Детская энциклопедия

Меню сайта











М.П. Мусоргский

(1839-1881)

Великий русский композитор Модест Пет­рович Мусоргский называл себя «бойцом за правую мысль искусства». Всем своим творчеством он хотел «сказать людям новое слово друж­бы и любви, прямое и во всю ширь русских полян правдой звучащее слово».

Мусоргский родился в селе Карево Псков­ской губернии. В детстве он жадно слушал народные песни, с увлечением занимался музыкой, но не думал быть музыкантом. Сын небогатого помещика, Модест Мусоргский окончил школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге и стал офицером.

М. А. Балакирев первый распознал его громадный композиторский талант (см. ст. «Мо­гучая кучка». М. А. Балакирев»). Под его влия­нием Мусоргский в 1858 г. вышел в отставку, чтобы посвятить себя музыке. Но в то время композиторское творчество не давало никаких средств к существованию, и он был вынужден поступить на службу мелким чиновником.

Почти три года Мусоргский прожил вместе с несколькими своими друзьями и сверстниками на одной квартире — в «коммуне». Такие това­рищеские общежития, где собирались люди со сходными убеждениями, духовно близкие друг другу, описаны в романе Чернышевского «Что делать?».

В эти и последующие годы Мусоргский соз­дал много замечательных романсов и песен. Всего за свою жизнь композитор написал их около 70. Особенно значительны музыкальные сцены из народного быта: «Калистрат» и «Колыбельная Еремушке» (на слова Н. А. Некра­сова), «Сиротка» (на собственные слова), «Спи, усни, крестьянский сын» (на слова А. Н. Ост­ровского), «Трепак» из цикла «Песни и пляски смерти» (на слова А. А. Голенищева-Кутузова). С небывалой смелостью и правдивостью Мусорг­ский показал в них беспросветную, полную страданий жизнь крестьянина-бедняка. Так, впервые в музыке изобразил он голодного кре­стьянского мальчика, который просит подая­ния («Сиротка»). В романсе переданы горест­ные жалобы и стоны ребенка.

Люди разного характера, возраста и обще­ственного положения как живые предстают в романсах Мусоргского (написанных на соб­ственные слова) «Светик Савишна», «Семина­рист», «Озорник». В «Блохе» (на стихи Гёте из «Фауста») остроумно высмеяны самодурство монарха и пресмыкательство его придворных. В цикле «Детская» (на слова композитора) перед нами проходят то грустные, то озорные сценки из жизни детей.

У Мусоргского почти нет традиционных — лирических — романсов. Его вокальные пье­сы — это портреты или сценки.

Когда мы слушаем романсы Мусоргского, то словно видим каждого из действующих лиц — так наглядны их «музыкальные портреты», так метко, реалистически переданы в музыке особенности их речи, раскрыты харак­теры. Изображая людей из народа, композитор использует интонации разговорной речи, выразительные средства русской народной песни.

«Народные картинки», написанные Мусорг­ским в 60-х годах, подготовили появление оперы «Борис Годунов» (1869—1872).

Постановке этого революционного по ду­ху, новаторского по форме произведения пре­пятствовала Дирекция императорских те­атров. Однако передовые артистические круги добились того, что «Борис Годунов» был по­ставлен в 1874 г. в Петербурге Мариинским театром.

С восторгом приняли оперу Мусоргского демократические слушатели галерки — сту­денты-разночинцы, мелкие чиновники. А цар­ский двор и верхушка общества старались всячески помешать успеху оперы Мусоргского. Она редко шла в театре. К тому же цензура сделала в опере значительные сокращения, убрав самые «крамольные» сцены.

Народ — главное действующее лицо оперы. Сначала мы видим покорную толпу. Постепенно народ пробуждается, начинает требовать, про­тестовать. И вот уже в финале оперы слов­но разгорается пламя стихийного крестьян­ского восстания («Сцена под Кромами»).

Народу противостоит царь Борис. И в опе­ре, и в трагедии Пушкина он показан как чело­век, идущий к власти через преступление. С исключительной глубиной передает Мусорг­ский «трагедию совести» Бориса, его тяжкие душевные терзания, раскрывает его конфликт с народом. Годунов — умный и проницатель­ный государственный деятель. Но все же он не в силах установить в стране порядок: народ ему не верит. Противоречия между народом и запятнанной преступлениями самодержавной властью ничем нельзя примирить — вот основ­ная идея оперы.

