Детская энциклопедия

Меню сайта











Русский театр первой половины XIX в.

Яковлев, Семенова, Щепкин, Мочалов, Мартынов

14 января 1807 г. в петербургском Большом театре царило необычайное оживление. За три часа до начала спектакля зрительный зал был набит битком. В тот день впервые шла трагедия «Димитрий Донской» известного драматурга В. А. Озерова. События далекой истории, пока­занные на сцене в разгар борьбы европейских народов с армиями Наполеона, будили патрио­тические чувства. Каждый стих, говоривший о славе русского оружия, сопровождался апло­дисментами.

Трагедия была очень распространена на рус­ской сцене в первой четверти XIX в. Русские литераторы создали немало трагедий, напра­вленных против тирании (см. т. 11 ДЭ, раздел «Русская литература»). Так, в пьесе Ф. Ф. Ива­нова «Марфа Посадница, или Покорение Нов­города» (1809) народный хор прославлял поли­тическую свободу.

Нередко антитиранические мотивы вводи­лись в произведения, далекие от каких бы то ни было социальных тем.

Большое место в репертуаре русского теат­ра занимали комедии. Ряд комедий создал вели­кий писатель И, А. Крылов (см. т. 11 ДЭ, ст. «И. А. Крылов»). В «Модной лавке» (1806) он сатирически изображает дворян, их мотовство, нелепую погоню за иноземными товарами. В ко­медии «Урок дочкам» (1807) ловкий слуга Семен выдает себя за французского маркиза и дурачит помещичьих дочек — Феклу и Лукерью, полу­чивших «модное образование». С симпатией ри­сует Крылов крепостных людей — добрых, сметливых, дорожащих народными традициями и русской речью, говорит об их любви к родине, к родному языку.

Много комедий и водевилей — маленьких, большей частью одноактных пьес с куплетами, музыкой и танцами — написал известный теат­ральный деятель А. А. Шаховской. В комедиях и водевилях проскальзывали и сатирические мотивы. Например, герой водевиля А. И. Писа­рева «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки» (1825) пел: «Везде судей ужасно много, и правосудья нет нигде».

Значительное место в репертуаре театра за­нимали в то время сентиментальные (чувстви­тельные) драмы.

«ЗАЧЕМ МЫ ХОДИМ В ТЕАТР, ЗАЧЕМ МЫ ТАК ЛЮБИМ ТЕАТР? ЗАТЕМ, ЧТО ОН ОСВЕЖАЕТ НАШУ ДУШУ... МОЩНЫМИ И РАЗНООБРАЗНЫМИ ВПЕ­ЧАТЛЕНИЯМИ... И ОТКРЫВАЕТ НАМ НОВЫЙ, ПРЕОБРАЖЕННЫЙ И ДИВНЫЙ МИР СТРАСТЕЙ И ЖИЗНИ!..»

В. Г. БЕЛИНСКИЙ

Господствовавшее тогда в рус­ском искусстве направление получило назва­ние сентиментализм (см. т. 11 ДЭ, ст. «Классицизм и сентиментализм»). Пользо­валась известностью чувствительная драма Н. И. Ильина «Лиза, или Торжество благодар­ности» (1802), рассказывавшая о любви поме­щичьего сына Лиодора и крестьянки Лизы, ко­торая оказалась тоже дочерью помещика. В по­добных пьесах, ставившихся на сценах Москвы и Петербурга, крепостническая действитель­ность была сильно приукрашена. Автор пока­зывал добрых и кротких помещиков, мир и со­гласие между дворянами и их крепостными. Но после героев классицистических трагедий — царей и вельмож, в XVIII в. всецело владев­ших сценическими подмостками, — здесь действо­вали обыкновенные люди, говорящие простым, понятным языком.

Крупнейшими трагическими актерами на­чала XIX в. были Алексей Семенович Яковлев (1773 —1817) и его партнерша Екатерина Семе­новна Семёнова (1786—1849; см. ст. «Е. С. Семе­нова»). Особенным успехом пользовался Яков­лев в главных ролях в трагедиях В. А. Озеро­ва «Фингал» и «Димитрий Донской». Актер соз­дал образы искренних, благородных, сильных духом героев: Отелло, Гамлета и других.

