.
Меню сайта
|
Искусство киноИскусство киноКино — самое молодое из искусств — появилось на рубеже XIX и XX вв. Главные средства кино — изображение (снятые на пленку люди, события, предметы, пейзажи) и звук (записанные на пленку человеческая речь, музыка, пение, различные шумы). Благодаря этому искусство кино объединяет в себе элементы других искусств: литературы — речь действующих лиц, текст от автора; живописи — композицию, колорит, светотень; театра — игру актеров, мизансцены; музыки — вокальной, инструментальной, оркестровой. В кинофильме все эти элементы других искусств синтезируются, т. е. сливаются в единое художественное целое. Поэтому искусство кино так богато по своим выразительным средствам и художественным возможностям, оно владеет пространством, временем и движением. Его произведения наглядны, общедоступны, впечатляющи. Отмечая невиданное богатство выразительных возможностей искусства кино, его общедоступность и массовость, В. И. Ленин еще в 1922г. назвал кино важнейшим из искусств. Разумеется, кино не только синтезирует средства других искусств, а обладает и своими собственными, специфическими, т. е. присущими только ему, выразительными возможностями. Прежде всего это смена планов. Кинокадр может вместить и широкий пейзаж, и человеческую толпу, и огромное здание. Этот кадр будет снят общим, или дальним, планом. Но в кадре может быть снят сидящий человек, угол комнаты, станок — они будут сняты средним планом. А когда киноаппарат приблизит к зрителю лицо актера, его руку, какой-либо предмет, это будет крупный план — наиболее сильное, впечатляющее и оригинальное средство кино. Кинозритель может также взглянуть на человека, или здание, или дерево сверху, сбоку, снизу, издалека, с птичьего полета или подойдя вплотную. Это зависит от ракурса — так называют точку зрения киноаппарата. Соединение отдельных кадров в общее целое называется монтажом. Монтаж — главное, основное специфическое средство киноискусства. При помощи монтажа можно соединить события, снятые в разных местах и в разное время. Монтаж — это отбор художником событий, их сопоставление в определенном темпе и ритме, их трактовка. Богатые возможности таят в себе ускорение и замедление съемки, всевозможные трюковые и комбинированные кадры. Словом, средствами кино можно правдиво и полно изобразить все. Все времена, этапы, эры. Все континенты, страны, города. Все состояния человека, все оттенки его чувств, изгибы его мысли. Можно сделать реальной любую фантазию и, главное, можно правдиво и полно показать любую реальность. Техническая основа искусства кино позволяет воспроизводить (печатать) неограниченное количество совершенно одинаковых, равноценных копий фильма. Количество этих копий (тираж) фильмов достигает порой нескольких тысяч экземпляров, что дает возможность показывать произведения киноискусства одновременно во многих кинотеатрах. Кроме того, одну и ту же копию фильма можно демонстрировать большое количество раз. Благодаря этому число зрителей некоторых фильмов за короткий промежуток времени достигает нескольких миллионов, а в течение ряда лет и десятков миллионов человек. Это делает искусство кино самым массовым, самым распространенным. За короткий срок (около 70 лет) киноискусство проделало огромный путь, невиданно развив и обогатив свои выразительные возможности. Сначала фильмы были беззвучными, черно-белыми, плоскостными, снимались с одной точки. Постепенно качество изображения стало улучшаться, появилась выразительная композиция кинокадра, стали разнообразными точки зрения киноаппарата (ракурсы), светотень приобрела тончайшие оттенки. Через 30— 35 лет кино овладело звуком. Экран заговорил, запел, зашумел, зазвучала специально созданная для фильмов музыка. Еще через 5—10 лет был освоен цвет и объем (стереоскопия). Сейчас освоены различные формы экрана (широкий экран, синерама, панорама и т. д.), объемный звук (стереофония), ведутся опыты над экраном, меняющим свои очертания и размеры в зависимости от воли режиссера. Телевидение явилось новой формой подачи фильмов и еще увеличило массовость и общедоступность киноискусства (см. ст. «Искусство телевидения»). Мы различаем 3 основных вида фильмов: художественные, документальные, научно-популярные. Самостоятельной областью художественного фильма стала рисованная и объемная мультипликация (см. ст. «Звуковое кино США»). Создание фильма — процесс коллективный, процесс одновременно творческий и производственный. Творчество писателя-сценариста, художников, создающих декорации, актеров, операторов, музыкантов, а также творческий труд людей многих других профессий объединяются волей режиссера-постановщика — создателя кинофильма. Над созданием фильмов на больших, специально оборудованных киностудиях трудятся люди более двухсот профессий. Создание, размножение, распространение фильмов — это большая область современной промышленности и экономики. Она называется кинематографией. Стремления людей создавать синтетические произведения искусства, разносторонне охватывающие жизнь, были осуществлены благодаря достижениям науки и техники: появилось новое искусство — искусство кино. |
ПОИСК
Block title
|