. Искусство кино
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Искусство кино

Искусство кино

Кино — самое молодое из искусств — по­явилось на рубеже XIX и XX вв. Главные сред­ства кино — изображение (снятые на пленку люди, события, предметы, пейзажи) и звук (записанные на пленку человеческая речь, музыка, пение, различные шумы). Благо­даря этому искусство кино объединяет в себе элементы других искусств: литературы — речь действующих лиц, текст от автора; живописи — композицию, колорит, светотень; театра — игру актеров, мизансцены; музыки — вокаль­ной, инструментальной, оркестровой. В кино­фильме все эти элементы других искусств син­тезируются, т. е. сливаются в единое художест­венное целое. Поэтому искусство кино так богато по своим выразительным средствам и художественным возможностям, оно владеет пространством, временем и дви­жением. Его произведения наглядны, об­щедоступны, впечатляющи.

Отмечая невиданное богатство выразитель­ных возможностей искусства кино, его обще­доступность и массовость, В. И. Ленин еще в 1922г. назвал кино важнейшим из искусств.

Разумеется, кино не только синтезирует средства других искусств, а обладает и своими собственными, специфическими, т. е. прису­щими только ему, выразительными возможно­стями. Прежде всего это смена планов. Кинокадр может вместить и широкий пейзаж, и человеческую толпу, и огромное здание. Этот кадр будет снят общим, или дальним, планом. Но в кадре может быть снят сидя­щий человек, угол комнаты, станок — они будут сняты средним планом. А ког­да киноаппарат приблизит к зрителю лицо актера, его руку, какой-либо предмет, это будет крупный план — наиболее силь­ное, впечатляющее и оригинальное средство кино.

Кинозритель может также взглянуть на человека, или здание, или дерево сверху, сбоку, снизу, издалека, с птичьего полета или подой­дя вплотную. Это зависит от ракурса — так называют точку зрения киноаппарата.

Соединение отдельных кадров в общее целое называется монтажом. Монтаж — глав­ное, основное специфическое средство кино­искусства. При помощи монтажа можно соеди­нить события, снятые в разных местах и в раз­ное время. Монтаж — это отбор художником событий, их сопоставление в определенном темпе и ритме, их трактовка.

Богатые возможности таят в себе уско­рение и замедление съемки, всевозможные трюковые и комби­нированные кадры.

Словом, средствами кино можно правдиво и полно изобразить все. Все времена, этапы, эры. Все континенты, страны, города. Все состояния человека, все оттенки его чувств, изгибы его мысли. Можно сделать реальной любую фантазию и, главное, можно правдиво и полно показать любую реальность.

Техническая основа искусства кино позво­ляет воспроизводить (печатать) неограничен­ное количество совершенно одинаковых, рав­ноценных копий фильма. Количество этих ко­пий (тираж) фильмов достигает порой не­скольких тысяч экземпляров, что дает возмож­ность показывать произведения киноискусства одновременно во многих кинотеатрах. Кроме того, одну и ту же копию фильма можно де­монстрировать большое количество раз. Бла­годаря этому число зрителей некоторых филь­мов за короткий промежуток времени достигает нескольких миллионов, а в течение ряда лет и десятков миллионов человек. Это делает искус­ство кино самым массовым, самым распро­страненным.

За короткий срок (около 70 лет) киноискус­ство проделало огромный путь, невиданно раз­вив и обогатив свои выразительные возмож­ности. Сначала фильмы были беззвучными, черно-белыми, плоскостными, снимались с одной точки. Постепенно качество изображения стало улучшаться, появилась выразительная композиция кинокадра, стали разнообразными точки зрения киноаппарата (ракурсы), свето­тень приобрела тончайшие оттенки. Через 30— 35 лет кино овладело звуком. Экран заговорил, запел, зашумел, зазвучала специально создан­ная для фильмов музыка. Еще через 5—10 лет был освоен цвет и объем (стереоскопия). Сейчас освоены различные формы экрана (широкий экран, синерама, па­норама и т. д.), объемный звук (стерео­фония), ведутся опыты над экраном, меня­ющим свои очертания и размеры в зависимости от воли режиссера. Телевидение явилось новой формой подачи фильмов и еще увеличило массовость и общедоступность киноискусства (см. ст. «Искусство телевидения»).

Мы различаем 3 основных вида фильмов: художественные, документаль­ные, научно-популярные. Само­стоятельной областью художественного филь­ма стала рисованная и объемная мультипликация (см. ст. «Звуковое кино США»).

Создание фильма — процесс коллективный, процесс одновременно творческий и производ­ственный. Творчество писателя-сценариста, художников, создающих декорации, актеров, операторов, музыкантов, а также творческий труд людей многих других профессий объ­единяются волей режиссера-поста­новщика — создателя кинофильма. Над созданием фильмов на больших, специально оборудованных киностудиях трудятся люди более двухсот профессий. Создание, размноже­ние, распространение фильмов — это большая область современной промышленности и эко­номики. Она называется кинематографией.

Стремления людей создавать синтетические произведения искусства, разносторонне охва­тывающие жизнь, были осуществлены благо­даря достижениям науки и техники: появилось новое искусство — искусство кино.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