В музыке раскрывается своеобразие харак­теров действующих лиц, каждый герой очерчен выразительно: разгульный монах Варлаам и мудрый летописец Пимен, честолюбивый Само­званец и гордая Марина Мнишек, хитрый Шуйский и доверчиво-бесстрашный Юроди­вый — «совесть народная».

Еще до постановки «Бориса Годунова» Мусоргский начал работать над другой истори­ческой оперой — «Хованщина». Это тоже опера с развернутыми массовыми сценами; главный герой исторических событий — народ. Недаром композитор назвал оперу «народной музы­кальной драмой».

В «Xованщине» Мусоргский продол­жил летопись «смутных времен» русской истории, начатую им в «Борисе Годунове». Задумывал он еще и третью такую оперу — «Пугачевщи­на». Не во всем строго следуя историческим фактам, Мусоргский творчески переосмысли­вал их, делал художественные обобщения. По­казывая события конца XVII в., стрелецкие бунты, начало царствования Петра I, движение раскольников, композитор глубоко проник в дух эпохи и характеры действующих лиц.

Бурные события русской истории напоми­нали Мусоргскому современную ему перелом­ную эпоху. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача»,— писал композитор. Он, как и многие передовые люди того времени, мучи­тельно искал ответ на вопрос, что будет дальше с отсталой, нищей Россией и ее могучим, но бесправным народом. Этими раздумьями, тре­вогой за судьбы народа и проникнута «Хован­щина». Мусоргский не видел действительных путей к избавлению народных масс от страданий, поэтому обе его оперы заканчиваются траги­чески безысходно.

Но в душе композитора жила вера в лучшее будущее любимой родины. С удивительной силой она выражена в оркестровой картине «Рассвет на Москве-реке» — вступлении к «Хо­ванщине». Льется широкая певучая мелодия, подобная народной песне. Она наполняется светом, силой и звучит как прекрасный гимн родной стране, великому народу.

Из симфонических произведений Мусорг­ского особенно популярна оркестровая картина «Ночь на Лысой горе» (1867). Ее создание — свидетельство живейшего интереса композитора к народным сказкам и легендам. Красочная музыка рисует ночную пляску ведьм и затем утренний рассвет.

Ярко расцвечен образами народной фанта­зии и народного быта цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» (1874). Он написан Мусоргским под впечатлением от рисунков его умершего друга — художника и архитектора В. А. Гартмана. В музыке отра­жены и сцены из жизни горожан, и сельские картинки, и игры детей. Мы словно видим воочию сказочного Гнома, Бабу Ягу или сред­невекового певца-трубадура. В заключительной пьесе — «Богатырские ворота» воспеты древне­русские богатыри. Все эти разнообразные кар­тинки объединяются темой первой пьесы «Про­гулка» — то уверенной и светлой, то мягкой и грустной мелодией русского народного склада. Тема «Прогулки» звучит в «Картинках» не­сколько раз. «Картинки с выставки» — одно из лучших программных произведений мировой фортепианной музыки.

Постоянное безденежье, неупорядоченная жизнь, переживания, вызванные нападками на «Бориса Годунова»,— все это постепенно под­рывало здоровье композитора, мешало его творчеству. Самым светлым событием послед­них лет жизни была его концертная поездка по Украине и югу России с певицей Д. М. Лео­новой, которой Мусоргский аккомпанировал. Во время поездки композитор собирал украин­ские песни, они были ему нужны для комиче­ской оперы «Сорочинская ярмарка».

В 1881 г. Мусоргский тяжело заболел и вскоре скончался, не успев дописать несколь­ких своих произведений. «Хованщину» завершил Н. А. Римский-Корсаков. Над оперой «Сорочинская ярмарка» работали друзья Мусоргского — Ц. А. Кюи и А. К. Лядов, а впоследствии новый вариант оперы создал советский компо­зитор В. Я. Шебалин.В творчестве Мусоргского последовательно и полно выражены передовые устремления, свойственные участникам «Могучей кучки». «Композитор-бунтарь», певец народного горя, протеста и свободолюбия, величайший реалист в музыке дорог нам и сегодня.





 
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2016