Детская энциклопедия

Меню сайта











К.А. Караев

(р. 1918)

Своеобразна национальная культура совре­менного Азербайджана: в ней не только береж­но хранятся самые древние сокровища народ­ного гения, но и бурно развиваются новые фор­мы искусства, рожденные нашей эпохой.

До Октябрьской революции в Азербайд­жане не было ни своего оперного театра, ни своей симфонической музыки (см. ст. «Национальная музыка в дооктябрьской России»).

За советское время в Баку и других городах появились театры, консерватории, радио и те­левидение. Выросли талантливые националь­ные композиторы. А музыка народного артиста СССР Кара Абульфазовича Караева сегодня известна во всем мире.

Композиторская судьба Караева сложилась на редкость удачно. Сын известного в Баку профессора-медика, Караев получил все воз­можности для развития своего музыкального дарования. Его руководителем по композиции стал Д. Д. Шостакович, который в это время преподавал в Московской консерватории.

Молодой композитор обратил на себя вни­мание уже первыми симфоническими опытами: «Азербайджанской сюитой» для оркестра и патриотической кантатой «Песня сердца», с ус­пехом исполненной в Москве в дни первой де­кады искусства Азербайджана (1938).

Талант Караева развернулся в годы Вели­кой Отечественной войны, когда он, еще сту­дент Московской консерватории, написал Пер­вую симфонию — «Памяти жертв войны» (1944) и оперу «Вэтэн» («Родина», 1945) — о геро­изме воинов в борьбе с фашистскими захват­чиками — совместно с композитором Джевдетом Гаджиевым.

Уже тогда музыку Караева отличало естест­венное сочетание ярких черт народного твор­чества Азербайджана с богатейшими тради­циями русской и мировой музыкальной куль­туры. Такова, например, его замечательная поэма «Лейли и Меджнун» (1947) — симфоническая легенда о пламенной любви, загубленной жестокими феодальными обычаями и предрассудками. В этой музыке, созданной на национальной основе, ясно ощущается воз­действие симфонического мастерства Чайков­ского.

Особого успеха Караев достиг в своих ба­летах. Продолжая традиции Прокофьева и дру­гих виднейших советских мастеров, он смело обогащает балетную музыку глубиной музы­кальной мысли, образной мощью и многогран­ностью современного симфонизма.

Фантастический сюжет «Семи красавиц» (1952) заимствован из поэмы великого азербайджанского поэта XII в. Низами. В этом сюжете все кажется будто нарочно созданным для эффектного балетного представления: роман­тическая яркость образов, безмерная широта сказочной фантазии, причудливая экзотическая атмосфера Древнего Востока.

Композитор резко сталкивает в своей му­зыке два мира образов: с одной стороны —возвышенный и благородный мир людей из народа, с другой — мир вла­сти, произвола, зла, воплощен­ный в образах шаха Бахрама и его приближенного — жесто­кого Визиря. Музыкальные картины балета покоряют своей щедрой красочностью. Поражает ослепительной ор­кестровой роскошью одна из центральных сцен балета — танцы семи восточных кра­савиц...

В другом своем балете — «Тропою грома» (1958) — Караев обратился к совер­шенно иному сюжету, взято­му из современной зарубеж­ной литературы. Его увлек роман писателя-негра Питера Абрахамса «Тропою грома», где гневно осуждаются изде­вательства белых колониза­торов над негритянским населением Южной Африки. Никогда еще, пожалуй, на балетной сцене не ставилось произведение, проникну­тое столь современным, политически действен­ным содержанием. Любовь молодого негритян­ского учителя к белой девушке вызывает ярость и злобу в среде белых. Озверевшая банда фермеров убивает влюбленных. Но их гибель воспринимается как смелый призыв к борьбе за свободу и равенство всех наций и рас на всей земле.

Если в «Семи красавицах» Караев опирался на азербайджанскую народную музыку, то в балете «Тропою грома» он широко исполь­зовал интонации и ритмы африканского фоль­клора. Разнообразные пляски негров — то на­смешливо-озорные, то бурные, страстные, а так­же лирические сцены противопоставлены цере­монным танцам спесивых голландских помещи­ков.

В произведениях последнего десятилетия Ка­раев смело обращается к музыке различных народов, разрабатывая испанские мотивы (в му­зыке к фильму «Дон Кихот»), албанский фоль­клор (в «Албанской рапсодии» для оркестра), а также элементы джазовой музыки американ­ских негров (в трех ноктюрнах для голоса и джаза).

В Третьей симфонии (1964) ком­позитор ищет новые средства музыкального вы­ражения, обогащая свою музыкальную палит­ру, но не теряя органических связей с родным азербайджанским фольклором.





 
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2016