Детская энциклопедия

Меню сайта











Иоганн Себастьян Бах

(1685—1750)

Со старинного портрета смотрит пожилой человек; его темные глаза глядят внимательно и зорко, словно рассматривая что-то глубоко в нас запрятанное. Но он несомненно настроен доброжелательно: губы вот-вот улыбнутся. Нет, пусть старинный парик не сбивает с толку — не в нем дело; главное в портрете — глаза, умные, добрые, сочувствующие. Они живут на лице человека в незнакомой старинной одежде,— та­кие камзолы с блестящими металлическими пу­говицами европейцы носили в начале и сере­дине XVIII в.

Меняется мода на платья, меняется внеш­ний облик людей, но их внутренняя красота, не подвластная моде, остается неизменной. Она живет и в настоящей, хорошей музыке. Иначе для чего бы мы стали рассматривать старый-престарый портрет, на котором изображен чело­век, родившийся около 300 лет назад? А ведь это его музыка звучит постоянно в наших му­зыкальных школах. Наши ребята играют «Пье­сы из нотной тетради Анны-Магдалины Бах», концерты, сюиты1. И вероятно, очень многие, играя или слушая эту музыку, бывают увле­чены, взволнованы; оказывается, мы так же радуемся, грустим и смеемся, как автор, сочи­нивший эти танцы, эти арии, эти пьесы более 250 лет назад.

Очевидно, он каким-то удивительным чутьем угадывал, как будут звучать его произведения спустя сотни лет на новых инструментах, с но­вым звучанием, очевидно, он предчувствовал

своего будущего слушателя, может быть, радо­вался ему! Может быть, с ним он беседовал мысленно, пересекая мощеный двор церкви св. Фомы. На пудреных волосах круглая пухо­вая шляпа, стальные или медные пуговицы темного камзола поблескивают на солнце. Вот он скрылся за тяжелой дубовой дверью, «госпо­дин директор музыки», как его называли, гос­подин кантор (учитель и дирижер церковного хора) — Иоганн Себастьян Бах. 27 лет он руководил музыкальными занятиями в школе ма­леньких певчих при церкви св. Фомы в городе Лейпциге.

Но по воскресным дням и в празд­ники лейпцигские граждане видели его дири­жирующим оркестром и большим церковным хором. Исполнялись обычно его новые сочи­нения — кантаты (вокально-симфониче­ские сочинения с сюжетом, но без сценического действия), мессы (тоже вокально-симфони­ческие произведения на текст католической службы), мотеты (многоголосные хоровые сочинения).

В ту пору в Германии, на родине Баха, бого­служение обставлялось очень торжественно. А чем лучше была музыка, звучавшая во вре­мя служб, тем охотнее шли люди в церковь. Поэтому церковники стремились привлечь луч­ших музыкантов, и композиторы были тесно связаны с церковью.

Долгие годы Бах прослужил в церкви св. Фомы. Здесь он написал много произведений, так или иначе близких религиозной тематике.

Но все сюжеты из священных книг Бах понимал лишь как повесть о людях, их жизни и смерти, их страданиях, радостях, правоте или заблуж­дениях. Людей, живых людей, он видел и вопло­щал в любом сюжете, в любом своем произведе­нии. Вот почему мы говорим о музыке Баха, что она человечна, что она отражает наш внут­ренний мир.

И это мы говорим не только о сюжетных, во­кальных произведениях Баха; композитор на­писал много произведений инструментальной музыки: клавирные (фортепианные) сюиты — «английские», «французские», сборники прелю­дий и фуг2, концерты. Писал он для скрипки сонаты и сюиты, а для органа — своего любимо­го инструмента — фантазии, концерты, прелю­дии. Повсюду в этих сочинениях мы находим силу и непосредственность, живые чувства. Как задорно, лукаво, порой озорно звучат ве­селые танцы из фортепианных сюит! Ведь Бах умел не только трогать слушателя выражением глубоких чувств, но и веселиться, любя приро­ду, радуясь солнцу и молодости! Отголоски этой радости, так же как и печальных размыш­лений и лирики, мы встречаем на страницах знаменитого сборника «Xорошо темпе­рированный клавир» (2 тома, 1722, 1744). Эти пьесы — прелюдии и фуги — Бах написал для фортепиано нового устройства, по-новому настроенного (темперированного). Такое фортепиано тогда, в его времена, еще только начинало свою жизнь. Тогда инстру­мент этот казался совсем необычным, странным. Но Бах с восторгом принял его и отозвался на его создание замечательным произведением, которое до сих пор считают «энциклопедией фортепианной игры».

Современники Баха плохо разбирались в его творчестве, не понимали его, и потому оно ка­залось им странным, чересчур «ученым», как они говорили. Лишь спустя полвека после его смерти люди начали открывать для себя его бессмертную музыку. Тогда во взволнованных мелодиях они услышали то, чего не хотели и не умели слышать современники Баха,— голос живого человека, глубоко и живо чувствую­щего, одинокого и непонятого, но не сдающе­гося, сильного духом. В этом голосе ясно улав­ливается сочувствие к любому человеческому горю, которое было для композитора тем бли­же и понятнее, чем более одиноким он себя чувствовал.

Жизнь Баха протекала нелегко — от самых ранних лет его сиротской юности и обремени­тельной службы в церквах Эйзенаха, Ордруфа, Люнебурга (все это захолустные городки Гер­мании) до зрелых лет и старости. Но чем труд­нее становилась служба и жизнь, тем сильнее, несокрушимее была его вера в мощь искусства и человеческого разума. Именно это делает музыку Баха всегда живой, неумирающей.

1 Объяснение музыкальных терминов дано в статье «Музыкальные  жанры» и в словаре-указателе.

2 Фуга — музыкальное   полифоническое   произ­ведение.





 
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2016