Детская энциклопедия

Меню сайта











Е.С. Семенова  А.Е. Мартынов П.С. Мочалов  М.С. Щепкин

Е.С. Семенова

«Говоря об русской трагедии, го­воришь о Семеновой — и, может быть, только об ней,— писал А. С. Пушкин.— Одаренная талантом, красотою, чувст­вом живым и верным, она образова­лась сама собою».

Екатерина Семеновна Семенова — дочь крепостной крестьянки. Благо­даря своему выдающемуся дарованию, трудолюбию и напряженному учению она стала «царицей русской сцены», как называл ее Пушкин.

Семенова играла на петербургской сцене с 1803 по 1826 г. Она имела необычайный успех в трагедиях Ра­сина, Корнеля, Вольтера, Шекс­пира, Шиллера.

Главное в ролях Семеновой — ге­роический характер, независимая лич­ность, сила страстей, готовность пой­ти на смерть, но не на уступки. Само­бытность творчества Семеновой, соче­тание гражданского патриотического пафоса с порывами «истинного вдох­новения» высоко ценили декабристы.

А. Б. Мартынов

В труппе Александринского театра Александр Евстафьевич Мартынов прослужил всю жизнь, сыграв более 600 ролей. Даже в водевилях, бессодержательных пустячках с пе­нием и танцами, Мартынов умел соз­давать характеры, типы. С большим сочувствием воплощал он простых, «маленьких людей» — слуг, кресть­ян, бедных актеров, мелких чиновни­ков. Мартынов часто жаловался на скудость репертуара. И с каким само­забвением работал он над ролями классических произведений, которые пусть редко, но все же доставались на его долю.

Он играл Подколесина в «Же­нитьбе» и Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя, Мошкина в «Холостяке» Тургенева, много ролей из репертуара Островского. Венец творческих дости­жений Мартынова — образ Тихона («Гроза»). В его трактовке артист приближался к тому толкованию, кото­рое дает Добролюбов образу Тихона в знаменитой статье «Луч света в темном царстве».

Близость передовым демократиче­ским идеям своего времени, боевой дух творчества, гуманизм, типичность созданных им характеров —- все это наследие актера-реалиста Мартынова.

П. С. Мочалов

Павел Степанович Мочалов был сыном выдающегося трагического ак­тера, выходца из крепостных, но слава его скоро затмила отцовскую.

В мрачную эпоху, наступившую после поражения декабристов, Мочалов создавал образы страстных бунтарей; призывавших не подчиняться произ­волу, вступать в борьбу с миром дес­потизма и рабства, за свободу и утверждение достоинств человеческой личности.

27 ноября 1831 г. Мочалов первым в Москве сыграл Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова (до того гениаль­ная комедия была запрещена цензу­рой). Каждый чувствовал всю степень ненависти, которая охватывала Чац­кого — Мочалова, когда он обрушивал язвительные реплики и страстные монологи против крепостничества, против всех темных сторон тогдашней России. Впервые в истории русского театра со сцены так открыто провоз­глашались настроения и идеи, близ­кие декабристам.

Выступление Мочалова в роли Гам­лета в трагедии Шекспира было с вос­торгом встречено передовой частью общества и резко недоброжелатель­но — со стороны реакционных кругов.

Гамлет — Мочалов боролся не за престол; его муки и сомнения рожда­лись не от слабости воли. Наоборот, мочаловский Гамлет был сильный и волевой человек. Идеальные представ­ления его о мире и людях приходят в резкое противоречие с жизнью, с об­маном, предательством и насилием, господствующими при дворе датского короля Клавдия. В неравной борьбе с окружающей подлостью и злом Гам­лет гибнет, одерживая в глазах зри­теля моральную победу.

Мочалов — актер-романтик. С ог­ромной силой он раскрывал в ролях Отелло, Гамлета, Лира, Ромео образ человека, защищающего высокие иде­алы гуманизма и справедливости. Он обладал яркой творческой фантазией, потрясающей способностью к сцени­ческому перевоплощению.

М. С. Щепкин

«Щепкин и Мочалов — без сомне­ния два лучших артиста изо всех ви­денных мною в продолжение 35 лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокро­венные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России»,— писал Герцен.

«Он был великий артист, артист по призванию и по труду. Он создал правду на русской сцене...»—так сказал Герцен про Михаила Семенови­ча Щепкина.

Щепкин родился в семье крепост­ного. Семнадцати лет он вступил в профессиональную театральную труппу в Курске и скоро стал из­вестным актером провинциальной сцены. Слух о нем достиг Петербурга и Москвы. Зрители, высоко оценив­шие талант артиста, три года соби­рали огромную по тому времени сумму и выкупили его из крепостной неволи.

В 1823 г. начинается творческая жизнь Щепкина на сцене Малого теат­ра, составляющего гордость отечест­венной культуры.

Создавая сценические образы не­навистных ему крепостников и крючко­творов-чиновников, великий артист заставлял зрителей смеяться над их ничтожеством, спесью и содрогаться от их бездушия и низости. В роли Фамусова («Горе от ума» Грибоедова) и Городничего («Ревизор» Гоголя) Щепкин по существу обличал весь самодержавно-крепостнический строй.

Совсем иначе артист воссоздавал образы людей из народа, стремясь «заинтересовать зрителя судьбою простого человека» (Белинский). Глубокое сочувствие вызывали его герои — старый, одинокий моряк Симон — (водевиль Соважа и Делурье «Матрос») и бескорыстный Жакар, который изобрел новый станок для облегчения труда ткачей («Жакардов станок» Фурнье). Гимн труду и тру­женикам, их «мозолистым рукам», произносимый Жакаром — Щепкиным, находил горячий отклик в зрительном зале.

Щепкин был выдающимся испол­нителем классических ролей драматур­гии Мольера и Шекспира. Он страстно любил театр и свою профессию. «Те­атр для актера — храм,— говорил он.— Это его святилище!»

Щепкин считал, что искусство должно быть связано с жизнью, понятно и доступно народу — подлинному его ценителю. Он постоянно гастроли­ровал в разных городах России.

Щепкин провозгласил, что естест­венность, простота, и правдазакон сценического искусства, боролся с напыщенной манерой игры, распрост­раненной в то время в русском театре. Для великого артиста главным было не внешнее поведение героя, а раскрытие его внутренних переживаний. Эта реалистическая позиция Щепкина дала новое направление развитию театра.

Громадная сила щепкинского реа­лизма оказала воздействие на многих представителей русского театрального искусства.





 
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Новые статьи
Каталог статей
Как подготовить ребенка к школе
Освоение навыков чтения
Природные материалы на уроках труда

Статистика




 
Адрес почты Вопросы по рекомендациям, размещению рекламы и обратных ссылок обращайтесь pochta@enciklopediya1.ru
2013 © 2016