Людвиг Ван Бетховен
Детская энциклопедия




Разное




Реклама











Людвиг Ван Бетховен

(1770—1827)

Детство Бетховена было короче, чем у его сверстников. Не потому только, что житейские заботы рано обременили его. В самом его ха­рактере не по годам рано проявилась удиви­тельная задумчивость. Людвиг любил подолгу созерцать природу, молча, не по-детски глу­боко.

В десять лет он известен в своем родном го­роде Бонне как искусный органист и клавесинист. Среди любителей музыки славится его поразительный дар импровизации. Наравне со взрослыми музыкантами играет Людвиг на скрипке в боннском придворном оркестре. Он отличается не по возрасту сильной волей, уме­нием ставить перед собой цель и достигать ее. Когда взбалмошный отец запретил ему посе­щать образовательную школу, Людвиг, обу­реваемый жаждой знаний, твердо решил собст­венным упорным трудом завершить свое обра­зование.

Приезд в Бонн в 1781 г. нового придворного органиста, талантливого оперного компози­тора Готлиба Нефе оказал значительное влия­ние на творческую жизнь юного Бетховена. Нефе, не ограничиваясь уроками музыкального сочинения, игры на органе, писал о Бетхове­не статьи, помогал изданию первых сочине­ний молодого композитора. Но период учени­чества довольно скоро сменился почти равно­правной дружбой между ними. В необычно быстром развитии ученика сказывалась его гениальность. Вскоре Бетховена не могли уже удовлетворить занятия с Нефе. Не удовлетво­ряла его теперь и боннская музыкальная жизнь. Людвига влекло в Вену, город великих музыкальных традиций — царство музыки. Именно там хочет он получить разностороннее и систематическое музыкальное образование.

В Вене живет Моцарт. Это от него Людвиг унаследовал в музыке драматизм внезапных переходов от скорби к счастливой, безмятеж­ной веселости (см. ст. «Вольфганг Амадей Мо­царт»). Музыка Моцарта для него самая близ­кая. И это чувствуется уже в первых форте­пианных сонатах Бетховена; правда, они еще более драматичны, чем моцартовские, более страстны и резки в них контрасты чувств.

Желание учиться у Моцарта приводит Бет­ховена в Вену. В мае 1787 г. Моцарту предста­вили юного боннского музыканта. Слушая импровизации Людвига, Моцарт ощутил в этом гениальном юноше будущее музыки и сказал окружающим: «Обратите на него внимание, он всех заставит о себе заговорить».

Несмотря на неустроенность, Людвиг ван Бетховен решает остаться в Вене, но внезап­ное известие о тяжкой болезни матери застав­ляет его вернуться в Бонн. В сентябре 1787 г., уже после смерти матери, он пишет другу о том, как о ней тоскует: «Она была для меня такой доброй, милой... моей лучшей подругой...»

В доме Бетховенов теперь все изменилось. Отец поселяется отдельно, он совсем опустился из-за болезненного запоя. Теперь семнадцати­летний Людвиг становится главой семьи. На его попечении два младших брата. День погло­щают уроки в частных домах, игра на органе в капелле и в соборе, а вечер — служба в те­атральном оркестре. Музыку он пишет по но­чам. С юношеских лет проявляется необыкно­венная черта бетховенского характера — самопо­жертвование.

Моральная сила бетховенского характера проявляется и в стремлении к самосовершенствованию. И все же ему свойственны мучитель­ные приступы мрачного настроения. Бетховен знает: если рассказать в музыке о страданиях людей — освобождаешься от угнетенности, сно­ва веришь в будущее и радуешься жизни. Он с равной искренностью передает в музыке эту смену чувств, рождающую подчас неистовые контрасты.

В 1789 г. обычный ход боннской жизни на­рушает известие о революции во Франции. Бонн взволнован. В университете раздаются вольнолюбивые речи лучших профессоров. Из Франции доходят стихи и песни о свободе. Девятнадцатилетний Людвиг Бетховен — сту­дент философского отделения — вместе с дру­зьями мечтает о свободе, равенстве и братстве. Он клянется в верности идеям революции. Сту­денты тайно распевают бетховенскую хоровую песню «Свободный человек». Боннские власти, конечно, не разделяют революционных идей. Студенты наказаны, профессора изгнаны.

