Детская энциклопедия

Меню сайта











И.Д. Шадр

(1887—1941)

Иван Дмитриевич Шадр (настоящая его фамилия Иванов; псевдоним Шадр взят по названию родного города Шадринска) — выда­ющийся советский скульптор. Многообразно одаренный, он пробовал свои силы в разных видах искусства, прежде чем стать скульптором.

Уже первые работы Шадра полны большого идейного содержания и горячего стремления служить пропаганде идей Октябрьской рево­люции, делу революции. Он создает проекты памятников борцам пролетарской революции (1918), Парижской ком­муне (1920), Октябрьской револю­ции (1920), активно работает над памятни­ками монументальной пропаганды (см. ст. «Со­ветское искусство 1917 —1921 гг.»).

В своем творчестве Шадр смело прибегал к символике и аллегориям, ему свойственны широта, смелость замыслов и реалистическая правдивость в сочетании с революционной ро­мантикой образа.

В 1920—1921 гг. Шадр работает над памят­ником К. Марксу, барельефными портретами революционеров К. Либкнехта, Р. Люксембург и других. В 20-е годы он создает также первые в советской скульптуре собирательно-типиче­ские обобщенные образы людей советской эпохи: «Рабочий», «Красноармеец», «Сеятель», «Крестьянин», позднее —«Сезонник», «Труженик».

Лучшая работа Шадра этих лет — «Бу­лыжник — оружие пролетариата». В этом произведении скульптор создал обобщенный образ поднявшегося на борьбу рабочего класса. Гнев против угнетателей, вера в свою силу и грядущую победу запечатлены в мускулистой фигуре рабочего, выверты­вающего из мостовой булыжник, чтобы мет­нуть его во врагов. Резкость движения, мощ­ная игра мышц передают физическую силу ра­бочего. Лицо дышит напряженной ненавистью и волей к победе. Отлитая в бронзе, эта работа Шадра стала как бы памятником революцион­ной борьбе пролетариата.

Много сил отдал Шадр работе над образом В. И. Ленина. Именно он у гроба Ильича сде­лал его посмертное изображение. А в 1925— 1927 гг., в результате многолетней работы над образом вождя Советского государства, скуль­птор создал выдающийся монументальный памятник Ленину на ЗАГЭС (Земо-Авчальской ГЭС). Ленин представлен здесь как вдохновитель и руководитель социалистиче­ского строительства. Утверждающим жестом указывает он на плотину электростанции. Ста­туя органично связана и с архитектурой, и с окружающим пейзажем. Она стала центром всего ансамбля, прославляя на века ленинскую идею электрификации страны. Памятник Ле­нину на ЗАГЭС одно из пер­вых монументальных произведе­ний социалистического реализма. Выдающейся монументаль­ной работой Шадра был и про­ект памятника М. Горь­кому (1939). После смерти Шадра этот проект осуществили скульпторы В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская, 3. Г. Ива­нова. Сооруженный в Москве на площади Белорусского вок­зала, памятник был открыт в 1951 г.

Шадр — скульптор разно­сторонних интересов и способ­ностей. Он создал немало глу­боко психологических, эмоцио­нальных портретов (портреты Л.Б.Красина, 1926; матери, 1926; Н. А. Касаткина, 1930). Он ра­ботал и в области мемориаль­ной скульптуры («Скорбь», 1929; проект надгробия В. Маяков­скому, 1930; надгробие Н. С. Ал­лилуевой, 1933; В. Л. Дурова, 1940, и др.). Но главное, что внес Шадр в советскую скульптуру — это высокая вера в си­лу и красоту трудящегося че­ловека, вдохновенная револю­ционная романтика образов.





 
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2016