Возникли профессиональные театры и в про­винциальных городах России.

Когда в русской драматургии появились выдающиеся творения А. С. Грибоедова «Горе от ума» и А. С. Пушкина «Борис Годунов» актерское искусство, тоже стремившееся к есте­ственности и простоте, выдвинуло великого основоположника сценического реализма — Михаила Семеновича Щепкина (1788—1863; см. ст. «М. С. Щепкин»).

До открытия крупнейших театров страны — московского Малого (1824) и петербургского Александринского (1832) — казенные драмати­ческие труппы не имели своего постоянного по­мещения и долгое время были вынуждены иг­рать в разных местах. Правительство стреми­лось отгородить театр от общественно-полити­ческих проблем, от реальной действительности.

Особенно усилились цен­зурные строгости после поражения декабристов. Для драматических про­изведений в 1828 г. вво­дится так называемая двухступенчатая цен­зура: пьеса, пропущен­ная для печати, посту­пала еще и на дополни­тельную цензуру перед постановкой на сцене. Запрещали пьесы, в ко­торых «прямо или кос­венно порицался монар­хический образ правле­ния». Цензура запретила постановку «Бориса Го­дунова» А. С. Пушкина (трагедия была постав­лена только в 1870 г.); в искаженном виде до­пущены были к представлению «Горе от ума» A. С. Грибоедова и «Маскарад» М. Ю. Лермон­това. Для того чтобы правительству было легче следить за направлением театрального искус­ства, частных театров не разрешали. В Петер­бурге и Москве действовали лишь казенные театры.

Но нельзя было остановить дальнейшего развития искусства. Центрами театральной жизни оставались Александринский театр в Пе­тербурге и Малый театр в Москве. Здесь шли трагедии, романтические драмы, веселые воде­вили и сатирические пьесы. Зрители высоко ценили бунтарское искусство Павла Степано­вича Мочалова (1800—1848; см. ст. «П. С. Мочалов»), герои которого напоминали образы лермонтовской поэзии. В творчестве замеча­тельных водевильных артистов Н. О. Дюра,

B. Н. Асенковой, В. И. Живокини актерская игра преодолевала условность, схематизм, шла навстречу естественности и правде.

Высокую оценку дали современники искус­ству замечательного актера-демократа Але­ксандра Евстафьевича Мартынова (1816— I860; см. ст. «А. Е. Мартынов»).

В борьбе за утверждение реалистического искусства большую роль сыграл В. Г. Белинский.

В 1836 г. в Малом и Александринском театрах был впервые поставлен «Ревизор» Н. В. Го­голя (см. т. 11 ДЭ, ст. «Н. В. Гоголь»). И хотя многие роли в обоих театрах трактовались в облегченном, водевильном плане, сам текст коме­дии и блестящее исполнение М. С. Щепкиным роли Городничего (Малый театр) сделали свое дело.

Комедия вызвала громкие толки, стала предметом многочисленных разговоров о взят­ках и самодурстве властей. Не случайно один граф, посмотрев «Ревизора», сказал, что автор — враг России и что «его следует в кандалах от­править в Сибирь». Но Гоголь был врагом само­державия и крепостничества, а не России. Характерный эпизод, рисующий громадную дей­ственную силу «Ревизора», произошел в 1848 г. в Ростове. «Городничий Ростова, как на грех, имел тоже двойную фамилию вроде Сквозник-Дмухановского,— рассказывал актер И. И. Лав­ров.— При первых сценах начало его коро­бить; стал он озираться на публику, которая грохотала, взглядывая на своего городничего, их утеснителя. Едва кончился первый акт, как он взбежал на сцену и начал ругаться и кри­чать: «Как смели вы написать и представлять такой пасквиль на начальство? Я запрещаю продолжать! Не дозволю! В тюрьму всех спря­чу...» Только энергичное вмешательство дирек­тора театра, поддержанного публикой, дало возможность доиграть этот спектакль.

В начале 50-х годов XIX в. на русской сцене стали появляться пьесы молодого драматурга А. Н. Островского, открывшие новую эпоху в истории отечественного театра (см. ст. «Русский театр второй половины XIX в.»).





 
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2016