Бетховен не изменит юношеской клятве. Он выскажет в музыке героические идеи, при­зывы к борьбе и радость победы.

В 1792 г. знаменитый австрийский компози­тор Йозеф Гайдн проездом останавливается в Бонне (см. ст. «Йозеф Гайдн»). Услышав пла­менные импровизации и сочинения молодого боннского музыканта, Гайдн сразу его отметил и позвал в Вену, обещая руководить его заня­тиями. Друзья устраивают на службу братьев Людвига, не без труда добиваются у боннского курфюрста отпуска для него и ничтожного денежного пенсиона. Бетховен уезжает.

В Вене в первые годы Бетховен прослыл выдающимся исполнителем на клавире. Он восхищал слушателей своими импровизаци­ями, в которых буйная игра фантазии, богат­ство воображения и неисчерпаемая изобрета­тельность подчинялись искусному мастерству.

Молодой Бетховен пользуется успехом в салонах самых знатных аристократов сто­лицы. Им восторгаются, однако считают про­винциалом с крутым, необузданным нравом. Свободолюбивый Бетховен держится с вель­можами независимо и не допускает неуважи­тельного отношения к себе.

«ГИГАНТ БЕТХОВЕН... ОТРАЗИЛ В СВОЕЙ МУЗЫ­КЕ ИМЕННО ИСПОЛИНСКИЕ РИТМЫ НАРОДНЫХ ДВИЖЕНИЙ ВЕЛИКОЙ РЕВОЛЮЦИИ».

А. В. ЛУНАЧАРСКИЙ.

«МУЗЫКА ДОЛЖНА ВЫСЕКАТЬ ОГОНЬ ИЗ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА».

Л.   БЕТХОВЕН

В Вене Бетховен всесторонне, жадно зани­мается своим музыкальным образованием; маэ­стро Гайдн дает ему уроки музыкального сочи­нения. Его непомерная жадность к знаниям отпугивает Гайдна. «Словно у вас несколько голов, несколько сердец, несколько душ»,— неодобрительно укоряет он ученика. Не по духу Гайдну в музыке молодого Бетховена резкие переходы от мрака к свету, героика, стремительность, страстность. Они люди раз­ных поколений. Бетховен воспитан идеями французской революции, Гайдну они чужды. Занятия их не ладятся и вскоре — с отъездом Гайдна в Лондон — навсегда прекращаются. Молодой боннский музыкант в течение несколь­ких лет берет уроки у итальянского оперного композитора Антонио Сальери и, кроме того, изучает теорию разнообразных музыкальных форм.

В своем мастерстве он достигает совершен­ства. Учителя утверждают, что Бетховен сам всему научился. А он намерен еще многому учиться.

Вена, кажется, до последнего закоулка пропитана музыкой: театры — придворные и народные, хоровые капеллы в соборах и дворцах, симфонические концерты знамени­тых оркестров и домашние — любительские, веселые серенады на улицах города.

В 1794 г. Бетховен приглашен на службу к князю Лихновскому как пианист и компо­зитор. Он живет у него во дворце, держится независимо.

Величайшему пианисту Людвигу Бетхове­ну ближе всего создание сонат для форте­пиано, но с таким же совершенством пишет он для скрипки и инструментальные ансамбли.

В его струнных кварте­тах задушевность изумитель­ных мелодий и чисто бетховенские контрасты, в ко­торых уживаются рядом са­мая бурная, просто неисто­вая музыка и спокойное раз­думье, страницы лирических откровений, как в стихах у поэтов, а затем остроум­ные шутливые скерцо и та­кая веселая музыка финалов! В фортепианных сонатах Бетховена — героический дух, энергия, непрестанное дви­жение, полет мысли — сло­вом, главные черты его зре­лого творчества. Музыка пе­редает любовь, величие, восторги и, кажется, всю боль на свете. Бетховенские сонаты назы­вают инструментальными драмами. В последо­вательном развитии всех частей — цельность драматического замысла. Медленные части со­нат почти всегда скорбные, но среди них есть и трогательно-простодушные «песни без слов». В веселых финалах горестные чувства и от­чаяние уже позади, разве что изредка мель­кнет отголосок былой печали.

