участников революционных событий. Он создает их портреты. В его представлении они оказываются равными героям древности. Вершина творчества художника этой поры — картина «Смерть Марата» (1793; см. ст. «Смерть Марата», а также т. 8 ДЭ, ст. «Неподкупный» и его соратники»).

Последовавшие за падением якобинской дик­татуры годы вызвали глубокие изменения в творчестве художника, его искусство постепен­но теряет революционное звучание. В эпоху правления Наполеона Давид выполняет заказы

двора. Блестящее мастерство портретиста и ис­торического живописца, которое Давид про­демонстрировал в огромном полотне «Коронация Наполеона» (1804—1807, Лувр, Париж), однако, не в силах было скрыть холод­ной и надуманной торжественности, присущей этой церемонии.

Классицизм, утратив свое революционное содержание, превратился в официально при­знанное направление, выражавшее вкусы новой буржуазной знати. В далеком прошлом искали теперь лишь внешнюю красивость, а не героизм и совершенство форм. Внимание художников теперь привлекала главным образом пышность и парадность императорского Рима, героические сюжеты отступали перед любовными сценами и отвлеченными аллегориями.

Ученик Давида, художник большого талан­та, блистательный портретист и замечательный рисовальщик Жан Огюст Доминик Энгр (1780— 1867) стремился сохранить в своем искусстве верность прекрасному античному идеалу, но в годы, когда в искусстве уже господствовали новые веяния, его попытка поддержать тради­ции классицизма была обречена на неудачу. Однако Энгр в отдельных своих произведениях и образах достиг высокого мастерства и худо­жественной убедительности.





 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017