Детская энциклопедия

Меню сайта











Русская музыка первой половины  XIX в.

Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский

Музыкальная жизнь России первой полови­ны XIX в. ознаменована необыкновенно ярким песенным расцветом. Песня звучит всюду: в глухих деревушках и рабочих поселках, в посадах, пригородах и помещичьих усадьбах. Отечественная война (см. т. 8 ДЭ, ст. «Отече­ственная война 1812 года») пробудила горячий интерес к боевым патриотическим песням. Свои особые песни появляются у интеллиген­ции — студентов, учителей, актеров, поэтов и писателей. Любимыми песнями становятся ямщицкая «Не белы снеги забелилися», «Вниз по матушке по Волге» и раздумчивая песня-романс «Среди долины ровныя» на слова А. Мерзлякова.

В середине 20-х годов повсюду зазвучала широкая, задушевная песня «Соловей мой, соловей». Эта прекрасная мелодия стала извест­ной и за рубежом и превратилась даже во вставную арию Розины (опера «Севильский цирюльник» Дж. Россини), а великий пианист Ф. Лист создал виртуозное переложение «Со­ловья» для фортепиано. Мало кто знал, что это не народная песня, что слова «Соловья» сочинил друг Пушкина Дельвиг, а музыку — дарови­тый композитор Алябьев.

Александр Александрович Алябьев (1787 — 1851) участвовал во многих сражениях, не раз был ранен. Среди его друзей — А. С. Грибое­дов, поэт-партизан Денис Давыдов, будущие декабристы А. Бестужев и поэт Ф. Глинка. Много времени Алябьев отдавал музыке. С успехом шла веселая комическая опера Алябьева «Лунная ночь, или Домовые» (1822). Его чудесные русские песни, такие, как «Вечерком румяну зорю», пели не только в дворянских салонах, их подхватили крепостные песенники, ямщики.

После восстания 14 декабря 1825 г. (см. т. 8 ДЭ, ст. «Восстание на Сенатской площади») всех знакомых и друзей декабристов по любому поводу высылали. Нашли повод и для Алябьева; его приговорили к ссылке в Сибирь с лишением прав и дворянского звания. В Тобольске дея­тельный и энергичный Алябьев организует оркестр, устраивает концерты, сочиняет симфо­нические увертюры, лирико-драматические ро­мансы и песни. В них — волнующие компози­тора мысли и настроения, которые близки передовым людям того времени: тема изгнан­ничества и одиночества («Сижу на берегу по­тока» на слова Д. Давыдова, «Иртыш»), мечты о свободе («Узник» на слова Пушкина), тоска по родине («Вечерний звон»).

В 1832 г. Алябьеву разрешили поехать лечиться на Кавказ, который в те годы тоже был местом ссылки. Величественная природа, своеобразный быт горцев поразили впечатли­тельного художника. Там родятся его чудесные восточные песни: героическая «Кабардинская», лирические «Черкесская» и «Грузинская», по­являются обработки украинских песен. Вместе с собирателем народных песен Максимовичем Алябьев составляет первый сборник украинских песен с напевами.

И снова годы ссылки — в глухих Оренбург­ских степях. Здесь слух композитора привле­кают замечательные песни и наигрыши башкир. Потом тайное возвращение в Москву: ведь он лишен права жить в столице. Сколько прекрас­ных произведений написано за это десятиле­тие: романсы, песни, музыка для театра, ка­мерные ансамбли. Лучшие песни Алябьева рассказывают о народном горе и нужде — «Из­ба», «Кабак», «Деревенский сторож» (на слова Н. П. Огарева). Глубоким волнением проникнута песня «Нищая» (на слова П. Беранже) о горь­кой судьбе некогда великой певицы. Серьез­ный, вдумчивый художник, Алябьев начал свой творческий путь на заре русской музыки, а закончил его почти в одно время с Глинкой (см. ст. «М. И. Глинка»).

Другой замечательный классик русского романса — Александр Егорович Варламов (1801 —1848) — был сыном мелкого чиновника. Мальчика, обладавшего прекрасным голосом, отдали в Придворную певческую капеллу в Петербурге. Директор капеллы композитор Бортнянский оценил его удивительную музы­кальную одаренность и помог стать солистом.

Однажды зимним воскресным днем в Гааге, в Голландии, состоялся концерт гитариста Варламова — учителя пения при русском по­сольстве. Он мастерски играл родные песни и каждый напев повторял по многу раз, с неис­тощимой изобретательностью, по-новому видо­изменяя его (или, как говорят, варьируя).