Первые три фортепианные сонаты Бетховен посвящает Гайдну. Перед гениальностью этого композитора он по-прежнему преклоняется и, несмотря на разность взглядов, многому про­должает у него учиться. В гайдновской манере создает Бетховен финалы и скерцо своих сонат. Заразительный юмор и лукавую улыбку, явно ощутимую в музыке старого маэстро, можно узнать и в сонатах молодого Бетховена, толь­ко, пожалуй, Бетховена отличает больший за­дор и неисчерпаемо смелая изобретательность. В первых, обычно бурных, драматичных, на­пряженных частях этих сонат и в следующих за ними, медленных, таких скорбных Бет­ховен, забыв все упреки маэстро, говорит уже своим драматически сильным, страстным язы­ком. И в драматизме больше всего приближа­ется к музыке Моцарта.

Свою Восьмую фортепианную сонату Бет­ховен назвал «Большой патетической» (1799). Это значит — возвышенная, при­водящая в волнение. В «Патетической» — ост­рая борьба разнообразных чувств. Медленное вступление: патетически напряженным аккор­дам отвечают скорбные. В первой части музы­ка кипит, как гневный поток, и внезапно оста­навливается, чтобы повторились образы вступления. Вторая часть певучая, это — спо­койное раздумье. Финал навевает мысли о при­роде, веселые мечты, только в конце — отклик былых страданий.

Тем, кто понимает и любит музыку Бетхо­вена, кажется, что и они чувствуют то же и все высказанное композитором случилось с ними самими.

Бетховен написал 32 фортепианные сонаты. В них можно услышать мелодии, выросшие из народных песен и танцев — не только немец­ких, но и славянских.

Фортепианные сонаты композитора узнаешь и начинаешь любить с самого детства. В них поразительное богатство интонаций — от чело­веческого голоса до самых разнообразных зву­чаний, близких разным оркестровым инстру­ментам, например валторне, виолончели, скрип­ке или флейте, а иногда звучность рояля напо­минает мощный орган.

2 апреля 1800 г. в своем первом открытом концерте в Венском театре Людвиг ван Бетхо­вен выступает с Первой симфонией. Истинные музыканты хвалят его за мастерство, новизну и богатство идей. Но музыканты, Враж­дебные к новшествам, обнаруживают полное не­понимание этой удивительно ясной, доступной, простой музыки. Они обвиняют Бетховена в том, что его симфония слишком «ученая», что в ней «ужасное нагромождение сложностей и никакой естественности». Они насмехаются и над тем, что Бетховен в своей симфонии отво­дит духовым инструментам необычно важную роль в оркестре.

На самом же деле главные качества музыки Первой симфонии — простота и стремитель­ность (от душевно-ясной, жизнерадостной пер­вой части и до последней). В менуэте компози­тор далеко ушел от обычных аристократичес­ких изящных, грациозных менуэтов: шумный и дерзкий, он бросает вызов всему старому. Шутливый финал напоминает последние части гайдновских симфоний — их веселые темы и то, как они появляются: сначала нарочито серьез­но, а потом стремительно весело. За этой весе­лостью и здесь чувствуется настоящий, пате­тический Бетховен.

Уже завоевана слава. Бетховену тридцать лет. Его почитают не меньше, чем престарелого Гайдна. Он горд сознанием своей жизненной силы, тем, что достиг поставленной цели.

Многие  месяцы  в  году  проводит   компози­тор вдали от шумной Вены.   Страстный   люби­тель  природы,   он  вносит  ее   образы  и   звуки в   музыку.

Лето 1801 г. Бетховен проводит у друзей в Венгрии. Он покорен Джульеттой Гвиччарди, своей ученицей, и верит в ее любовь.

Джульетте посвящает Бетховен сонату-фантазию (1801). Безутешные вздохи — в печальной, очень сдержанной мелодии первой медленной части. Вторая — грациозна, шалов­лива. Финал — неукротимое движение музы­ки, пламенной и мрачной. Сонату-фантазию кто-то из поэтов назвал «Лунной»,— веро­ятно, ее первая часть вызывает впечатление лунного пейзажа.

Счастливое лето! Но чем объяснить внезап­ные приступы мрачности? Бетховен пишет другу: «Как часто жажду я видеть тебя... твой Бетхо­вен очень несчастлив... мой слух так ослабел... Я давно это чувствовал, но скрывал... День и ночь у меня гудение в ушах... Если бы у меня была другая специальность... Это ужас­но... Просто удивительно, что люди в разго­воре со мной не замечают этого, а всё при­писывают рассеянности... Смогу ли я изле­читься?.. Надеюсь... и сомневаюсь...»

Врачи пробуют всякие средства, ничто не помогает. Зимой, как всегда, Бетховен напря­женно работает. Ранней весной композитор поселяется в Гейлигенштадте, недалеко от Вены. Может быть, покой и одиночество восстановят его силы? Ежедневно жители видят в полях одинокую фигуру. Иногда до позднего вечера бродит он. В стремительной ходьбе лучше при­думываются мелодии. «...Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, в тишине ночи, на заре... они превращаются в звуки, шумят, бушуют, пока не станут передо мной в виде нот».

К концу лета 1802 г. окончена Вторая симфония. Она полна летних впечатле­ний: краткие энергичные мотивы начинают первую часть, в ней много движения. «Глубо­кий мир лесов и полей» — это вторая часть, с изобилием мелодий. В третьей — скерцо — музыка причудливо быстро меняется, в ней остроумная игра ритмов и оркестровых кра­сок, а в финале — необузданная сила бетховенского воображения. Так Бетховен позво­ляет себе импровизировать за клавиром, а здесь, в симфонии,— в оркестре.

Тишина и одиночество не облегчили болезни. Он слышит все хуже. И еще хуже стало осенью, омраченной известием о замужестве Джульетты. Человек несокрушимой нравст­венной силы, Бетховен на этот раз не может совладать с отчаянием. Ему кажется, что жить глухим — музыканту — невозможно!

Пусть узнают люди после его смерти, о чем он думал в сумрачные дни этой осени, один, в просторном крестьянском доме в Гейлигенштадте. И он рассказывает в письмах к братьям о своих мрачных мыслях. «...Я должен жить изгнанником... Так было в те полгода, кото­рые я провел в деревне... Какое унижение ис­пытывал я, когда кто-нибудь рядом со мной слышал издали флейту... пение пастуха, а я ничего не слышал!.. Даже высокое мужество, часто вдохновлявшее меня в прекрасные летние дни, исчезло!»

На другой день после этих писем невозмож­ное становится возможным — в его «Тетради набросков» появляются эскизы новой музыки: это будет грандиозная Третья симфония.

После глубокого душевного кризиса Бетхо­вен внутренне возрождается — пишет музыку, играет, встречается с друзьями; его интере­сует все происходящее в жизни. С друзьями он беседует о новых сочинениях: «Я не всегда доволен моими прежними работами... я хочу вступить на новый путь».

Два года упорной работы. Третья сим­фония («Героическая», 1804) — дейст­вительно новый путь композитора: в ней глу­бокие, значительные мысли, множество музы­кальных тем и образов, смелые приемы. «Орлиным аллегро» назвал русский композитор Серов первую часть симфонии: напряженное развитие музыки создает впечатление героической борь­бы.

«НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ ЛУЧШЕ «АППАССИОНАТЫ», ГОТОВ СЛУШАТЬ ЕЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ИЗУМИ­ТЕЛЬНАЯ, НЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА. Я ВСЕГ­ДА С ГОРДОСТЬЮ, МОЖЕТ БЫТЬ НАИВНОЙ, ДУМАЮ: ВОТ КАКИЕ ЧУДЕСА МОГУТ ДЕЛАТЬ ЛЮДИ!»

В. И. ЛЕНИН

Вторая — похоронный марш: суровая скорбь о погибшем герое; марш заканчивается побед­ными звуками фанфар, прославляющих под­виг. В третьей части — светлая радость. Финал симфонии — народный праздник. Здесь главная тема — танцевальная мелодия в фольклорном духе, которая развивается в форме вариаций.