Лучшие из написанных Варламовым песен близки народным. «Музыке нужна душа, дока­зательство — наши народные песни»,— гово­рил он. Особенно удавались ему широкие, мед­ленные песни: «Ах ты, время, времечко», «Горные вершины», «Что ты рано, травушка, пожелтела». Песню «Красный сарафан», по словам современников, «певали и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика». И наряду с этими задушевными лирическими романсами и песнями создавал Варламов произведения романтически взволнованные, проникнутые стремлением к свободе. Такие песни, как «Беле­ет парус одинокий» на слова Лермонтова, «Река шумит», «Море», «Песня разбойника», подхва­тывала передовая молодежь.

Из семьи крепостного музыканта вышел Александр Львович Гурилёв (1803—1858). С малолетства он был скрипачом в крепостном оркестре графа Орлова. Александру повезло: некоторое время он пользовался уроками, которые знаменитый пианист Джон Фильд давал графским детям.

По смерти графа Гурилевы получили свобо­ду и поселились в Москве. Молодой Гурилев давал уроки музыки, участвовал в концертах, сочинял фортепианные пьесы и романсы. С огромным успехом исполнялись его прекрас­ные песни: «Матушка, голубушка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Не шуми ты, рожь, спелым колосом». Лучшие его творения полн тихой грусти, мечтательной задумчивости, а иногда глубокого волнения и тревоги («На заре туманной юности» на слова Кольцова). Тонким, поэтическим настроением проникнута песня «Однозвучно гремит колокольчик» — о бес­крайних просторах родной земли и раздумьях русского человека.

Есть и другая чудесная песня на те же самые слова — фортепианное сопровождение воссоздает однообразный звон дорожного коло­кольчика. Ее написал русский композитор Алексей Николаевич Верстовский (1799—1862). Отец его был любителем музыки, и в его усадь­бе крепостные музыканты исполняли произве­дения Гайдна, Моцарта, русские песни.

Молодой Верстовский берет в Петербурге уроки фортепианной игры у знаменитого Фильда, с интересом изучает теорию музыки, играет на скрипке. Он горячо увлекается театром и вскоре сам начинает сочинять музыку к спек­таклям, например к водевилю «Кто брат, кто сестра» А. Грибоедова и П. Вяземского, к прологу «Торжество муз» (вместе с Алябье­вым) — по случаю открытия нового здания мос­ковского Большого театра.

Верстовский сближается с писателями, актерами и музыкантами и становится органи­затором русской оперной труппы. Он всегда горячо отстаивал самобытный путь развития русского оперного театра, русской музыки.

Современникам композитора особенно нра­вились его драматические баллады, полные ярких контрастов: «Три песни» на слова В. Жуковского, «Черная шаль» на слова мол­давской песни, переведенной Пушкиным. В на­роде полюбили многие мелодии из опер Верстовского.

Премьера знаменитой оперы «Аскольдова могила» (на сюжет романа М. За­госкина) состоялась в 1835 г. на сцене Боль­шого театра. Эта опера явилась как бы итогом многолетних исканий предшественников Верстовского — русских композиторов.

Несмотря на легендарную романтическую дымку, сюжет «Аскольдовой могилы» прост. Трогательная история разлученных Всеслава и Надежды завершается счастливым спасением девушки из княжьего плена. По музыкальной характеристике образ Надежды близок Антониде в опере Глинки «Иван Сусанин». Ярче всего удался Верстовскому Тороп — веселый песенник и балагур, способный не только всех позабавить, но и помочь друзьям в беде. Отвле­кая стражу, Тороп поет чудесную балладу о спасении девушки («Близко города Славянска»). И как раз все, о чем он поет, происхо­дит в тот момент в тереме.

Как и в других ранних русских операх, в «Аскольдовой могиле» встречаются разговор­ные диалоги, но здесь есть уже развитые ансамб­ли и целые сцены, напевные арии, разнообраз­ные песни; велико и значение оркестра. Музы­кальные характеристики героев — простых русских людей и народные хоры близки тог­дашней народно-бытовой песне. «Музыка ее (оперы.—Ред.) сделалась народной,— говорил писатель С. Аксаков,— кто ее не знает, не лю­бит, не поет...»

Лучшие сочинения композиторов первой по­ловины XIX в. предвещали блистательный расцвет русской музыки.





 
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2016