Вариации всегда оставались излюбленной формой творчества Бетховена и как отдельные пьесы, и как отдельные части в симфоничес­ких и камерных инструментальных произведе­ниях. В искусстве варьирования одной музы­кальной темы проявлялась его неисчерпаемая изобретательность.

В эти же годы написаны «Крейцерова соната» (1803) для скрипки с фортепиано, опера «Фиделио» (1805) (о верной люб­ви и торжестве справедливости), фортепиан­ная соната «Аппассионата» (1804). По страстности и героической настроенности она подобна «Героической симфонии».

Но после них композитором написаны про­изведения, иные по строю чувств и мысли; в музыке царят задумчивость, спокойные раз­мышления, приветливая умиротворенность, и только изредка прорывается яростное отчая­ние (Четвертая симфония, 1806; скрипичный концерт, 1806; Четвертый фортепианный кон­церт, 1805).

Бетховен подавлен политическими собы­тиями в стране. Вена занята французскими войсками. В завоевателях он не узнает борцов французской революции. Он страдает, мечется. Силы изменяют ему, правда на короткий пе­риод, после которого появляется новое герои­ческое произведение — Пятая симфо­ния (1808). Тот же революционный подъем, призыв к борьбе и в музыке к траге­дии Гёте «Эгмонт» (1810).

Из-за глухоты Бетховен больше не высту­пает в концертах как пианист и дирижер. Но глухота не мешает ему создавать музыку. Его внутренний слух не поврежден, в воображении он отчетливо представляет себе музыку. Глу­хой композитор пишет гениальные симфонии, увертюры, квартеты. Извне никакие звуки не доходят до Бетховена. Общение с людьми про­исходит при помощи переписки.

Всех поражает «могучий облик Бетховена, физическая и моральная сила, бьющая через край энергия. Она изливается в изумительных мыслях, вспышках фантазии, потоке шуток».

Его движения порывисты. «Ничто так не про­тивно ему, как медлительность». В быстрой ходьбе обдумывает он свои творения. Таким именно описывают его современники.

Последняя, Девятая симфония (1824) — музыкальное завещание Бетховена. Это песнь свободы, пламенный призыв, обра­щенный к потомкам.

Светлому ликованию финала симфонии — этому победному гимну освобожденного чело­вечества — предшествуют мрак и отчаяние, громы и скрежет непримиримой борьбы. В за­ключительной части симфонии к оркестру при­соединяется огромный хор — звучит ода Шил­лера «К радости». Композитор и поэт призы­вают все человечество к братству: «Обнимитесь, миллионы!» Любовь и свободу — самую необ­ходимую потребность человека — завещает Бет­ховен потомкам1.

Осенью 1826 г. Бетховен живет вдали от Вены. Он работает над финалом своего послед­него струнного квартета, делает наброски бу­дущей Десятой симфонии. Распоря­док его дня такой: «Встает в половине шестого утра, шумно принимается за работу, напевая, грохоча, чертыхаясь, отбивая такт руками и ногами. В половине первого обедает, до трех пишет музыку и снова гуляет до позднего вече­ра». Эти подробности жизни величайшего композитора мира описаны его преданным слугой.

В последний год жизни у Бетховена прилив сил. «Я надеюсь подарить миру еще несколько больших произведений...» Но той же осенью он внезапно заболевает. Переезд в Вену ухуд­шил его тяжелое состояние. Одна за другой сделаны три операции. Его могучий организм борется несколько месяцев.

18 февраля 1827 г. в письме к другу тяжело­больной композитор еще надеется, что победит болезнь и вскоре вернется к работе. «Прискорб­нее всего, и я этого не скрываю, что я временно обречен на полное бездействие». В голове его теснятся мелодии, он поглощен поисками но­вых форм, жаждет скорей закончить Десятую симфонию...

26 марта 1827 г. Людвиг ван Бетховен скон­чался.

1 Другие симфонии Бетховена — 2, 4, 6, 7 и 8-я — более лиричны, чем 3, 5 и 9-я. В них воспеваются при­рода и настроения, ею навеваемые. Из вокальной музыки Бетховена широко известны цикл «К далекой возлюбленной» и прекрасные обработки шотландских, ирландских, английских, итальян­ских и русских песен.





 
 
-------------------------------------------------------
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2017